Main Menu

Фермер получает кредит и… страхует имущество

В январе 2013 года правительство утвердило проект «Финансирование сельского хозяйства». Проект открыл коммерческим банкам возможность вложить в сельское хозяйство в виде кредитов от 3 до 5 млрд. сомов под 10% годовых. И еще 10% годовых получить в виде субсидий из бюджета. Словом, у банков возникла возможность прилично заработать, особо не рискуя. 

Тем не менее добросовестные авторы проекта рассмотрели возможные риски «нецелевого использования кредитов», «неполной выборки кредитных средств» и даже «угрозу природных катаклизмов». Понятно, банки не в состоянии воспрепятствовать опасным стихийным явлениям, но могут и обязаны осуществлять страхование кредитов с тем, чтобы страховая компания возместила убытки, вызванные, к примеру, невозвратом кредитов в связи с гибелью имущества фермера, купленного на кредитные деньги.

Сон оказался, как говорится, в руку. Не прошло и полгода, как в результате прошлогодних июньских заморозков в Нарынской и Иссык-Кульской областях погибло чуть более одной тысячи голов продуктивного и рабочего скота. Как должны поступать в этой ситуации фермеры, что брали кредиты на увеличение поголовья, и банкиры, которые их кредитовали?

 

«Действуй по уставу…»

С позиций здравого смысла выход один: страхование. Первым следует застраховать купленное за счет банковского кредита стадо, вторым — выданные кредиты. Страхование имущества — одно из направлений экономической деятельности. Его цель — возмещение ущерба при наступлении различных неблагоприятных явлений за счет средств страховщика (страховой компании).

«Персональный» закон каждому страхователю

Если Закон «О банках и банковской деятельности» направляет банкиров на страхование кредитов, то Закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» «не подсказывает» фермерам необходимость страхования их имущества. Однако идея страхования имущества сельхозпроизводителей уже витала в умах госчиновников. Правительство А. Джумагулова в 1997 г. одобрило проект закона «О добровольном страховании имущества сельскохозяйственных предприятий, акционерных обществ, ассоциаций, крестьянских и фермерских хозяйств», разработанный по инициативе тогдашнего министра сельского и водного хозяйства Ж. Акенеева, и направило его в парламент. Закон в качестве объектов страхования называл в том числе рабочий и продуктивный скот. Предусматривал выплату страховыми компаниями фермерам-страхователям денежных средств при наступлении страховых случаев.

Но через месяц правительство возглавил К. Жумалиев, и закон отозвали «для доработки». Какая уж тут преемственность в сфере госуправления сельхозпроизводством. Не было ее и нет. А если судить по «черепашьим» шагам кооперирования фермерских хозяйств, не скоро еще будет. Речь-то о кооперировании «крестьян-хозяев» идет с 1991 года прошлого века. И все же следует сказать, что результатом «доработки» стал, очевидно, Закон «Об организации страхования в КР». И хотя он регулирует поведение лишь страховых организаций, но это еще один шаг к «победе страхования».

 

Адресат закона известен

Вновь вспомнили о необходимости страхования имущества фермеров через 10% лет в процессе принятия Закона «О развитии сельского хозяйства» (2009 г). Его единственным, пожалуй, адресатом является как ныне действующий министр сельского хозяйства, так и любой другой партийный выдвиженец, который займет эту политическую должность в будущем. Закон информирует министра о том, что наряду с созданием финансово-кредитной инфраструктуры, обеспечивающей фермерам доступность кредитов, он должен озаботиться «развитием системы страхования рисков при производстве, переработке, хранении, транспортировке и реализации сельскохозяйственной продукции». С этой целью министру следует «стряхнуть пыль» с проекта закона «О добровольном страховании имущества сельскохозяйственных предприятий, акционерных обществ, ассоциаций, крестьянских и фермерских хозяйств», включить в его положения процедуру государственно-корпоративного (частного) страхования фермерами своего имущества и направить в парламент.

 

К твоей половине — мою половину

 Суть государственно-корпоративного (частного) страхования заключается в том, что фермеры, заключив договор страхования, направляют страховщику лишь часть (половину?) страховых взносов. Другую часть взносов должно взять на себя государство. В этом акте и заключается государственная поддержка развития системы страхования рисков в сельхозпроизводстве, предусмотренная Законом «О развитии сельского хозяйства».

Аналогичное правило следует соблюдать и при страховании коммерческих кредитов, выдаваемых фермерам коммерческими банками. Его следует внедрить в Закон «О банках и банковской деятельности».

 

И кредитование, и страхование

Реализация предлагаемых управленческих решений, включающих «в игру» парламент, носит долгосрочный характер и должна осуществляться своим чередом с соблюдением известных бюрократических правил. Но для их быстрого осуществления надо внести соответствующие дополнения в проект «Финансирование сельского хозяйства». В результате наряду с осуществлением государственно-банковского (коммерческого) кредитования сельхозпроизводителей необходимо одновременно, подчеркиваю, осуществлять и государственно-корпоративное (частное) страхование коммерческих кредитов, имущества фермеров, приобретаемого за счет полученных кредитов. Рядом с рынком банковских кредитов возникнет и полноценный рынок услуг страхования. Правительство освободится от необходимости поддерживать сельских товаропроизводителей в случаях массовой гибели продуктивных животных, вызванной сложными погодными условиями. Возмещение ущерба ляжет на страховые компании.

С этих позиций становится очевидным, что Программа развития сельскохозяйственного кооперативного движения в Кыргызской Республике на 2013-2017 гг. должна предусматривать не только государственные меры финансово-кредитной поддержки фермерских сельхозкооперативов, но и меры государственной поддержки их страхового интереса.

Геннадий ЖАЛКУБАЕВ,

независимый аналитик.







Добавить комментарий