Main Menu

Дорога в Таможенный союз: Честный диалог

В Бишкеке прошло важное мероприятие — бизнес-форум «Кыргызстан и Единое экономическое пространство: состояние и перспективы интеграции», организованное Кыргызско-Российским экономическим советом, Евразийской экономической комиссией (ЕЭК) и Торговым представительством РФ в КР.

Все стороны нуждаются в  достоверной информации

1Кыргызстан уже не первый год идет по пути вступления в Таможенный союз и присоединения к Единому экономическому пространству (ЕЭП). На этом пути  страна уже преодолела и продолжает преодолевать  много препятствий. Цели нынешнего форума- предоставление его участникам актуальной информации о состоянии переговорного процесса по  присоединению Кыргызстана к ТС и ЕЭП; обсуждение практических вопросов интеграции кыргызского делового сообщества в ТС и ЕЭП; а также обмен опытом и мнениями в сфере развития сотрудничества между отечественными и российскими компаниями, заинтересованными в развитии торговли и расширении инвестирования в контексте процесса евразийской интеграции.

Всего в форуме приняло участие свыше 100 человек: госчиновники Кыргызстана и России, ЕЭК, бизнес-кругов  обеих стран, журналисты. Из России прибыла представительная делегация — свыше 50 человек.

Приветствуя участников форума, первый вице-премьер кыргызского правительства Джоомарт Оторбаев отметил ценность таких консультаций: «Мы должны выработать четкие механизмы по вступлению Кыргызстана в Таможенный союз. Общество и бизнес также ждут от нас выверенных расчетов всех плюсов и минусов». Он также подчеркнул, что в ближайший месяц завершится гармонизация «дорожной карты» по вступлению Кыргызстана в  это таможенное объединение, и добавил, что на саммите СНГ в Минске в октябре 2013 года принят ряд принципиальных решений по процессам евразийской экономической интеграции. «Двигатель экономики Кыргызстана — это торговля. Правительство должно просчитать тарифную политику в первые годы после вступления в ТС, чтобы не потерять рабочие места и не допустить социальных проблем. Мы должны взять на себя ответственность по обустройству внешних границ ТС, улучшению пограничного контроля. На наш взгляд, — также отметил он, — существует необходимость создания фонда для поддержки при вступлении в ТС стран-кандидатов, имеющих более низкий объем ВВП на душу населения».

2Напомним, что в марте т. г. Кыргызско-Российский экономический совет провел международную конференцию по вопросам интеграции Кыргызстана в ТС и ЕЭП. Тогда деловое сообщество республики подготовило свои рекомендации по комплексу мер, которые нужно выполнить, чтобы переход был постепенным и учитывал интересы субъектов экономики КР.

Очевидно то, что все участники процесса нуждаются в регулярных встречах для освещения дел по присоединению Кыргызстана к ТС и ЕЭП — накопился длинный ряд вопросов, которые  можно было обсудить в ходе секционных и кулуарных дискуссий в четырех тематических секциях: «Таможенное администрирование, таможенно-тарифное и нетарифное регулирование», «Техническое регулирование, санитарные, ветеринарные и фитосанитарные меры», «Финансовые рынки (банковская сфера, сфера страхования, валютный рынок и рынок ценных бумаг)», «Транспорт и инфраструктура».

 

Реалии Таможенного союза — пока без нас

3Ответственный секретарь рабочей группы по вопросам присоединения Кыргызстана к ТС/ЕЭП в  презентации на тему «Евразийская интеграция:  история, текущее состояние и  перспективы. Сотрудничество с Кыргызской Республикой»,  напомнил, как все начиналось — в далеком 1995 г. Тогда начали действовать таможенные союзы Россия-Беларусь и Россия-Казахстан. Через год страны заключили договор об углублении интеграции, в 1999-м — договор о таможенном пространстве и ЕЭП, в 2000-м — договор об учреждении ЕврАзЭС. 2003-2006-й — проект создания ЕЭП: Беларусь, Казахстан, Россия, Украина. 2008-й — решение Межгоссовета по формированию ТС в рамках ЕврАзЭС, 2010-й — создание ТС трех стран, 1.01.2012 г. — создание ЕЭП, 1.02.2012 г. — начало работы ЕЭК. Перспективы —  формирование Евразийского экономического союза (ЕАЭС), начало действия единого кодифицированного документа для стран-участниц не позднее  января 2015 г.

