Main Menu

Генеральная линия Генштаба

Как известно, в рамках Национальной стратегии устойчивого развития государства в Кыргызстане принята военная доктрина, предусматривающая кардинальные реформы в Вооруженных силах, в том числе в системе их управления. Преобразования востребованы временем и задачами адекватного реагирования на возможные внутренние и внешние угрозы с учетом складывающейся военно-политической обстановки в мире и особенно в Центральноазиатском регионе. Доктрина, инициированная Президентом — Главнокомандующим ВС КР, еще раз подтверждает оборонительный характер военной политики государства, необходимость строительства национальной армии, способной обеспечить не только военную, но и внутреннюю безопасность республики. О том, какие перемены происходят сейчас в Вооруженных силах и в системе общей безопасности страны, мы попросили рассказать первого заместителя министра обороны Замира СУЕРКУЛОВА. 

1— Замир Казакбаевич, выступая на Совете обороны в июле этого года, Главком ВС КР отметил отсутствие значимых результатов за все годы суверенитета в сфере оборонного строительства и в системе обеспечения стабильности… 

— Действительно, необходимость реформирования Вооруженных сил, поддержания их в постоянной готовности назрела еще в 1999 году после баткенской кампании, в последующем еще раз доказана во время событий 2005-го и 2010 годов, показавших целесообразность и обоснованность реорганизации сил и средств противодействия не только агрессии извне, но и внутри. С тех пор неоднократно предпринимались усилия по созданию компактных, мобильных и боеспособных Вооруженных сил, эффективной системы управления ими, но не доводились до конца.

— Дублирование и ведомственная разобщенность в действиях силовых структур в конечном итоге не позволяют адекватно и оперативно реагировать в случае возникновения той или иной угрозы. Очевидно, что нужны новые методы и инструменты обеспечения общей безопасности, включая внешние и внутренние факторы. Какая работа ведется в этом направлении?

— Последние 2 года руководство страны уделяет особое внимание совершенствованию кыргызской армии и силовых структур с учетом стоящих перед ними современных задач, таких, как противодействие международному экстремизму, терроризму, попыткам подрыва суверенитета и территориальной целостности республики, внешних вызовов и дестабилизации внутриполитической обстановки. Одним из первых шагов в этом направлении станет создание Генерального штаба — единого органа оперативного управления Вооруженными силами и другими силовыми структурами в кризисных ситуациях.

— Вот об этом подробнее, пожалуйста. 

— Генштабу предоставляются полномочия привлекать все ресурсы и средства Вооруженных сил, которые будут состоять из соединений и частей Минобороны, Государственной пограничной службы и Национальной гвардии КР, сформированной на базе Нацгвардии оборонного ведомства и внутренних войск МВД. Остальные силовые структуры, например МВД, МЧС, привлекаются к выполнению своих прямых функциональных обязанностей. При Генеральном штабе планируется сформировать комитет начальников штабов всех вышеуказанных и других ведомств. Безусловно, процесс реформирования ВС требует пересмотра нормативно-правовой базы согласно новым направлениям служебно-боевой деятельности. Мы сейчас усиленно этим занимаемся. В частности, разработали проект закона «О внесении дополнений в Закон «Об обороне и Вооруженных силах Кыргызской Республики». Он одобрен правительством и внесен на рассмотрение в Жогорку Кенеш.

Данным законопроектом вводится такое  понятие, как «кризисные ситуации», под которым понимаются вооруженный мятеж, межэтнические конфликты, террористические акты, вооруженное блокирование, захват дорог и стратегических объектов, включая их повреждение.

Он также предполагает, что при введении военного или чрезвычайного положения либо возникновении кризисных ситуаций Генеральный штаб Вооруженных сил является высшим органом оперативного управления и координации сил и средств структур внутренних дел, национальной безопасности, гражданской защиты и других государственных ведомств и органов местного самоуправления, вовлеченных в рамках своей компетенции в систему обеспечения порядка и стабильности. Начальнику Генерального штаба Вооруженных сил будет предоставлено право принять решение о применении отдельных войсковых частей и подразделений с незамедлительным докладом Главнокомандующему — предложением о введении чрезвычайного положения для предупреждения и преодоления кризисов — лишь в том случае, если они сопряжены с угрозой жизни и здоровью людей, конституционному строю, суверенитету и территориальной целостности страны, при которых силы и средства правоохранительных органов, других воинских формирований недостаточны для их разрешения. То есть реагирование на кризисные ситуации — это в первую очередь задача органов внутренних дел и национальной безопасности. Генеральный штаб включается в реагирование только на масштабные угрозы. На него также возлагается задача мониторинга военно-политической обстановки в регионе в целом, для чего здесь создадут единый аналитический центр обеспечения своевременного и адекватного ответа на угрозы, направленные на подрыв безопасности государства. Этим же законопроектом конкретизируются задачи Вооруженных сил, разграничиваются и функции Генерального штаба и Минобороны, которое станет отвечать за всестороннее обеспечение войск, подготовку профессиональных кадров, финансирование и другие составляющие  боеспособности войсковых подразделений. На него также возлагается общее руководство реализацией государственной военной политики в ВС и других воинских формированиях. Предполагается, что должность руководителя оборонного ведомства будет политической и им может назначаться гражданское лицо. О задачах Генерального штаба я уже сказал.

