Main Menu

Как сохранить спасительный баланс?

Со времени Апрельской революции Кыргызстан прошел трудный и тернистый путь. Принята новая Конституция, предусматривающая полупарламентскую форму правления,  проведены выборы в Жогорку Кенеш, избран Президент. С момента формирования нового парламента в нем сменились два коалиционных большинства, создано третье коалиционное правительство. Народ  пережил трагический июнь 2010 года, периодическую дестабилизацию обстановки,  спады и подъемы экономического производства. К чему мы пришли и на какой стадии находимся? — задаются вопросами многие.  Достигнуты ли какие-то положительные изменения,  развивается ли государство или мы еще глубже завязли в собственных ошибках? 

1Каждую весну и осень наблюдаются цикличные волны дестабилизации общественно-политической обстановки, которые раскачиваются на фоне сложной социально-экономической ситуации и построены на критике и протестах, порой неправомерных по отношению к руководству страны. 2013 год не стал исключением. Начавшиеся весной общие протесты оппозиции (как выхлоп накопившегося за зиму недовольства) не принесли ожидаемого ею эффекта. Тем не менее они неожиданно переросли в довольно жесткое противостояние в регионах —  в Джалал-Абаде и Джеты-Огузском районе и повлекли за собой ощутимые экономические потери, продемонстрировав слабость государства в обеспечении порядка. Предполагалось, что  осенью протестные настроения усилятся и  произойдет новая дестабилизация. Однако этого не случилось благодаря превентивным  шагам, предпринятым правительством и спецслужбами, а также успешному проведению саммита ШОС, который повысил международный имидж государства и содействовал привлечению значительных инвестиций в проекты развития республики. Попытки  оппозиции активизироваться и объединиться оказались малорезультативны.

Надо признать,  на ситуацию повлияли и определенные сдвиги в экономике, полученные в результате работы правительства. В частности, достигнут определенный рост ВВП: по данным Всемирного банка, озвученным премьер-министром КР Жанторо Сатыбалдиевым,  с начала года валовой внутренний продукт вырос на 9,2%.  На 4% больше произведено сельхозпродукции. Конечно, необходимо учитывать, что в 2012 году ВВП снизился, а в 2011 году он увеличился по сравнению с 2010-м.  Тем не менее, невзирая на  сотрясающие «Кумтор» удары и  пассивный турсезон на Иссык-Куле, есть прогресс.

Руководство Кыргызстана, по сути, находится меж двух огней. Оно вынуждено делать выбор: усиливать авторитарные методы, чтобы обеспечить порядок, или позволить взять верх толпе, скатиться к охлократии.

 Здесь важно отметить, что выдвижение  невыполнимых требований в отношении золотодобывающей компании, самоуправство некоторых групп местного населения и дестабилизация общественно-политической ситуации представляют потенциальную угрозу для экономического развития и финансирования социальных услуг. Поэтому существенное значение имеют возможности правительства  в обеспечении порядка и поддержка его со стороны населения.

Есть определенные достижения в области демократизации и либерализации, которые были заявлены главной целью реформирования политической системы страны. Сравнивая ситуацию с  периодами правления президентов Акаева и Бакиева, приходишь к выводу, что и в 1991-1995  гг., и  в 2005-2007 гг. наблюдались положительные тенденции, но  вскоре  они сменились усилением авторитаризма,  а позже произошла монополизация власти. По истечении трех лет после прихода новой власти в политической жизни  страны сохраняются сравнительно либеральные условия благодаря заложенной в Конституции  полупарламентской форме правления.  Немаловажную роль в этом играет и  Президент Алмазбек Атамбаев, который неоднократно заявлял о поддержке выбранного в 2010 году политического курса.  Руководство страны, по сути,  находится меж  двух огней. Оно вынуждено делать выбор: усиливать авторитарные методы управления, чтобы обеспечить правопорядок, или позволить взять верх толпе, скатиться к охлократии. Нейтральная или срединная позиция при таком раскладе — это положение, необходимое для сохранения  демократического режима. При этом, безусловно, нужно обеспечивать правопорядок в рамках закона.

2С 2010 года  мы наблюдаем попытки реформирования системы государственного управления с целью демократического развития. Однако, к сожалению, эти шаги не всегда соответствуют логике полупарламентской формы правления и больше склоняются к усилению роли президента. Один из примеров — формирование технократического правительства.

Масштабный характер приняла борьба с коррупцией. Но она вызывает много вопросов, оппозиция обвиняет власть в устранении политических оппонентов. Может, целесообразно в нынешних условиях перенять опыт некоторых стран с развивающейся и развитой демократией. Например, в Турции приостанавливают судебные обвинения против депутатов, пока  истечет их срок полномочий. Было бы правильней сфокусировать основные усилия на сегодняшней деятельности чиновников, государственных органов и других структур,  взяв, к примеру, за точку отсчета 2010 год. В качестве положительной тенденции  можно отметить новый подход, недавно рассмотренный на заседании Совета обороны:  выявлять и искоренять действующие коррупционные схемы в системе государственного управления и предоставления услуг.

Сегодня совершенно очевидно, что без обеспечения правопорядка и защиты национальной безопасности невозможно добиться  эффективного экономического развития и социально-политической стабильности. Можно привести различные примеры дестабилизации, которые негативно отразились на экономическом росте. В частности, события нынешнего года в Джеты-Огузском районе,  Джалал-Абаде и Чолпон-Ате, захваты местным населением бизнес-объектов, приграничные конфликты в Баткенской и Джалал-Абадской областях, приведшие к локальной дестабилизации общественного порядка и взбудоражившие общественное мнение страны. В связи с этим в стране все больше и больше начал подниматься вопрос о необходимости принятия эффективных мер по обеспечению правопорядка. Благо смогли активизироваться государственные структуры, принята новая Концепция национальной безопасности. Правда, отмечаются и  попытки внедрить определенные ограничения в деятельности средств массовой информации,  обеспечить  контроль над институтами гражданского общества и оппозиционными политическими силами.

Таким образом,  Кыргызстан сталкивается с важной дилеммой: как сохранить демократические достижения и при этом создать эффективную систему обеспечения правопорядка, необходимую для социально-политической стабильности и экономического развития? Перед  парламентом, правительством,  а также главой государства Алмазбеком Атамбаевым  стоит задача сохранить спасительный  баланс. По какому пути пойдет страна, зависит не только от власти, но  и от деятельности политических сил, представителей гражданского и экспертного сообщества и, конечно, главным образом от нашего народа, который всегда полагался на здравый смысл и выбирал правильное решение.

Закир ЧОТАЕВ,

заместитель директора Центра исследований Центральной Азии  (КТУ «Манас»).

Фото Нины ГОРШКОВОЙ (снимки публикуются 

впервые).







Добавить комментарий