Main Menu

Бренд как любовь к своей уникальности. С чем должен ассоциироваться в мире Кыргызстан?

В Бишкеке недавно прошла дискуссия с участием государственных служащих и представителей экспертного сообщества. Обсуждали, что же мы можем сделать для создания бренда нашей страны? Чистый воздух, кумыс, горные красоты, легендарный эпос «Манас»? Чиновники уверены, что таковым точно станет слоган «Уникальный Кыргызстан» с какой-то сопутствующей картинкой… Госмужи говорят, что уникальны мы во всем. Как будто, к примеру, финны или японцы совсем не уникальны!

По сути, мы намереваемся продать эмоцию, а не товар, потому что товара-то у нас как раз и нет. Потому что товар — сам по себе «уникальность». Для начала хотелось бы понять, что кроется для нас в слове «бренд»? Выслушав мнение всех участников, я вдруг поняла, слабо мы еще разбираемся в этих новомодных понятиях. Уникальны и все тут! Без аргументов. А в чем собственно уникальны? Или оставим этот судьбоносный вопрос гостям республики на засыпку?!

В ю-тюбе (известный видеофорум) о Кыргызстане размещены лишь кровавые сцены революций, а располагающих видео- и фотоматериалов о красотах и достоинствах страны, исполненных на хорошем уровне, в Интернете почти не найти. Да дело даже не в иллюстрациях… В самом кыргызском обществе нет четкого понимания, чем же мы особенны, почему и что может стать брендом нашей родины? И это странно…

Как и странно слышать саму постановку вопроса: «Вот, господа эксперты, сообщите нам замечательную весть про бренд. Сделайте открытие!».

Давайте же попытаемся разобраться без лишних эмоций.

Бренд — это дар, талант, уникальная способность что-то делать лучше, чем другие. Эта особенность закладывается исторически и исходит из желания что-то создать для людей, для мира. Редко вижу на страницах газет рассказы о том, что же может, а главное, что жаждет наша республика дать другим странам? Все чаще, наоборот, встречаются сообщения о том, что мы сумели получить от других…

Ого! Российское военное снаряжение, китайское обмундирование, турецкие конфеты, белорусские троллейбусы, ну и так далее… Сами знаете. Желая прояснить вопрос, иду дальше. Отчего так? Может, комплексы? Увы, но на самом деле такие чувства униженного человека приходилось встречать едва ли ни с самого детства. Никогда не понимала, когда еще в школе одноклассник мог обидеться, если его назовешь «кыргызом». Ну правда! Помню, что еще тогда дала себе зарок быть осторожной в этом смысле… Но разве не нонсенс обижаться на факт своей этнической принадлежности?! Откуда эти комплексы?

Нельзя с водой выплескивать ребенка. Если мы не любим себя, значит, не знаем, не изучаем себя! Если сами не любим себя, то как же мы можем быть привлекательны, интересны и любимы другими?

А не любим мы себя хотя бы потому, что мусорим запросто там, где живем, не следим за своим «родным очагом» — Кыргызстаном. За столицей Бишкеком даже не особо ухаживаем: арыки все загрязнили, заилили, деревья и газоны засыхают, здания запущены, дворы неуютны… Так что даже Президенту пришлось по этому поводу высказаться публично: что не любим мы свою землю, не бережем ее!

Мы не ценим себя, не знаем собственных достоинств, не понимаем, какие дары нам от Всевышнего достались. Мы просто решили, что мы  уникальны, да и что париться-то!

Где-то довелось прочесть, что в коридоре здания английского парламента всегда стоит мешок с шерстью, уже много лет… И под охраной! Когда-то давно в парламент приходили «ходоки» из регионов Англии и оставили эту авоську. Там она лежит и поныне. Позднее к шерстяной «посылке» приставили часовых. Этот комок шерсти стал уже символом Англии. Они не стесняются ни своего прошлого, ни своих истоков, ни своих традиций! Тут верно будет сказать, что и в других странах можно увидеть такие «мешки». В Саудовской Аравии с шерстью верблюда, в Китае — мешок с чаем, в ряде ныне развитых стран — с овчиной.

А что с уникальностью кыргызов? Неужто все иначе?! По-моему, нужно немного перестроиться. Почему бы не перестать стесняться своего «мешка с шерстью», плодов своего труда и начать наконец гордиться своим национальным названием «кыргызы» или «киргизы» (как удобнее произносить русскоговорящим)?  Почему бы по-настоящему не полюбить свой край, историю, мастерство своих рук, почему бы не разглядеть в пелене седого вчера мудрость и красоту своего народа?! Не настроиться на то, чтобы многое дать другим жителям планеты?! Дать с удовольствием! В противном случае нам ни на шаг не приблизиться к понятию «бренд» Кыргызстана. А искусственные лозунги так и останутся непонятыми и непринятыми.

Бренд Кыргызстана — это наша загадка, которую для начала мы должны сами разгадать, оценив плоды своего труда, своего наследия, заглянув в глубину своей национальной души, в доброту своего сердца.

 Лариса РАЗДОРСКАЯ.






Добавить комментарий