Main Menu

Сказ про гнездо, где родился Чаргын Молдо

Главным культурным событием нынешней осени, безусловно, стало 85-летие Чингиза Айтматова, колосса мирового масштаба. И именно к этой знаменательной дате был приурочен выход в Бишкеке сборника    поразительных историй про одного из самых загадочных персон Таласской долины, чья феноменальная судьба, полная мифов и озарений, страшных испытаний  и удивительных приключений,  еще при жизни превратилась в легенду. Речь идет о божьем человеке по имени Чаргын Молдо, о котором его земляк Чингиз Торекулович с теплотой вспоминает на страницах необычной книги.

Помимо Айтматова, свою лепту в обогащение сборника внесли еще ряд исследователей, ученых, журналистов, один из которых корреспондент «Слова Кыргызстана»…  Автором же  новинки, вышедшей на кыргызском, русском, турецком и немецком языках под одной обложкой, стал Максат Чаргынов, выпускник КТУ им. И. Раззакова и Академии управления при Президенте КР, ныне аспирант университета И. Арабаева, молодой манасовед и общественный активист.

Как Айтматов яблоки воровал… 

1Чингиз Айтматов впервые надиктовал свои воспоминания о детстве в Киргизии,  находясь в Локумской Евангелической академии, в Германии. И в 1998 году мемуары Kindheit in Kirgisien вышли в свет на немецком языке в Швейцарии. Именно в этой подборке мэтр рассказал о том, сколь авторитетным и уважаемым был в их округе богослов по имени Чаргын. Он заведовал мечетью Ак-Уй в селе Шекер, владел грамотой и занимался хозяйством.

Чингиз был тогда мальцом и, конечно, озоровал. «Овощи и фрукты с огорода и сада Чаргына Муллы были самыми вкусными, — пишет Ч. Айтматов. — В детстве мы считали, что отменные урожаи в хозяйстве муллы объясняются его молитвами, потому что просит у Бога. Со своими кузенами Жапарбеком и Байысбеком я частенько совершал набеги на этот сад, обрывая еще зеленые яблоки. А с каким проворством мы убегали через ограду, когда нас замечали хозяева!»

Но самые необычные сведения о своем  земляке Чингиз Торекулович узнал позже, когда уже подрос и работал сборщиком налогов и секретарем сельсовета. В частности, классик описывает случай, когда всемогущий Чаргын Молдо превратил одного из нерадивых сельчан в… осла. Целых три дня мулла  ездил верхом на ушастом бедолаге, чтобы отучить его от лени! Айтматов лично слышал эту историю от  горе-героя и, пораженный, запечатлел все на бумаге для издательства в Цюрихе.

 

Благословленный ангелом  

Так кем же был и чем запомнился современникам и потомкам Чаргын Мулла?

Вот обобщенный портрет кудесника.

Кашкароо уулу  Чаргын появился на свет в предгорьях зимовки Ташпашат в долине Куркуроо в семье незрячего отца из рода чарык.

Когда Чаргыну исполнилось 7 лет, его направили овладевать арабским языком к мулле Дуйшену, в таласское село Шекер. Этот мулла, собрав нескольких таких же, как Чаргын, ребятишек, обучал их в юрте. Чаргыну нелегко давалась грамматика, и месяца через два за плохую успеваемость его выпроводили из школы.

Опечалился мальчуган. Стыдно было за то, что не оправдал доверия отца. Поэтому Чаргын решил не возвращаться в родной дом, свернул под пригорок и заснул на солнышке. Проснувшись, неожиданно осознал, что знает наизусть все прошедшие уроки! Говорят, тогда его благословил добрый небесный ангел…

Вернувшись в Шекер, он полностью ответил пройденный материал, и изумленный Дуйшен с радостью принял его обратно.

После, по совету имама, Чаргын попросил отца направить его в медресе «Сайлик» в Ташкенте. Но отец наотрез отказал, — ведь кому-то надо было присматривать за домом.

В тот год, а год был 1863-й, к ним в дом приехал погостить дядя Маади. Он как раз только что закончил «Сайлик». Смышленый Чаргын разговорился с ним, выяснил условия приема, обучения, оплаты… Он твердо решил поступить в медресе. И однажды ночью убежал из дому.

