Main Menu

Объем коррупции в геологии шокирует,

а также ужасает масштабами денежных потоков, которые могло бы получить государство. Как разрушить коррупционные схемы  в геологической и горнорудной отрасли и перенаправить обильные денежные реки в государственный, а не частный карман? Почему злоупотреблениям не мешает относительно новый Закон КР «О недрах» 2012 года?

Документ, важнее которого в этом году, на взгляд автора этой статьи, ничего не было, на днях обнародовал глава  Госагентства по геологии и минеральным ресурсам при правительстве Дуйшенбек Зилалиев. В информагенстве  «Кабар»  он представил журналистам подготовленную в его ведомстве презентацию на тему «Анализ системной коррупции в Государственном агентстве по геологии и минеральным ресурсам и меры по демонтажу коррупционных схем».

Новый председатель гос-агентства, по его словам, находится на этом посту четыре месяца и не является специалистом в сфере геологии и горнорудной промышленности, а представителем правоохранительной сферы. Именно ему после «активной»  деятельности  ряда его предшественников (тоже, кстати, не геологов) досталась неблагодарная роль — расчищать авгиевы конюшни залежей коррупционных схем, пластов, течений и разрезов в отечественной горногеологической сфере. Именно это оправдывает его назначение на  такой специфический пост, требующий вообще-то глубокой профессиональной подготовки в сфере геологии и горнодобычи. «Главная моя задача — демонтаж существующих коррупционных схем», —  подчеркивает руководитель геологического ведомства.

Как отметил Д. Зилалиев, «глава государства подписал Указ о ликвидации системной коррупции  в госорганах. Работая в этом  направлении, сотрудники Госгеологии совместно с рабочей группой  представителей Совета обороны и  Антикоррупционной службы изучили, выявили и систематизировали ряд коррупционных схем, которые имели и имеют место в  системе Госгеологии и в других связанных  с этим вопросом ведомствах. Хочу подчеркнуть: сегодня мы обнародуем основные 13 схем, но это не означает, что  их число исчерпано. Есть и более мелкие».

Работа началась с определения четырех шагов:  анализ факторов коррупции в отрасли в целом и в Госгеол-агентстве в отдельности;  выявление коррупционных схем; установление причин возникновения коррупционных схем;  меры по их устранению.

Каковы  же эти факторы, обусловившие наличие и расцвет коррупционных схем в отрасли и   ГАГМР? Это отсутствие системы экономического контроля эффективности сферы недропользования, эффективной системы контроля  за вывозом продуктов недропользователей, четкой системы индикаторов деятельности и принятия решений; неэффективность разрешительной системы (лицензирования); несоблюдение условий лицензионного соглашения; формальность и слабость контроля деятельности недропользователей; слабость основных производственных процессов и кадровой политики; нечеткость определения  рамок институционального взаимодействия; недостаточность и низкая эффективность нормативно-правовой базы деятельности.

В результате, как свидетельствует имеющийся опыт, возникают коррупционные зоны и риски появления новых схем. Каковы же 13 названных лазеек (да и целых тоннелей)? В первую очередь это выдача лицензий, постановка на баланс промышленных и геологических запасов, экспертиза проектов, отвод земель, продление сроков лицензии, дробление лицензионной площади, сверхнормативные потери, заниженное/завышенное содержание основного и сопутствующих металлов, вывоз золотосодержащей руды (концентрата), трудоустройство в ГАГМР, смена учредителей, сговор при судебных разбирательствах, согласование геологических и горных работ.

Приведем для примера  схему при выдаче лицензии. Инвестор обращается в ГАГМР с заявкой и затем проходит четыре уровня: директора госагентства, профильные управления, комиссию, выносящую решение, и секретаря комиссии. Инвестор оформляет заявку и направляет ее в Управление лицензирования (либо посреднику, который берется все это ускорить). На этом этапе инвестору следует заплатить в управлении от 500 до 1 000 долларов. На этапе рассмотрения заявки на уровне директора госагентства ставка растет изрядно: от 10 до 40 тысяч долларов. Далее заявка поступает в профильные управления: а) правового обеспечения; б) опять управление лицензирования. Здесь ставка — 300-500 долларов. Затем заявку после подписей обоих управлений направляют на заседание комиссии. Здесь инвестор должен заплатить уже от 3 до 5 тысяч долларов. Подготовкой протокола занимается секретарь комиссии, которому тоже (за ускорение?!) причитается от 200 до 500 долларов с каждого протокола. Итого сумма взяток  по этой схеме колеблется от 19 до 47 тысяч американских денег.

В следующей схеме — постановки промышленных и геологических запасов месторождения, которым заинтересовался инвестор, на баланс — на уровне директора ГАГМР  речь идет, во-первых, о 5-10 тысячах долларов. На втором уровне — в Управлении геологии за занижение налогового платежа — бонуса — с инвестора сдирают еще 10 тысяч. Итого по этой схеме — от 15 до 20 тысяч.

В следующей схеме при проведении государственной экспертизы охраны недр, экологической и промышленной безопасности инвестор платит трем управлениям госагентства от 100 до

1 000 долларов, а также директору Госагентства по охране окружающей среды и  рассматривающему  вопрос управлению этой структуры от 1 000 до 5 000 тысяч долларов. Далее в схему включается руководство Госстроя — и тут ставка 20 тысяч. Итого в сумме по этой схеме 21-26 тысяч долларов.