Что означает членство в ТС трех стран — России, Казахстана, Беларуси? Это: единая таможенная территория; отмена таможенного  оформления товаров во взаимной торговле; Единый таможенный кодекс; Единый торговый режим с третьими странами; перенос таможенного контроля на внешние границы ТС; Единый таможенный тариф и система нетарифного регулирования.

Единое экономическое пространство — это, по замыслу разработчиков, реализация «четырех свобод»: свободное перемещение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. Для этого  необходимо гармонизировать и унифицировать (привести к единому знаменателю для всех стран-участниц) законодательство и остальные нормы хозяйственного регулирования в ключевых сферах — в области конкуренции, субсидирования, госзакупок, техрегулирования, деятельности естественных монополистов, защиты интеллектуальной собственности и др. Также необходимо проведение согласованной макроэкономической и валютной политики, формирование интегрированных отраслевых рынков.

Органы управления ТС и ЕЭП — Высший Евразийский экономический совет (участвуют главы государств/правительств) и Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК). В ее рамках созданы 16 консультативных комитетов: по торговле; техническому регулированию; применению санитарных,  ветеринарных и фитосанитарных мер; налоговой политике и администрированию; таможенному регулированию; транспорту и инфраструктуре; естественным монополиям; по промышленности; нефти и газу; электроэнергетике; конкуренции, антимонополиям и ценовому регулированию; по АПК; статистике; макроэкономике; миграционной политике; вопросам предпринимательства; финансовым рынкам.

 

«Дорожную карту» надо уточнить до конца года

Олег  Панкратов, советник премьер-министра КР по вопросам интеграции, отметил, что процесс подготовки Кыргызской Республики к вступлению в ТС идет нарастающими темпами. Результатом нынешнего этапа  должно быть утверждение «дорожной карты», которую предстоит до конца этого года еще доработать. Фактически это план мероприятий, определяющий, что предстоит сделать Кыргызстану, чтобы стать членом ТС. «В первую очередь страна должна выполнять все обязательства, которые предусмотрены договорами ТС,  а для этого мы должны привести в соответствие нормативно-правовую базу,  таможенную инфраструктуру и систему  качества. «Дорожная карта» поделена на разделы, каждый из которых включает перечень пунктов, которые будут выполнены, и сроки их  реализации. На сегодня проект «дорожной карты» построен таким образом, что если мы ее утвердим, соблюдая график, то к концу 2014 года успеем выполнить  все необходимые мероприятия для того, чтобы  в дальнейшем выполнять свои обязательства в рамках ТС  и де-факто и де-юре», — подчеркнул О. Панкратов.

— Что  касается настороженности кыргызских бизнесменов по  поводу скорого членства в ТС, — ответил советник премьера на вопрос журналиста, —  то их понять можно. Любой союз создается с целью защиты собственного рынка и своего производителя. Каким образом защищаться? Кыргызстан — член ВТО, Россия также недавно вступила туда. Это членство предполагает упрощение процедур в торговле,  в частности, применение максимально низких таможенных пошлин. Чтобы защитить свой внутренний рынок, надо применять другие механизмы, нежели установление таможенных пошлин, это устарело. Правила ВТО не ограничивают страны в установлении ставить технические барьеры по принципу безопасности товаров. При создании ТС именно на это и был сделан упор — жесткая система технического регулирования, жесткие санитарные и фитосанитарные, ветеринарные требования, чтобы не впускать товар других производителей на внутренний рынок. При этом по правилам мировой практики требования должны распространяться и на собственного производителя. Следовательно, наш бизнес опасается того, что, когда мы станем членом ТС и присоединимся к системе техрегулирования, требования к выпускаемой продукции должны быть повышены в первую очередь по безопасности. Но эти опасения не совсем обоснованы. Почему? Потому что мы уже продаем туда наши товары. У нас

5-миллионый рынок, и ориентировать производителя на этот объем глупо, раз рядом есть рынок с многомиллионной емкостью. К примеру, наши швейники ориентируются на рынок в 150 миллионов потребителей (жителей стран ТС) и потому обязаны соблюдать его требования, — поясняет советник премьера.

