Main Menu

Антикоррупционный фронт А. Атамбаева. Год второй

Пару недель назад одной из самых обсуждаемых новостей в Кыргызстане было заседание Совета обороны страны, где рассматривались превентивные меры борьбы с коррупцией. Президент подписал Указ «О мерах по устранению причин политической и системной коррупции в органах власти». Однако вот уже несколько дней кряду СМИ и общественность «перемалывают» известие о водворении в СИЗО депутата Ахматбека Келдибекова. Некоторые эксперты уже назвали сам факт предъявления обвинения в коррупции генпрокурором одному из членов оппозиционной партии «Ата-Журт» «топ-новостью с линии фронта войны с коррупцией, объявленной Алмазбеком Атамбаевым”. “Как известно, 1 декабря глава государства отметит свой двухлетний рубеж на высшем государственном посту.

Ожидаемая неожиданность

1Несмотря на всю эмоциональность проведенного прокуратурой задержания, как коллеги депутата, так и масс-медиа почти одинаково отреагировали на предъявленные обвинения госслужащему со стажем А. Келдибекову. Устами вице-спикера Жогорку Кенеша Асии Сасыкбаевой эту реакцию кратко можно обозначить так: «Это не стало неожиданностью». Увы, но неприятные слухи о деятельности Ахматбека Келдибекова в бытность его председателем Социального фонда, главой Налоговой службы упорно ходили и среди журналистов. Так ожидали ли знающие люди такого поворота в судьбе депутата? Скорее, надеялись. Но никак не ожидали, что борьба с коррупцией в Кыргызстане примет столь внушительный и высокий размах.

Единственным пожеланием сторонников вычищения страны от вируса коррупции остается одно: «Главное — выстоять!». Всем: и власти, и обществу! Будем надеяться, что сил и решимости хватит. Обнадеживает, что и глава государства как-то заявил: «Следующий наш шаг — бескомпромиссная борьба с коррупцией».

Ну, с судьбой депутата теперь будут разбираться следствие и суд, а нам надо посмотреть, чего же удалось достичь за прошедшие два года в столь, прямо скажем, неподъемном деле, как обуздание коррупции. Ведь, по сути, такой системный и тотальный вид эта борьба носит всего-то два года. Кстати, системность в войне с коррупцией впервые обретает реальные очертания в истории независимого Кыргызстана — это факт! Еще на заре этой объявленной войны А. Атамбаев заявил: «Мы должны построить такой Кыргызстан, в котором каждый честный и порядочный человек будет чувствовать себя свободно и в полной безопасности, а проходимцы, взяточники и бандиты станут изгоями общества».

Рано и пока трудно говорить, что такой посыл главы государства среди сограждан уже прижился. Мы все-таки 20 лет сообща «выкармливали» гидру коррупции у себя под боком. Но и то, что абрис такого общественного настроения против коррупционеров уже появился — отрицать невозможно. К большому сожалению для А. Келдибекова, его фигура в этом процессе, похоже, станет знаковой.

И все же ожидаемым и несколько неожиданным стало прошедшее 4 ноября заседание Совета обороны. Все и давно знали, что на нем будут обсуждать тему борьбы с коррупцией, но…

— По-моему, это было просто разгромное заседание  Совета обороны, — поделился со мной своими впечатлениями заведующий отделом политики предотвращения коррупции Министерства экономики Кыргызской Республики, кандидат экономических наук, в недавнем прошлом сотрудник правоохранительных органов, человек редкой энергии и исследователь по природе Тилек Саякбаев.

Мое знакомство с этим сотрудником Минэкономики состоялось прошедшим летом как раз во время семинара, посвященного проблемам борьбы с коррупцией. И это было приятное общение, поскольку я впервые встретила кыргызского чиновника, который разбирался, исследовал и постигал природу коррупции с научной скрупулезностью, изучая лучший в мире опыт борьбы с этим злом. Такие люди вселяют надежду.

— Началом можно считать момент принятия Национальной стратегии борьбы с коррупцией в 2012 году, — говорит Т. Саякбаев. — Конечно, аналогичные документы принимались в Кыргызстане и раньше, но проблема коррупции рассматривалась в них слишком узко. Работая над стратегией, мы начали различать политическую, корпоративную, бытовую коррупцию. А главное, поняли, что одними «хлопушками» проблемы не решить, что нужны эффективные инструменты борьбы с этим системным явлением.

Выяснилось, что такую социальную язву, как коррупция, с которой едва ли не каждый из нас сталкивался хотя бы раз в жизни, мы фактически не знаем, не понимаем, как она возникает и почему живет и плодится повсюду. А это означает одно: для того, чтобы излечиться от нее, надо ее очень хорошо изучить.