Утром он уже был в Аулие-Ате (нынешний Тараз, Казахстан). Чаргын устроился помощником к погонщику верблюдов и вскоре прибился к каравану, следовавшему в Ташкент. Родственники считали Чаргына пропавшим без вести и сильно горевали. Знавший же все дядя Маади не раскрыл их с Чаргыном секрета.

 

Самый сложный экзамен

Босоногим прибыл Чаргын в древний Ташкент. Медресе «Сайлик» в ту пору считалось в Туркестанском крае самым крупным. В нем одновременно обучалось около 400 ребят. Почти все — дети богачей, купцов, ростовщиков. В начале года они исправно платили за учебу.

А вот у Чаргына, посланного Богом, денег не было, и его не приняли. Тогда он решил упорным трудом доказать, что достоин зачисления.

Целый год от зари до зари мальчишка таскал воду, ухаживал за лошадьми, подметал двор, выполнял иную работу в медресе. Его усердие заметил главный имам, который, проверив знания Чаргына и немало подивившись им, принял мальчика учиться бесплатно.

С того дня Чаргын был под личной опекой настоятеля. Он строго следовал всем нормам и правилам магометанина. Был лучшим учеником, а во время каникул жил в доме у учителя.

Чаргын пять лет пробыл в     медресе. Отлично сдал все экзамены. Но последнее испытание было самым сложным. Проходило оно в древнем, священном мавзолее. Тестируемые должны были без запинки  6 000 раз произнести довольно сложную суру из Корана. Большинство ребят не дошли и до четырех тысяч. Среди провалившихся были даже знатоки всего Корана.  Из 75 человек только пятеро, в том числе Чаргын, сумели преодолеть этот рубеж.

Чаргын остался преподавателем в медресе. За шесть лет значительно расширил знания.         Изучал попутно восточное  врачевательство с помощью трав и заговоров.  Вскоре Чаргын прославился в Ташкенте и его окрестностях как искуснейший лекарь, способный помочь любому, даже безнадежному. Знатные беки зазывали к себе Чаргына, щедрыми подарками вознаграждали его искусство.

 

Таласский отшельник 

OLYMPUS DIGITAL CAMERAВ то время уже состарившийся главный имам призвал Чаргына и хотел передать ему свою должность. Но претендентов на этот пост было немало. А тут еще жестокая парализующая хворь свалила с ног Чаргына, он не мог встать с постели.  По городу тут же поползли слухи, что это конкуренты демонскими кознями нейтрализовали самого достойного правопреемника. Слухи дошли и до ушей родственников Чаргына Муллы, находившихся в то время в местности Куробель. Они послали родного брата Чаргына — Чоктубаша — в Ташкент. Вместе с ним были еще три помощника.

Главный имам дал добро, и лежачего Чаргына Муллу на верблюде через перевал привезли в родной Ташпашат. И, представляете, через три месяца Чаргын самостоятельно вылечился. Но он чувствовал — его знаний все равно недостаточно, чтобы в полной мере заняться знахарством. И тогда Чаргын решает самосовершенствоваться.

Поздней осенью он уходит высоко в горы и поселяется там в вырытой им землянке. С собой аскет взял только книги. Полмешка книг. Чаргын настолько сильно медитировал, что даже не слышал шагов и голосов родственников, которые приносили ему провиант… Так прошло более года.

Однажды случилось так, что брат его отца, старик Касымкул, серьезно заболел. Мысленно его все уже похоронили, но тут отец решил послать за Чаргыном в горы. Чаргын Мулла (или на кыргызский лад — молдо, что в итоге стало из звания именем нарицательным) прибыл и, даже не заходя в юрту больного, лишь прочитал снаружи молитву и тут же ушел. На следующее утро Касымкул проснулся совершенно здоровым и прожил после этого еще три года и три месяца!

 

Повелитель дракона 

Достигнув просветления, Чаргын Молдо принялся лечить людей, которым до этого не смогли помочь лучшие колдуны и травники. Знал этот феноменальный мулла и злые проклятия, и добрые привороты.

Как-то раз пришел к нему джигит и пожаловался: «Я недавно женился, но сегодня утром супруга убежала из дома в неизвестном направлении. Помогите!»

«Твоя жена пошла домой к родителям, но еще не дошла. Успокойся и возвращайся к себе. Я верну тебе ее, но ты должен пообещать, что больше никогда ее не будешь бить, хорошо?» — сказал ведун.