На вопрос: «Насколько будут конкурентоспособны товары Кыргызстана (не говоря о швейно-текстильной отрасли) в  условиях ТС, не получится ли так, что все, что привозим из Китая, повезем из России, а наша промышленность  не будет развиваться?», советник по интеграции ответил:

— ТС —  вовсе не рай на земле, как преподносят некоторые его идею. Он дает определенные конкурентные преимущества, и сможем/не сможем мы использовать его преимущества, зависит от нас. Сможем  — тогда возродим свою промышленность, не сможем — потеряем то, что  имеем сейчас. Но это зависит от степени грамотности денежно-кредитной и фискальной политики нашей страны, а снятие торговых барьеров — не панацея для того, чтобы наша промышленность вдруг возродилась и окрепла.

Сегодня мы находимся в зоне свободной торговли и продаем свои товары  в страны ТС беспошлинно, как и они нам. Поэтому, когда вступим в ТС,  вопрос пошлин не будет актуален.

Сейчас у нас более либеральные требования по безопасности и более низкий уровень надзора за качеством,  в результате на нашем внутреннем рынке больше некачественной продукции, чем в странах ТС. Членство в союзе предполагает, что мы должны подтянуться до их уровня  по критериям безопасности, — отметил советник премьера. — Вероятен и всплеск инфляции, рост цен в первое время. Вопрос только в том, какого уровня будет этот всплеск и как государство с ним справится.

Говоря об основных выводах по таможенному регулированию, следует отметить,  что ожидает наш бизнес после вступления. После вступления в ТС на границах не нужно будет платить пошлины за ввоз-вывоз, проходить таможенные процедуры, эти  формальности останутся только для специфических видов продукции — оружия,  ряда медикаментов.

 

Пока в ТС не идет речи о финансовом инжиниринге

Говорит Вера Ивановна Шестакова, к.э.н., ведущий научный сотрудник Института экономики НАН КР:

— На секции «Финансовые рынки, банковская сфера, страхование, валютный рынок и рынок ценных бумаг»  прозвучали два доклада: «Денежно-кредитная и валютная политика в странах ТС» и «Страхование и рынок ценных бумаг в странах ТС».  Речь  в первом шла о соглашении, формирующем единый финансовый рынок.

Представитель ЕЭК Дмитрий Зайцев рассказал, что существует 17 соглашений по этому вопросу, но  остановился на двух самых важных — о валютной политике между странами ТС, в котором предусматривается приведение национальных законодательств к гармонизации (единому подходу), и соглашении об органах валютного контроля. Он отметил важность гармонизации действий стран-участниц в этом вопросе. Также было отмечено, что пока что вопрос о  единой валюте на повестке дня не стоит. Он привел в пример Евросоюз, который был задуман  полвека назад, а валюта — евро — появилась совсем недавно, и этому предшествовала колоссальная подготовка. Сейчас начинается практическая часть процесса — с ноября 2013 г. банки стран ЕвраАзЭС подключены к системе  Московской Межбанковской валютной биржи.

Как отметила эксперт Шестакова, «ключевая цель соглашения, формирующего единый финансовый рынок — свобода перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Но осталось непонятно, какова же законодательная база в отношении внешнеторговой деятельности. Ведь должно быть предусмотрено освобождение экспортоориентированных товаропроизводителей стран ТС, в т.ч. Кыргызстана, от несвойственной им функции по сбыту своей продукции, которую должна взять на себя банковская система.  Что предусматривается в ближайшей перспективе в области финансовой политики ЕврАзЭС в этом плане, неясно. А ведь финансовый инжиниринг — новые  кредитные формы, которые уже используются на внешнеторговом рынке многих стран, — нужно разрабатывать и внедрять в странах ТС и в Кыргызстане уже сейчас, иначе можно опоздать». Также, отмечает В. Шестакова, на форуме не было никакой конкретики и по вопросу, предусматриваются ли в финансовой политике стран ТС  механизмы по выводу банковских ценных бумаг на фондовый рынок? Оказалось, что эта тема пока  еще не рассматривалась.

