Main Menu

Высота подвига Чолпонбая

Меня спрашивают: чем был памятен год ушедший? Отвечаю тут же: поездкой в Воронежскую область, откуда весь наш род, и поклон месту  захоронения Героя Советского Союза Чолпонбая Тулебердиева. Но об этом разрешите рассказать мне поподробнее.

P1060222Едем в село Урыв Острогожского района Воронежской области. Речная гладь тихого Дона. И поля: подсолнечника, кукурузы, пшеницы, гречихи, усыпанные плодами деревья слив, яблонь и груш. Это российское Черноземье во всем своем великолепии.

Сопровождал меня на своей «Газели» мой зять Юрий Павлович Иванов,  мастер спорта СССР, бывший главный тренер сборной команды Киргизии по пожарному многоборью. Его дед Егор Иванов тоже родом из воронежских краев.

До заветного памятника проехали около 90 километров мимо малонаселенных сел. Предполагали, что памятник славному Чолпонбаю стоит где-нибудь в парке, в сквере. Часто останавливались, спрашивали, куда и сколько времени еще ехать. Все редкие встречные из местных знают, что во время войны боец-киргиз совершил подвиг: при форсировании Дона закрыл грудью вражескую амбразуру, что посмертно стал Героем Советского Союза и что на месте его гибели на могиле установлен памятник. Но сколько и куда ехать, никто нам не мог подсказать. Обескураживали безымянные развилки, ужасные дороги, ездить по которым можно только на танке. Но, слава Богу, день выдался яркий, солнечный и сухой. За месяц пребывания на воронежской земле в июле-августе без ливней было не более шести дней. Выручили нас интуиция и  главный ориентир — берег величавого Дона, от которого мы далеко не отрывались.

Внезапно увидели на берегу пару автомобилей и отдыхающих людей. На наши вопросы они  нас ошарашили: «Вот эта гора. На ее вершине и могила, и памятник Чолпонбаю».

Мы стояли у ее подножия. Это изваянная природой из мела и известняка белая возвышенность, сопка. Хоть не гора, но высокая и крутая.

Оставив машину, мы полезли без спортивной обуви и одежды покорять святую высотку. В руках у меня нелегкая сумка с документами, очками, фотоаппаратом, водой… Внезапно обнаружили под ногами толстый слой сухого песка и коротенькие зеленые кустики.

Моему волнению не было предела. Я шел дорогой подвига Чолпонбая.

Из-за крутизны мы снизу не видели вершину сопки. К ней вела добротная деревянная двухъярусная лестница. С вершины падает вниз зловещая стена, изолированная от всего белого света железобетонной лепешкой с рваными краями. Конечно, это точка бывшего проклятого дзота! Это место гибели Чолпонбая.

Поднявшись на вершину, мы увидели могилу героя с добротным памятником из черного камня, много венков и цветов. Вспомнили рассказ гида Воронежского областного краеведческого музея, где накануне побывали.

Шел август 1942 года. Фашисты зверствовали на воронежской земле. Эшелонами вывозили чернозем в Германию. Заняли все сопки сторожевого плацдарма. Установили дзоты. Контролировали Дон, всю низину, где были сосредоточены наши войска. Командование решило форсировать Дон, изгнать захватчиков с высоток. Река была красной от крови. «Товарищ командир! — обратился рядовой Чолпонбай. — Я родился в горах Киргизии. Залезу на эту вершину. Забросаю гадов гранатами. Поручите мне!» И залез. И забросал. Но дзот продолжал «работать». Не раздумывая, Чолпонбай крикнул: «За Родину!»  и закрыл собой зловещую дыру…

Это было 6 августа 1942 года. Левее на памятнике дата рождения кыргызстанца: 13 апреля 1922 года. По предложению Юры я поговорил с героем на кыргызском языке, спел ему «Омур» Токтогула, где есть мудрые мысли-заветы: «…Без памяти доброй пусть люди не мрут!  Пусть не кончается в юности век! Пусть разум заполнит божественный свет!»

На вершине сопки в тридцати шагах от памятника мы посетили братскую могилу со стихами на каменной плите:

«Расскажут пусть камни о ваших делах! 

Как насмерть герои стояли!

Здесь русский, киргиз, сибиряк и казак 

За Родину жизнь отдавали.»

Здесь покоятся солдаты и офицеры — друзья Чолпонбая, покорившие высотку. На черной каменной плите выгравированы в цвете Звезда Героя и надпись «Рядовой 636-го стрелкового полка 160-й стрелковой дивизии 6-й армии Воронежского фронта Чолпонбай Тулебердиев. 13.04.1922 г. — 6.08.1942 г.».

Над плиткой прикреплена металлическая пластина, на которой изображен в профиль символический портрет нашего земляка в солдатской форме. Очевидно,  Чолпонбай был похоронен раньше в отдельном месте, но его подвиг увековечен в братской могиле однополчан.

Мы сделали более сорока снимков и по лестнице спустились на площадку. Увидели автомобиль. Ранее нам никто не сказал, что к этому месту ведет дорога, которая начинается в 15 километрах от  святой высотки. Могилы нередко посещают школьники, студенты, родители, учителя… Памятные посещения организовывают местные советы ветеранов войны и труда.

Много раз я был в России. Но летом — впервые. Вернувшись в Бишкек, я подарил снимки редакции «Слова…», Министерству культуры и Историческому музею, руководители которого приняли с благодарностью и горсть земли с могилы Чолпонбая.

Михаил КОРСУНСКИЙ,

директор ООО «Союз народного

художественного творчества российских

соотечественников «Русская душа». 






Добавить комментарий