Main Menu

Театр — балаган, актеры — дети…

«Театр тяжело возвращался к жизни, как больной, выходящий из комы» — эта высокопарность так и напрашивалась в статье о русском драмтеатре им. Ч. Айтматова, преодолевающем «птичий» период приснопамятного директорства Воробьева. 

Но все не так…

Театр в основе своей — балаган, актеры — дети (Константин Станиславский, правда, уточнял: «сукины дети»), а где балаган и дети, там игра, понятная или непонятная взрослым. Не случайно некоторые религии запрещали хоронить актеров с добропорядочными людьми — у них сотни жизней за раз и маска сменяет маску, и «кровь — малиновый сок».

Новый спектакль обновленного русского театра по пьесе И. Вырыпаева «Валентинов день» жанрово определяется как «трагикомедия», но это ни трагедия, ни комедия — скорее бытовой фарс, который позволяет драматургический текст транслировать в пластико-музыкальное сопровождение. Оно-то в конечном итоге берет верх, как поэзия над обыденностью.

О чем пьеса? Вы проходили в школе «Девушку и Смерть» М. Горького, ту, что, по определению «отца народов», «посильнее, чем «Фауст» Гете», где «любовь побеждает смерть»? Только действие перенесено в двухтысячные годы, а музыкально-мимическая доминанта — в Средневековье. И воспоминания, обгоняя десятилетия, вызывают ненависть и привязанность у двух одиноких старух.

Дальше пересказывать спектакль бесполезно, надо смотреть: на сцене народные и убеленные Зинаида Петренко и Лариса Любомудрова, Александра Марусич, Ольга Жигулева и Вера Анисимова, Данияр Мусаев, Александр Лебедев и молодежь разноликая: Марина Солдатова, Ядвига Плешакова, Яна Колесникова, Нина Чернышева, Анастасия Малкова, Тимур Батыгулов, Тарас Ковалев, Дмитрий Бондаренко, Алина Быкова, Ирина Римская, Елена Пуртова, Николай Горишняк, Дмитрий Малько, Жибек Бирикова, Анжелика Васильченко (первая среди равных) и Кристина Фойкина. Никого нельзя упустить, они стараются, играют, и хочется надеяться, что и первый, и второй составы разыграются и…

Все играют, а театр начинается с появления на сцене Галины Кетовой. И где та грань, отделяющая возможное от невозможного?!

Смотришь на пантомимический антураж, и невольно вспоминается известная строчка Высоцкого: «и сам Марсель Марсо ей что-то говорил». Мим не должен говорить, он передает мысль жестами. И здесь бы еще чуть-чуть энергии к образному рисунку «руки — крест» в говорящей постсоветской оговорке «храм Христа-спасителя», раз на его месте стоит бассейн.

И ко всему этому еще бы чуть-чуть постановки голоса, дикции, а то получается почти как в философском трактате «молодежь еще не может, маститые уже не могут».

А в целом спектакль воспринимается как своеобразное предощущение того, что ожидает каждого: старость и одиночество, воспоминания и прошлое с будущим как сущность настоящего.

И все эти ощущения возникли благодаря Вячеславу Виттиху (режиссеру-постановщику и автору музыкального оформления), Юлдашу Нурматову (сценографу), Зухре Мукамбетовой (художнику по костюмам), Евгению Прокопенко (хореографу).

Театр и сегодня таит в себе балаган, а актеры — дети. Позвольте им играть. И без предубеждения вы вновь окунетесь в праздничную атмосферу театра.

Свет гаснет, занавес «пошел», музыка звучит все громче…

Александр КАЦЕВ. 







Добавить комментарий