Ошеломленный такой осведомленностью о его внутрисемейных делах муж дал клятву не трогать благоверную даже пальцем. Когда молодожен удалился, Чаргын Молдо прочитал тайный заговор, и из-под земли вылетело нечто наподобие огнедышащего дракона. По приказанию муллы этот фантом полетел в степь и нагнал женщину. Испугавшись огненного видения, она тут же повернула назад. С тех пор молодожены жили счастливо!

 

Поклонись корням 

Через пару лет после этого случая Чаргын Молдо со своим товарищем отправился в Ташкент. Он вез подарки для любимого учителя. Настоятель медресе, уже убеленный сединами, со слезами радости встретил Чаргына и благословил его на богоугодные деяния. В обратную дорогу он дал ученику саженцы, сказав:

«Посади их на родине, пусть после смерти о тебе останется память не только в сердцах людей, но и в священной земле предков».

Чаргын так и сделал, разбив сад возле мечети Ак-Уй, у родника рядом со школой первого учителя Дуйшена Муллы. И сегодня там шумят на ветру огромные вербы, а местечко названо Чаргын-тал, то есть рощей Чаргына.

Возле этого сада мулла построил дом, женился, завел детей, учил соседских ребятишек грамоте и оздоровлял людей. Причем с бедных он платы не брал.  Раз в два-три года, тщательно подготовившись, Чаргын уезжал на полгода лечить больных в отдаленные уголки Средней Азии.

 

Спасение от поругания 

Один раз взял мулла с собой 12-летнего племянника Чыныгалы и направился в пустыню Моюнкум, что в нынешнем Казахстане.  Оба были верхом, а третья лошадь шла сзади, нагруженная провизией и лекарствами.  После семи дней перехода они остановились в безводной местности. Неожиданно Чаргын Молдо забеспокоился и, присев на колени, стал вполголоса читать молитву. Потом вдруг встал, снял с себя поясной платок длиной 6 метров и, разделив его на три части, одну оставил себе, а две отдал Чыныгалы со словами: «Вот там, за кустами, прячутся две девушки. Помоги им прикрыть свою наготу». Племяшка побежал в указанном направлении и действительно обнаружил двух обнаженных, плачущих девушек, на которых была накинута… узда.

— Откуда вы, какого роду-племени? — спросил их Чаргын.

— Из аула Базарбай, — был их ответ.

Мулла накормил несчастных и повез в родное им селение. Четыре дня ехали они, попеременно меняя коней. А сзади, метрах в двухстах, плелись два каких-то старика, обливаясь потом и слезами. Они вовсе не были привязаны к коням, но тем не менее ежеминутно умоляли Чаргына… отпустить их на все четыре стороны.

На пятый день путники увидели плоские холмы, стада и дым кочевничьих очагов. Это и было селение Базарбай. Недалеко от него, возле одинокого дерева, они сделали привал.

Чаргын отозвал в сторону тех двух стариков, и Чыныгалы услышал  лишь отрывок фразы муллы: «…обещаете, что больше никогда не будете заниматься своим грязным промыслом?»  Старики затрясли бородами, клятвенно заверяя, что впредь ни-ни. О чем шел разговор, племянник так и не понял.

Между тем навстречу прибывшим вышло все население аула. Они радостно приветствовали Чаргына и ранее пропавших девушек. Для почетного гостя возле родника тут же поставили роскошную белую юрту.

 

Схватка со слугами шайтана

Все лето мальчик Чыныгалы играл со своими казахскими сверстниками. И постоянно видел лошадей, привязанных возле шатра своего дяди. Это приезжали на лечение окрестные скотоводы, бай-манапы, волостные чиновники.  Осенью гостеприимные жители села Базарбай проводили лекаря и его племянника вместе с 40-50 барашками, заработанными муллой. Проводили до самого перевала Жорголот.

