Main Menu

Искусство доброго соседства

Об уроках дипломатии Айтматова, будущем ЦТП «Манас» и об упрощении  консульских услуг разговор с министром иностранных дел Эрланом Абдылдаевым

1— Эрлан Бекешович, нынешний год прошел под знаком председательства Кыргызстана в ОДКБ и ШОС. Генеральный секретарь ОДКБ Николай  Бордюжа на пресс-конференции в Бишкеке высоко оценил роль нашей республики, назвав этот год «прорывным» для организации и отметив, что проведено  беспрецедентное количество мероприятий. Какие  основные задачи во внешней политике ставит перед собой Кыргызстан в будущем году?

— Мне бы не хотелось отделять внешнеполитические задачи, поставленные перед министерством в текущем году, от предстоящего периода. Это единый процесс, который требует кропотливой и последовательной работы государственных органов и дипломатической службы в частности.  Мы продолжим выстраивать пояс добрососедства с сопредельными государствами, а также работать над реализацией договоренностей, достигнутых в ходе визитов и саммитов. В связи с запланированным на 2014 г. выводом Международных сил содействия безопасности в Афганистане  основной упор будет сделан на вопросах региональной безопасности и эффективном противодействии дестабилизирующим факторам. В рамках экономической дипломатии — на реализации положений Национальной стратегии устойчивого развития, т. е. на привлечении иностранных инвестиций, повышении транзитно-транспортного потенциала страны, расширении экспортных возможностей. Не меньшее внимание уделим защите прав и интересов кыргызстанцев за рубежом. С увеличением числа соотечественников, мигрирующих за границу, возникла необходимость в реорганизации консульской службы, сокращении барьеров в предоставлении услуг. Еще одна из важных задач  — участие в процессе принятия глобальных решений по актуальным вопросам международных отношений. В среднесрочном периоде  усилия сосредоточатся на выработке повестки дня развития ООН на период после 2015 года. Планируется также уделить особое внимание информационной политике, проводимой за рубежом.

— Ожидается ли открытие новых посольств и консульств КР, а также иностранных диппредставительств у нас в стране?

— Новые диппредставительства Кыргызстана создаются, исходя из стратегических задач внешней политики. Например, в этом году они открылись в Афганистане и Кувейте. Сегодня с российской стороной прорабатывается вопрос открытия канцелярий посольства Кыргызстана в  Санкт-Петербурге, Владивостоке и Красноярске, чтобы расширить консульское  присутствие и эффективно защищать права и интересы наших граждан. Мы намерены также учредить дипломатические представительства в Азербайджане (Баку) и Китае (Гуанчжоу).

 

ЦТП «Манас» — не единственное связующее звено между Кыргызстаном и американским кабмином, как утверждают некоторые коллеги-дипломаты. Мы достаточно активно взаимодействуем с правительством и парламентом США в проведении демократических преобразований, укреплении парламентаризма, развитии судебной системы,  образования, здравоохранения и сельского хозяйства.

— Вопреки сложившейся практике и ожиданиям, США в этот раз не стали настаивать на сохранении своей базы в аэропорту «Манас» и выбрали Румынию местом дислокации. Как вы расцениваете такой шаг и почему именно Румыния?

— Размещение на территории нашей страны авиабазы «Ганси», а затем ЦТП «Манас» прежде всего является вкладом Кыргызстана в международную борьбу с терроризмом в Афганистане. При этом ЦТП  предназначался для поддержки воздушных перевозок пассажиров и грузов,  необходимых коалиционным силам именно на период проведения операции. Учитывая, что в будущем году эта операция  завершается, руководство КР  приняло решение о закрытии Центра транзитных перевозок. Считаю, что наша страна полностью выполнила свои обязательства. Американская сторона это признает и неоднократно на самом высоком уровне выражала свою благодарность.

— В начале этого года известный дипломат Муратбек Иманалиев заявил, что Центр транзитных перевозок в аэропорту «Манас» является единственным  связующим  звеном между Кыргызстаном и «американским кабмином» и с уходом базы отношения между ними прекратятся. Вы согласны с ним? Как развиваются отношения с правительством Штатов на данном этапе?

— Поскольку обеспечение безопасности в Афганистане и соседних странах является приоритетом политики США в Центральноазиатском регионе, размещение ЦТП «Манас» способствовало более тесному кыргызско-американскому сотрудничеству.  Однако центр — не единственное связующее звено между нашими странами. Кыргызстан достаточно активно взаимодействует с правительством и парламентом США в проведении демократических преобразований, укреплении парламентаризма, развитии судебной системы, верховенства закона,  а также образования, здравоохранения и сельского хозяйства.  Важным механизмом  взаимодействия являются ежегодные двусторонние консультации. В январе нынешнего  года мы провели очередной раунд в Бишкеке, по итогам которого приняли план действий и каждая из сторон выполняет свои обязательства. Сейчас обсуждается проведение следующих ЕДК в  Вашингтоне.

— Ожидаются ли государственные визиты между нашими странами и на каком уровне? Предусматривается ли разработка межправительственных соглашений?

— Несомненно, межгосударственные визиты служат площадкой для осуществления двустороннего сотрудничества, и кыргызская сторона работает над этим,  в том числе с американской стороной. С 2010 года США с рабочими визитами посетили экс-президент Р. Отунбаева  и торага Жогорку Кенеша А. Жээнбеков.

В следующем  году планируется очередное заседание Ежегодных двусторонних консультаций.

— Год назад во время визита в Бишкек Владимир Путин обещал поддержать Кыргызстан в создании транспортно-логистического центра на базе аэропорта «Манас». Как продвигаются здесь дела и будет ли вообще создан этот центр? 