 

Осталось всего полгода-год для  перестройки бизнес-среды

Гульнара Ускенбаева, президент Ассоциации поставщиков Кыргызстана,  руководила обсуждением на секции по санитарным, ветеринарным и фитосанитарным мерам. «Какая получается проблема? Для нас эти меры очень важны, так как Кыргызстан имеет аграрную  направленность и экспортирует продовольственную продукцию — как сырьевую, так и переработанную. Важно понять, как мы будем вывозить  ее в 2014 году в страны ТС, не будучи членами союза, и что изменится с началом нашего членства. С 2015 года в ТС начнут действовать новые регламенты. В странах  союза производителям дают полгода-год для подготовки предприятий к работе в новых условиях. Нам нужно, чтобы при подписании соглашений наши законодатели не забыли об этом и дали  собственным производителям эти полгода-год, чтобы те успели  модернизировать производство в соответствии с новыми требованиями.  Также надо детально обсудить вопрос: когда мы вступим в ТС, насколько легитимной будет продажа  собственных товаров на территории республики — ведь внутренних барьеров уже не будет. Получается, что и внутри Кыргызстана мы не сможем продавать, если не перестроим законодательство по условиям ТС. А это деньги, расходы не только государства, но и самих предприятий. А с учетом того, что  у нас преобладает малый и средний бизнес, надо  вести срочную разъяснительную работу в бизнес-секторе, чтобы руководители предприятий знали, что им предстоит сделать, и не затягивали с обновлением, модернизацией производств, технологий, поскольку времени на «раскачку» уже совсем нет. Минэкономики как уполномоченный  агент государства должно активизировать свою работу в этом направлении, в том числе в работе со СМИ, которые скорее всего донесут до общества необходимость инноваций».

Также она сообщила, что недавно у нас в стране открылся Аккредитационный центр, получивший международный сертификат для аккредитации лабораторий, которые будут проводить анализ выпускаемой у нас продукции на ее соответствие требованиям ТС.  «У нас есть, и давно, такая лаборатория при Минздраве  — в системе Госсанэпиднадзора.  В новых условиях она будет работать  и для нужд Минздрава, и для коммерческих целей. Очевидно, что справиться со всем объемом работы одна лаборатория не сможет, нужны еще подобные структуры. Иначе возникнет очередь, и это явный элемент коррупции, не говоря уже о том, что  любое промедление губительно для ритмично действующих предприятий. Поэтому мы озабочены необходимостью создания хотя бы еще одной лаборатории — для частного бизнеса.

Еще вопрос: когда мы вступим в ТС, мы должны будем на предприятиях вести документацию в соответствии с  его требованиями. Сможем ли мы это сделать своевременно?  Есть и еще проблема — у нас есть поставщики из-за рубежа, не являющиеся членами ТС. Мы работаем с ними по сложившимися  схемам, тарифам.  С 2015 года и с этими партнерами отношения изменятся — и тут возникают серьезные опасения. Я могу понять опасения  швейников, которые привозят материалы из Китая, Турции, шьют здесь и отправляют в Россию и Казахстан. Насколько они смогут проверить закупаемые материалы на соответствие требованиям ТС? Все это вопросы безотлагательного характера».

На заключительной пресс-конференции форума его организаторы, руководители секций, кураторы от ЕЭК, чиновники, бизнесмены Кыргызстана и России отмечали: «Главная цель форума — говорить на одном языке — достигнута. У нас сегодня получился откровенный, честный диалог — то, ради чего мы сюда и прибыли. Ведь одна из проблем, которая мешает — слабая информированность сторон — участников экономической деятельности. Мы намерены и дальше способствовать тому, чтобы процесс присоединения КР к ТС И ЕЭП был  безболезненным и результативным».

Подготовила 

Елена МЕШКОВА.






Добавить комментарий