Ни у чиновников, ни у самых активных представителей гражданского общества не было готовых рецептов, как же реально, системно, а главное — результативно предотвращать коррупцию в стране. Оказалось, из «инструментов» у нас в запасе одни лозунги, которые в качестве оружия для борьбы уж точно не годятся…

Цена привилегий

Буквально через пару недель после вступления в должность (14 декабря 2011-го) Президент Указом образовывает Антикоррупционную службу при ГКНБ. Тогда же создается Координационное совещание правоохранительных органов по коррупции при Генеральной прокуратуре. Впервые уголовные дела коррупционной направленности заводят на представителей высших органов власти. В 2012-м заведены четыре дела в отношении экс-мэра, экс-депутата Н. Тюлеева (он осужден на 11 лет), сроки получили и Н. Сулайманов, Э. Обдунов. Обвинения в коррупции выдвинуты также в отношении четырех экс-министров: Р. Сабирова (осужден на 5 лет), А. Шадиева (оправдан), З. Эсенаманова и У. Ташбаева (уголовные дела на стадии рассмотрения судебных органов).

Едва ли не впервые из-за коррупционных обвинений отстранены от должностей 10 судей местных судов, включая 2 представителей судов. На основе предложений Совета судей указами главы государства от 12 марта 2012 года и 24 апреля 2013-го освобождены досрочно за небезупречное поведение от должности судьи райсуда Бишкека и  Сузакского райсуда Джалал-Абадской области. Далее, 12 октября 2013 года, Президент подписал Указ о досрочном освобождении от должности судьи местного суда и осуществления полномочий судьи Кара-Сууйского суда Ошской области, и еще двое судей досрочно освобождены от занимаемых должностей в Бишкеке.

В рейтинге восприятия коррупции Кыргызстан, по данным Transparency International за 2012 год, улучшил свои позиции по сравнению с предыдущим годом на 10 пунктов и занял 154-е место. В 2011 году он был на 164-м месте (всего в рейтинг включены 174 государства мира). Неплохой скачок за год?!

И мне невольно вспомнилась пресс-конференция, которую А. Атамбаев дал в декабре 2011-го, вскоре после вступления в должность. Тогда я спросила главу государства, достаточно ли в законодательстве Кыргызстана мер для борьбы с коррупцией. Он ответил: «Было бы желание бороться с ней, а меры найдутся». Похоже, теперь Президент на деле доказал правоту своих слов…

Как сообщила Генпрокуратура, в 2012 году правоохранительными органами страны возбуждено 1 180 (960 за 2011 год) уголовных дел коррупционной направленности. Больше всего таких преступлений выявлено: в айыл окмоту — 253; мэриях и акимиатах — 121; сфере образования — 73; МВД — 69; ГРС — 49; ГНС — 40; здравоохранении — 46;  энергетике — 27; транспорте и связи — 26 дел. Размер ущерба только за 2012 год превысил 1 млрд. сомов. Возместить удалось только 65 млн. сомов (6,5%).

И еще цифры: в I полугодии 2013 года возбуждено 710 уголовных дел коррупционной направленности. По предварительной оценке, размер причиненного ущерба оценивается в 306 млн. сомов, из которых возмещено 20,6 млн. (6,7%). Но, несмотря на такую внушительную «арифметику», понятно, что реальный урон от коррупции в Кыргызстане (как подсчитали в Министерстве экономики) может быть оценен в 700 млн. долларов (около 30 млрд. сомов). А это ни много ни мало 40% доходов республиканского бюджета! Вот где наше благосостояние скрывается…

Как видим, правы эксперты: куда дешевле коррупцию пресекать на корню, в том самом месте, где она может возникнуть. Когда преступление уже совершено, деньги из бюджета украдены и даже преступники понесли заслуженное наказание, всенародные средства, собираемые и в богатых-то странах с большим трудом, вернуть практически невозможно. Так что силовые меры борьбы с коррупцией самые дорогостоящие и самые малоэффективные, хотя и необходимые.

Не помню, кто из классиков сказал: люди любят привилегии, даже если это привилегии старшего факельщика на похоронах. Быть лучше остальных, жить круче других, пусть даже за счет всего общества, в ущерб всем — похоже, неистребимое стремление природы человеческой. На том и строится коррупционная склонность власть имущих — трудно не поддаться соблазну, особенно, когда за этим не последует наказания.

За два десятилетия мы не только вырастили армию коррупционеров, жаждущих привилегий любой ценой, не только построили государственную кормушку в виде надежного «инвестиционного» фонда во власти, мы поселили в своих душах ощущение безнадежности, неверие в справедливость. Это гораздо страшнее…

— Есть такое понятие, как «самореализующееся проклятие», — высказывает свою позицию на этот счет мой эксперт Тилек Саякбаев. — Беда в том, что все эти годы у нас в стране отсутствовала система наказания за преступления коррупционной направленности, не было политической воли в борьбе с этим злом. А эти многочисленные факты дают повод людям убеждаться, что вор не будет сидеть в тюрьме, как того требует закон. Таким убеждением общество как бы обрекает себя на бессмысленность борьбы, безнадежность желания возмездия за злодеяние. Общественная моральная шкала ценностей переворачивается, люди начинают верить и рассуждать так: «Оказывается, можно украсть миллионы и остаться при этом в «шоколаде»…

Когда речь идет о преступлении, наказание должно быть неотвратимым, и власть обязана это условие обеспечить.