— В первую очередь хочу отметить, что наша страна  заинтересована в трансформации ЦТП «Манас» в гражданский транспортный узел. Аэропорт должен функционировать, экономически быть выгодным, приносить прибыль республике. В 2012 году Президент А. Атамбаев в ходе официального визита своего российского визави в Кыргызстан заявил о планах кыргызской стороны, и мы пригласили российских партнеров поработать над созданием гражданского логистического центра, который должен начать функционировать после 2014 года. Сейчас совместно с российской стороной идет работа над воплощением идеи. При этом Кыргызстан открыт для сотрудничества и с другими странами.

— Вы отметили в начале этого года, выступая в Жогорку Кенеше, что «нам предстоит трудная работа по восстановлению доверительных отношений с Узбекистаном». Какие позитивные шаги в двустороннем сотрудничестве сделаны с того времени? Есть ли надежда, что будет достигнуто понимание в водном и пограничном вопросах?

— Конечно же, между Кыргызстаном и Узбекистаном имеются определенные вопросы. Это нормальный процесс развития взаимоотношений между соседними государствами. В этом году продолжалась работа по линии внешнеполитических ведомств двух стран, проведены конструктивные и доверительные переговоры с моим узбекским коллегой. На полях саммита ШОС в Бишкеке состоялась встреча президентов Кыргызстана и Узбекистана. Они обстоятельно обсудили вопросы двустороннего сотрудничества, в том числе делимитации госграниц. Достигнуты определенные договоренности, и сейчас идет работа по их реализации.

Нет сомнения, что в Узбекистане, как и в Кыргызстане, заинтересованы в ускорении процесса делимитации и демаркации государственных границ. Это продиктовано необходимостью укреплять границы с целью противодействия международному терроризму, незаконному обороту наркотиков и другим угрозам безопасности. Регулярно встречаются рабочие группы правительственных делегаций обеих стран. Уверен, что обоюдная заинтересованность и готовность находить взаимоприемлемые решения позволят и дальше развивать наши двусторонние отношения.

— Кыргызстан предложил ОБСЕ создать в Бишкеке центр изучения Центральной Азии и Афганистана.  Будут ли заняты в нем отечественные специалисты? 

— Проект центра уже полностью подготовлен, остаются лишь формальности. Безусловно, в перспективное начинание будут вовлечены отечественные эксперты. По предварительной договоренности определенная часть бюджета нового учреждения будет осваиваться через Центр исследования внешней политики Дипломатической академии МИДа КР им. Казы Дикамбаева. Реализация проекта заложит основу востребованным в регионе исследованиям и позволит объединить экспертный потенциал.

Авторитет личности Чингиза Айтматова открывал  дипломатам многие двери. 

— Наше посольство в России организовало широкую кампанию, посвященную юбилею писателя и дипломата Чингиза  Айтматова. Какие мероприятия ожидаются в других странах? 

— Да, действительно, отдавая дань памяти народному писателю, выдающемуся философу и дипломату, МИД и  наши  загранучреждения  организовали ряд общественно значимых культурных мероприятий. Старт им был дан в России, Казахстане, Таджикистане, Туркменистане, Украине, Великобритании, ФРГ, а также в Бельгии. Состоялись вечера памяти, «круглые столы», читательские конференции, айтматовские чтения, форумы, конкурсы, выставки, концерты мастеров культуры Кыргызстана, показы отечественного кино, установлен памятник Ч. Айтматову в Москве и решен вопрос о его установке в Ростове-на-Дону. Кроме этого, согласован вопрос о присвоении имени Чингиза Торекуловича одной из улиц в Анкаре.

Цикл юбилейных мероприятий на просторах Содружества продолжится. Например, наше посольство в Таджикистане планирует организовать  фотовыставку, встречу с этническими кыргызами, книжную выставку,  Неделю кыргызского кино.  Посольство в Узбекистане проведет «круглый стол» на тему «Ч. Айтматов, навечно в сердцах узбекистанцев». Продолжатся юбилейные мероприятия и в странах дальнего зарубежья, в том числе в Турции, Малайзии, Иране, Саудовской Аравии, Японии, США, Индии, Дубаи, КНР, Пакистане, ФРГ и Австрии.

—  Чингиз Торекулович достаточно долго проработал дипломатом: руководил посольством СССР в Люксембурге, представлял нашу страну в  качестве Чрезвычайного и  Полномочного Посла в странах Бенилюкса и во Франции. Что отличало его как дипломата? Каким он остался в вашей  памяти?

— Даже будучи на дипломатической должности, Чингиз Торекулович оставался верен своему главному призванию — писательской деятельности, и это только дополняло значение его личности как посла. Человеку его масштаба должно быть тесно в рамках одной профессии, одного коллектива, мало обсуждать с коллегами-дипломатами только вопросы политики. Он всегда оставался Чингизом Айтматовым — всемирно известным писателем. Выступления, встречи, беседы выходили за рамки определенной темы. Касаясь вещей глобального характера, будь то участие Кыргызстана в программе сотрудничества с НАТО «Партнерство во имя мира» или сохранение культурного наследия кыргызов в рамках программ ЮНЕСКО,  Чингиз Торекулович  умел ввязать их в общемировой контекст.

Во время рабочих бесед поражали его удивительные качества  — искреннее удивление тому или иному факту, открытость к обсуждению любого рода вопросов, обаяние. Все это помогало добиваться цели встречи. Авторитет личности Чингиза Айтматова открывал дипломатам многие двери. Благодаря культурным мероприятиям, связанным с его именем, широко рекламировался имидж нашей республики.

Кифаят АСКЕРОВА.

Фото Нины ГОРШКОВОЙ.






Добавить комментарий