— Расскажите, пожалуйста, коротко об итогах служебно-боевой деятельности частей и подразделений Минобороны за предыдущий учебный год и о ее главных приоритетах… 

— Прежде всего это повышение уровня боевой подготовки, слаженности действий войск, способных в максимально короткие сроки приступить к выполнению поставленных задач. Особое внимание уделялось обучению специалистов, которые во многом определяют боеспособность любой структуры в составе ВС, а также частей и подразделений специального назначения. При этом в учебном процессе предпочтение отдавалось практическим занятиям в поле.

Год выдался для нас особенно насыщенным, потому что к обычным задачам, которые выполняла кыргызская армия, добавились мероприятия международного значения. Прежде всего это председательство Кыргызстана в ОДКБ и ШОС, а также участие подразделений наших ВС в тактических учениях различного масштаба. Что касается оценки служебно-боевой деятельности за прошедший учебный год, то в целом она позитивная. Выявленные недостатки и просчеты в боевой и других видах подготовки солдат и офицеров постараемся устранить в короткие сроки.

— Замир Казакбаевич, много нареканий вызывает у общественности ситуация на военных кафедрах вузов страны. В народе бытует мнение: чтобы попасть туда и получить вожделенный военный билет офицера запаса, нужно «отстегнуть» немалую сумму…

— Ажиотаж вокруг военных факультетов возник не на пустом месте. В прошлом году в Кыргызстане ввели двухуровневую систему высшего образования: бакалавриат и магистратуру, право обучаться на военной кафедре имеют и те, и другие. Количество желающих получить первоначальное офицерское звание увеличилось примерно до восьми тысяч человек. А потребность армии в среднем за год 2-2,5 тысячи офицеров запаса. Не могу судить, кто, где и кому дает на руку. Как говорится, не пойман — не вор. Предполагаю, это может происходить или в вузе, где составляются и утверждаются в ректорате списки кандидатов на обучение на военных кафедрах, или непосредственно на них. Вторая причина сложившейся ситуации — это отмена призыва мобилизационного резерва, при котором военнослужащие проходили сначала месячные, а потом двухмесячные сборы, чтобы получить звание младшего лейтенанта. Согласен, во всей этой ситуации четко прослеживаются коррупционные схемы. Но обвинять в этом только военных несправедливо. Чтобы устранить коррупционные риски в этой сфере, мы вносим изменения в Закон «О всеобщей воинской обязанности и об альтернативной службе», предлагая ликвидировать военные кафедры и создать учебные центры Минобороны в Бишкеке и Оше, где будут обучаться выпускники вузов, изъявившие желание получить первоначальное офицерское звание. Такая форма обучения выгодна прежде всего Министерству обороны, когда пополнять офицерский корпус после тщательного отбора будут лучшие из лучших.

— Очевидно, что по итогам этого года оборонное ведомство не войдет в перечень силовых структур, где больше всего зафиксировано фактов нарушений воинской дисциплины и неуставных отношений. Как вам это удалось? 

— Прежде всего благодаря командирам и воспитателям. По приказу министра они несут персональную ответственность не только за морально-психологический климат армейских будней, но и за сокрытие любого проявления «дедовщины» и нарушений устава. Кроме того, сегодня в частях и подразделениях Минобороны служат военнослужащие только одного призыва, нет уже пресловутого деления на «дедов» и «молодых». Проблемы порой создают только контрактники,  и то лишь на бытовой почве. Но мы с такими негативными явлениями решительно боремся совместно с Военной прокуратурой. Повышена также ответственность военкоматов за тщательный отбор в ряды Вооруженных сил, а не только в Пограничную службу, как это было раньше.

Пользуясь случаем, хочу поздравить солдат, сержантов, офицеров и генералов Вооруженных сил Кыргызстана с наступающим Новым годом, пожелать здоровья, благополучия их родным и близким, мирного неба.

Сергей СИДОРОВ.






Добавить комментарий