— Пока у меня лично нет четкого понимания, как должна работать судебная система и как сделать так, чтобы она стала неподкупной, объективной и справедливой, но без судебных органов успешной борьбы с коррупцией не построить, — убежден Тилек Дженишбекович.

Знать, уметь и делать

Первейшее и важнейшее условие успеха борьбы с коррупцией — это политическая воля власти. Теперь (во всяком случае, в последние годы) в Кыргызстане все чаще и на самых разных уровнях начинают признавать, что такая воля в стране есть. Президент также заявил в одном из своих выступлений, говоря о коррупции: «Я буду использовать все свои полномочия для борьбы с этим злом».

Одним из показателей серьезности таких намерений становится и тот факт, что в Кыргызстан стали все чаще приезжать, предлагая свою помощь, эксперты из стран, где уровень коррупции признан одним из самых низких. Например, из Сингапура и Малайзии, помощь предлагают и другие специальные международные организации противодействия коррупции.

— Теперь у нас есть понимание того, что надо делать, — разъясняет Т. Саякбаев. — Надо научиться правильно обращаться с проверенными инструментами борьбы с коррупцией. Первое — это управлять рисками. Система оценок интересов в Кыргызстане имеет очень узкий спектр. Мы должны знать места в структуре государственного управления, где возможен и высок риск коррупции.

Собственно этим целям и было посвящено последнее «разгромное» (как выразился мой собеседник) заседание Совета обороны страны. При нем создана рабочая группа, которая будет состоять из представителей разных ведомств и гражданского сектора. Ее задача — выявить, разработать комплекс мер по демонтажу таких «пробок» в госорганах. В этот список попали Дорожно-патрульная служба, Госагентство геологии и минеральных ресурсов, Минэнергетики и промышленности, Госрегистр и т.д. — всего 16 госструктур.

У рабочей группы есть ряд и других задач. К примеру, выработать меры политической ответственности органов власти и должностных лиц за решения, наносящие ущерб народу и стране, разработать и интегрировать единую форму декларации госслужащих в единую налоговую декларацию, например.

— У нас всех есть ряд претензий к тому, как проходят декларационные кампании в стране, но над этим мы сейчас работаем, будем ее совершенствовать, — рассуждает Т. Саякбаев. — В любом случае декларирование доходов и расходов должно стать ключевым инструментом выявления и недопущения преступлений коррупционного и экономического характера.

— Неким полем для выработки типологии выявления борьбы с коррупцией может стать, например, система госзакупок, — продолжает рассуждать мой собеседник. — Государство как активный участник торгов тратит ежегодно порядка 20 млрд. сомов. При этом, по подсчетам АКС, почти 3 млрд. из них расхищаются. Все эти риски должны быть выявлены и верифицированы (доказаны), а значит, выработаны механизмы их предотвращения. Хорошо бы такую же типологию выработать правоохранительным и другим госорганам.

Серьезная работа предстоит и по имплементации международных правовых инструментариев к национальному законодательству. Мы должны знать, как реализовать мировые требования в нем. Только при таком условии Кыргызстан добьется максимально благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций.

Вообще, в антикоррупционной войне изобрести велосипед сложно и не нужно. Лучшие инструменты борьбы, апробированные в мире, надо брать и использовать. Эксперт напомнил и о внутренних резервах, которые не требуют особых затрат, но вполне дают нужный эффект. Президент также говорил о результатах оптимизации Таможенной службы. Она увеличила поступления в бюджет в три раза при тех же объемах экспорта-импорта.

— Мы должны выстроить и свою монетарную политику, — добавил Т. Саякбаев. — Порядка 95% платежей в нашей стране совершаются наличными деньгами. Наш рынок, к сожалению, сейчас весьма привлекателен для отмывания доходов, полученных незаконным путем. Надо хотя бы для начала на 30% увеличить безналичные расчеты. Банковские операции всегда оставляют документальный след и снижают риск коррупции, теневого бизнеса и других финансовых и экономических правонарушений. За такое движение к цивилизованным расчетам говорит и тот факт, что в Кыргызстане одно из самых либеральных законодательств в банковской системе в СНГ.

Двухстороннее движение

 Говоря о коррупции, невозможно не сказать об отношении общества к этому явлению. Кыргызстан традиционно — страна либеральных ценностей, мы ценим и любим свободу. Но свобода ничего общего не имеет с разгильдяйством. «Свободны только рабы закона», — говорят мудрецы. Вот и Т. Саякбаев признается, что за все эти годы власть разучилась работать с людьми, а одолеть коррупцию без мощной поддержки гражданского общество нереально.

Надо добиться того, чтобы и бизнес подключился к процессу, ведь обуздание коррупции и в его интересах. Но самое важное, чтобы и рядовые граждане понимали: закон одинаков для всех! Если «крутой» и дорогой вам (во всех отношениях) родственник совершил правонарушение, вы не можете требовать, перекрывая дороги, заполняя площади, чтобы в отношении «вашего человека» закон не применялся. Тут нет альтернативы: либо закон един для всех, либо… Ну это уже называется «анархией».

Чинара АСАНОВА.

Фото автора.




(Next News) »



Добавить комментарий