Когда Чыныгалы и Чаргын Молдо остались наедине, мальчик не выдержал: «Расскажите, кто же все-таки были те две девушки и два аксакала?» «Дело в том, — начал Чаргын, — что старики являлись шаманами, владевшими приемами дьявольской магии. Они украли девушек, превратили их во вьючных животных и отъехали на них от села на расстояние четырех дней пути. На их счастье, мы оказались совсем неподалеку. Я расколдовал девушек, вновь превратив их в людей. Потом силой заклинания заставил приблизиться к нам воров-колдунов,       отошедших поискать воды. Заклинание мое было столь сильным, что они даже не могли оторваться от нашего каравана. Так и плелись в хвосте… Подойдя к селению, я отозвал их в сторону, взял с них обет никогда не заниматься этим делом и снял с них чары. В общем, пожалел, отпустил, ведь если бы жители аула Базарбай узнали, что сноху и дочь почетного старейшины украли эти слуги шайтана, они бы тут же растерзали злодеев. Теперь ты все понял?”

 

Мастер пирокинеза

Чаргын Молдо владел многими магическими приемами. Как-то раз по просьбе людей он остановил воды горной речки Аташ-Чапкан, чтобы чабаны могли перевести через нее свои стада. Но так как заклинание было тайным, он потребовал от всех заткнуть уши ватой и войлоком, а сам, чтоб не слышали другие, читал заклинание, обернув голову халатом.

Через полчаса время как будто остановилось. Разверзлись воды, обнажилось русло, и тучные отары спокойно перешли реку по дну!

Был и другой случай. На большой той собрались как-то люди и поспорили: можно ли вскипятить воду в чайнике заговором или нет? Пригласили Чаргына, и он сказал: «Я докажу, что можно». На кон выставили пять скакунов и эксперимент начался.  Впереди, в трех метрах от сидевшего Чаргына, поставили на землю полный чайник. Любопытствующие и спорщики молча сели вокруг. Чаргын прикрыл глаза и стал что-то бормотать. Через двадцать минут, когда он закончил и открыл глаза, чайник уже кипел вовсю! Проигравшие пари, не веря своим очам, подбегали и, обжегшись, вынуждены были признать поражение.

 

Наказание сластолюбца

Состарившись, Чаргын женился вторично, так как овдовел уже несколько лет назад. Молодая жена была пригожая и верная.

Случилось так, что однажды Чаргын Молдо поехал на базар да задержался там. А в это время похотливый сосед решил соблазнить жену Чаргына. Та его и ругала, и била, едва прогнала.

Вернулся, значит, мулла и тут же почуял неладное. Расспросив жену, он решил слегка проучить ловеласа. Вызвав его заговором из дома, Чаргын превратил соседа в охотничьего пса. Три дня бедная собака жила на привязи у дома муллы, три дня была вынуждена общаться с дворовыми псами. На четвертый день Чаргын Молдо сжалился и вновь подарил ему человечье обличье. Мужчина тот пал ниц и со слезами вымаливал прощение…

 

Роковое предсказание 

В 1933-1934 годах, в период жестокой засухи, люди просили Чаргына вызвать дождь. В ясный, жаркий день мулла прибыл на своем коне, держа в руках старинную книгу.

Возле обмелевшего ключа собравшиеся принесли в жертву овцу и поставили вариться мясо. Только тут они заметили, что Чаргын прибыл в толстом чапане, хотя зной был испепеляющим. На недоуменные вопросы мулла ответил: «Я оделся так потому, что не хочу промокнуть от ливня!» Тут люди еще больше удивились — ведь на небе ни облачка. Однако,  когда мясо поспело и казан сняли с огня, костер затушил поток воды с небес…

В 1937 году мулла Чаргын решил последний раз очистить душу и помыслы от искушений. Он постился 40 дней и ночей в темной мечети, ни с кем не видясь и не разговаривая.

Вышел оттуда Чаргын бледным и измученным.

— Что вы видели там? — забеспокоилась жена.

— Через пять лет я уйду в небытие, мне дан был сверху знак. Похоронами будешь руководить ты, так как мужчин в айыле к тому времени почти не останется…

И действительно, Чаргын Молдо скончался в 1942 году, и обряд погребения организовала его супруга. Ну а большинство мужчин были тогда на фронтах Великой Отечественной. Не об их ли горькой судьбе плакал тогда оракул Чаргын, предвидя страшную войну?

…Несмотря на то что со дня смерти Чаргына Молдо прошло уже более 70 лет, люди до сих пор с восхищением говорят об уникальном мулле, о том, какой след оставил он в памяти талассцев, о его полной диковинных событий жизни. Жизни, превратившейся в легенду…

Канат ИБРАЕВ.






Добавить комментарий