При отводе земли под разработку инвестор платит органу местного самоуправления 5-10 тысяч «зеленых», затем директору Госгеол-     агентства 10 тысяч, трем его управлениям (геологии, лицензирования, охраны недр) от 500 до 1 000 долларов и комиссии — от 5 до 10 тысяч. Итого по этой схеме 21-33 тысячи той же валюты.

При продлении сроков лицензии и лицензионного соглашения инвестор направляет заявку директору ГАГМР, и опять ставка — от 10 до 30 тысяч долларов. Затем   вопрос рассматривает Управление лицензирования (100-500 долларов), за ним — Управление геологии (500-   1 000), управления охраны недр и правового обеспечения (в каждом от 500 до 1 000 заплати!), после чего  принимает  решение  лицензионная комиссия  (6 000 — 10 000).  Итого по схеме 18 000 — 54 000 долл.

Стоимость коррупционных  аппетитов в остальных схемах стоит привести построчно:  при дроблении лицензионной площади  — от 11 до 27 тысяч долларов;   утверждении сверхнормативных потерь полезных ископаемых — 100-500 долларов;  занижении/завышении содержания основных/сопутствующих металлов — 3 500- 6 500;  вывозе золотосодержащей руды (концентратов)  — 6 000-13 000; трудоустройстве в Госгеолагентство, минуя конкурсный отбор, — 1 000 долларов; при смене учредителей компании — 6 000 — 12 000; коррупционная схема по сговору при судебных разбирательствах (в Управлении правового обеспечения госагентства и судах трех инстанций (77 000), включая 50 000 членам Верховного суда;  при согласовании геологических и горных работ — 800-1 600 долларов.

Что и говорить, суммы просто ужасающие с учетом того, что Кыргызстан  считается во всех рейтингах бедной страной развивающегося вектора.

«Сразу скажу, что   все предлагаемые меры  по устранению схем  направлены на изменение существующей  законодательной и нормативной базы. Мы выявляли институциональные, функциональные  причины схем и  утверждаем, что  для них есть существенные пробелы, лазейки в отечественном законодательстве. Самым основным шагом станет приведение в соответствие всех существующих законов и  норм, регулирующих деятельность  геологии и гос-агентства», — рассказывает

Д. Зилалиев. И подчеркивает, что в республике процветает воровство полезных ископаемых, а в законодательстве эти деяния пока никак не обозначены, поэтому надо менять целый ряд законов.

Следует отметить, что в некоторых из приведенных схем задействованы, кроме уже упомянутых ведомств, некоторые управления  Минэкономики, Минфина. Они, по словам главы ГАГМР, уже в курсе этого исследования.

Как подчеркнул нынешний глава госагентства,  «отсутствие единой государственной стратегии развития отрасли и, как следствие, наличие системного кризиса в управлении сферой недропользования предусматривают создание комплекса мер по устранению коррупционных факторов в отрасли и коррупционных схем в       госоргане. Это краткосрочные меры, направленные на устранение коррупционных схем в ГАГМР, и долгосрочные, которые должны способствовать  устранению факторов коррупции в недропользовании. Без рассмотрения этих двух составляющих борьба с коррупцией будет носить фрагментарный характер, так как без устранения обоих факторов не снимается риск возникновения новых альтернативных коррупционных схем».

Что последует в дальнейшем, после обнародования этих схем? Как сообщил Д. Зилалиев, Госгеология презентовала это исследование на комиссии по рассмотрению коррупционных схем при Совете обороны. Разработан  конкретный, детальный, пошаговый операционный план, в котором до 40 конкретных, подчеркнул глава ГАГМР, не общих действий и ответственных за их выполнение в определенные сроки структур.

«Кого мы привлекаем к уголовной ответственности? Госгеология не имеет права никого привлекать, но эти  факты, схемы доведены до сведения общественности, правоохранителей, которые уже тщательно работают по фигурантам всех этих схем. Мы доложим всем, когда появятся результаты», — пообещал глава Госгеолагентства.

Отвечая на вопрос СК о том, каковы действия руководства по отношению к лицам, которые участвовали в схемах и сейчас работают в ГАГМР, и какова  кадровая политика нового руководства, Д. Зилалиев ответил: «Кадровая проблема — самая важная на сегодня. В Госгеологии (пусть не обидятся мои коллеги) я пока один в этом начинании по демонтажу коррупционных схем. Искренне заинтересованных в их ликвидации нет! Но с осторожной долей оптимизма я  могу говорить, что мои первые действия по наведению порядка в отрасли нашли понимание и в отдельных людях я начинаю видеть поддержку. За время моего руководства мы взяли на работу около полутора десятков новых молодых сотрудников, я встречаюсь с каждым. Но я бы не хотел всех мазать черной краской, поскольку есть люди, никак не замешанные в  этих схемах. Мы намерены аккуратно и дифференцированно подходить в каждом случае, работая ежедневно. Каждый сигнал, поступающий от недропользователей и из правоохранительных органов, в обязательном порядке отрабатываем». По его словам, в день в ГАГМР поступает по несколько сигналов от  будущих и действующих инвесторов.

— Хочу сказать, что я не выполняю никаких незаконных просьб, которые продолжают поступать ко мне постоянно! Сообщаю для недоброжелателей, что никто денег в конвертах мне не носит за лицензии или иные вопросы. И запугать меня невозможно, я с 18 лет служу Кыргызстану. Все решения у нас отныне принимаются гласно, коллегиально, комиссией из 18 человек, а само заседание транслируется  в онлайн-режиме, все желающие могут посмотреть. Жить в коррупционном обществе — это поставить крест на стране! — закончил свое обращение  Д. Зилалиев.

Елена МЕШКОВА.






Добавить комментарий