Main Menu

Национализация Кумтора: что будет? Мнения экономических и финансовых экспертов

Поскольку вопрос с Кумторским золотодобывающим предприятием пока не решен,  экспертное сообщество обсуждает различные его варианты и степень  их влияния на экономику Кыргызстана. Пока несомненно одно: вопрос национализации Кумторского предприятия, настойчиво предлагаемый  бесшабашными ура-патриотами без анализа последствий для страны, является существенной угрозой для экономики Кыргызстана в целом. 

Этот вариант способен отбросить страну на несколько лет назад,  уронить ВВП, снизить уровень жизни большей части населения, и без того живущего небогато, а о темпах роста, скорее всего, на несколько лет придется забыть. Госказна недосчитается огромных вливаний от самого предприятия и нескольких сотен его поставщиков, недополучит  масштабные налоговые поступления, которые, между прочим, — основа пенсионных и социальных платежей.

Как  пояснил начальник управления макроэкономической политики Минэкономики Насирдин Шамшиев: «Обязательства по прогнозным показателям 2013 года золоторудное предприятие выполняет в срок, и  его руководство заверило, что планы  этого года он реализует в полном объеме. Есть ли риск того, что Кумтор все-таки национализируют? Да, такой риск есть. Но если такое неразумное решение  примут, экономика страны может просто обвалиться более чем на 10 процентов — во-первых, потому, что Кумторское предприятие — одно из бюджетообразующих, его вклад в ВВП пока заместить нечем. Если работа прекратится, бюджет страны  недополучит свыше 300 млн. долларов налогов только по ближайшему году, на самом Кумторе потеряют работу около трех тысяч граждан республики (а их семьи — доход), и еще свыше семи тысяч человек придется уволить в 708 компаниях, делающих поставки на Кумтор. Последует потеря и прибыли этих компаний, разрушится налаженная система связей с поставщиками.  А чтобы запустить рудник  вновь и возобновить добычу золота, потребуются огромные расходы, которых у Кыргызстана нет.

Значит, необходимы  огромные средства на привлечение нового оператора вместо «Центерры», и т.д. и т.п. Это только прямые, ближайшие последствия. Но есть и далеко идущие косвенные — это снижение инвестиционной привлекательности, которая и так невысока: какой инвестор  захочет прийти в страну, где есть риск, что ему не дадут работать?  К тому же инвесторы могут свернуть и другие проекты. Эти риски тоже просчитываются в Минэкономики, — сказал Н. Шамшиев. -Надо думать и о том, чем заместить такое масштабное выпадение из бюджета и экономики в целом? Недавно запущенный Кара-Балтинский нефтеперерабатывающий комбинат сможет частично перекрыть выпадение, но только при полной его загруженности, — подчеркнул он (правда, не уточнив, откуда взять столько нефти, чтобы полностью и постоянно загружать производство. — Прим. Е.М.).

Зам. председателя НБ КР Абдыбалытегин Суеркул отметил по этому вопросу следующее: — ВВП страны растет в какой-то степени и без Кумтора.  Мультипликативный эффект Кумтора, конечно, есть, но его пока никто не оценивал в конкретных цифрах. Тем не менее следует заранее  просчитывать  последствия всех резких действий.

Эксперт Жусуп Пиримбаев (КТУ «Манас»)  поддержал банкира:  Понятно, что выпадение будет огромного объема. Надо заранее, а не в последний  месяц искать альтернативные способы решения этой проблемы. У государства должна быть к этому готовность. Н. Шамшиев заверил, что такая  готовность есть: «Минэкономики  силами нескольких рабочих групп подготовил варианты решения проблемы с Кумтором. Ее можно разделить на три части. Первая — это недавно озвученный вариант 50:50%, с которым не согласны депутаты;  далее 67:33% — вариант, с которым не согласен «Кумтор». Третий — национализация. Во всех вариантах есть плюсы и минусы, которые  будут предстоит оценить до 23 декабря. По всем трем вариантам уже готовится документ, определяющий, что будет, если не согласится какая-либо из сторон. 23 декабря итоговый документ представят в Кыргызстане. Насколько я информирован, все три варианта предложено поставить на голосование в ЖК КР. Причем поименное, подчеркиваю. Чтобы  у депутатов появилась ответственность перед народом и в случае плюсов, и в случае минусов».

На закономерный вопрос,  что произойдет, если вдруг все три варианта отпадут, а производство остановится, имеется ли альтернатива, представитель Минэкономики подчеркнул:

— Пока что никто — ни депутаты, ни правительство — не хочет взять на себя ответственность за итоги в решении вопроса с «Кумтором». Понятно, что если это важнейшее для нас предприятие остановится, год-два-три у нас будут  провалы. И надо искать замену. Я не член правительства, это моя точка зрения.

Объективно

По данным экспертной группы компании «Кыргызалтын»,

потенциальный ущерб от денонсации соглашения по проекту «Кумтор» приведет к ряду финансово-экономических потерь:

Налоговые потери составят более 140 млн. долларов.

Потери отчислений в Социальный фонд — 24-27 млн. долларов.

Потери платежей за электроэнергию и обслуживание автомобильных дорог — 14 млн. долларов.

Потери местных поставщиков услуг —  84,9 млн. долларов.

Из-за возможной остановки работы на руднике Фонд развития Иссык-Куля не получит 22,2 млн. долларов, а это означает неоказание спонсорской помощи и отмену прочих  программ по соцпакету для региона.

На самом предприятии потеряют работу 2 600 граждан Кыргызстана. Приостановится деятельность 708 компаний-партнеров  и поставщиков, в которых работают более 7000 кыргызстанцев.

Потери компании «Кыргызалтын» при остановке аффинажного производства и от неоказания автотранспортных услуг, отмены (а значит, неоплаты) отдыха работников в пансионате «Кыргызское взморье», прочих сборов составят примерно 56 млн. долларов.

В случае полной остановки работ на руднике выпадения в республиканском бюджете составят 6,7%, что приведет к увеличению дефицита бюджета на 47% без учета затрат на арбитражные разбирательства.

Размер рисков от судебных разбирательств также высок.

Расходы на защиту по искам, предъявленным «Centerra Gold Inc.», акционерами, на найм специалистов, экспертов, юристов составят  3-5 млн. долларов.

Компания также выставит огромный миллиардный счет по упущенной выгоде до 2026 года.

Существует высокий риск неблагоприятных решений арбитражного суда в отношении компании «Кыргызалтын» и Кыргызстана. Вероятен ущерб от исполнения решений судов в отношении активов  республики по всему миру.

Кыргызстан  пострадает и в отношении доступа на мировые рынки капитальных инвестиций, резко и надолго снизится инвестиционная привлекательность страны. Расходы на возобновление работы рудника окажутся существенными из-за сложных условий добычи, что потребует государственных капитальных вложений.

Кроме того, Кыргызстан, прервав договор с «Centerra Gold Inc.», в дальнейшем будет вынужден самостоятельно решать экологические проблемы в регионе. В частности, только на рекультивацию хвостохранилищ понадобится более 120 млн. долларов.

 

Елена МЕШКОВА.

 







Добавить комментарий