Main Menu

Соцэкономика: вперед, но с одышкой

Как известно, экономика страны состоит из трех секторов — индустриального, аграрного и социального,  включающих сферы платных рыночных услуг, сервисного обслуживания, покупательского спроса… 

По официальным статистическим данным,  социальная экономика республики представлена 15 наиболее масштабными сферами обслуживания населения: торговля, общественное питание, гостиницы, ремонт автомобилей и бытовых товаров, транспорт, связь, финансовые услуги, образование, операции с недвижимым имуществом, медицина (платная), социальные, коммунальные услуги и др. Иначе говоря,  социальный сектор наиболее представительный.

И вот еще о чем. Вклад социальной экономики  в ВВП страны составляет 46,6%.  Для сравнения: доля товарного производства, т.е. промышленности и сельского хозяйства в совокупности  составляет 40%. Оказывается, в мировой практике действует   закономерность: по мере развития экономики страны растет доля ее социальной составляющей в ВВП. Например, в Германии доля таковой — около 80%.  Вот и у нас она  будет расти.  В 2008 г. это было 43%,  а через четыре года уже 46,6%.

Таким образом, по количественным показателям социальная экономика является локомотивом народного хозяйства  Кыргызстана. Количественные показатели впечатляют. Но… Совсем иная складывается картина при изучении ее функционального содержания: характеризуемая непредсказуемостью, высоким уровнем стихийности, отсутствием массового профессионализма и  проблемами культуры обслуживания населения…

Несколько примеров.  В розничной торговле нет типовых норм и правил организации торговых предприятий, технологии обслуживания покупателей, приемки товаров по количеству и качеству и многим другим аспектам деятельности.

Еще больше нерешенных проблем в общественном питании.  Нет нормативов типизации предприятий, обслуживания посетителей, калькуляции приготовления блюд, обоснования цен.

А что происходит в наших гостиницах? Полная самодеятельность! Оказывается, в республике действуют несколько таких заведений, отметивших себя  четырьмя и даже пятью звездами с установлением соответствующих высоких цен обслуживания клиентов. Можно представить, как оценивают гостиничный сервис иностранцы, когда оплачивают счета по расценке пятизвездной гостиницы, фактически воспользовавшись сервисом трехзвездной и т.д..

Проблемы стихийности очевидны и в сфере туризма. Нет стандартов сервиса, лицензирования, в особенности в области экстремальных видов, нет норм безопасности, не обоснованы тарифы…

Есть многочисленные проблемы и в сфере парикмахерских  услуг. В частности, нет соответствия между статусом салонов и профессиональным уровнем  мастеров: многим сотрудникам  явно далеко до профи. Не все ладно с  тарифами по сервису, «хромает» санитария обслуживания.

К сожалению, социальная экономика как результат стихийности функционирования и отсутствия государственного управления  характеризуется довольно высоким уровнем теневых  операций, коррупцией. Трудно представить суммы, подлежащие налогообложению, но не поступающие в бюджет страны.

Не понятно, что ожидает нерешаемую сегодня проблему социальной экономики республики в ближайшем будущем. Как она будет развиваться? Каковы приоритеты? Сейчас она преимущественно сосредоточена в городах, а что будет в сельской местности?

Наверное, не следует ожидать успешного развития     соцэкономики, если и дальше сохранится стихийное функционирование ее сфер и предпринимательских образований. Стихийность никогда и нигде не завершается успешными результатами, в особенности в тех  областях  предпринимательской деятельности, в которых высок уровень самозанятости населения.

В преддверии нового хозяйственного года, наверное, следует изучить необходимость введения в структуру правительства отдельного ведомственного органа, курирующего социальную экономику страны. По всем параметрам  эта величина дозрела до  отраслевого государственного курирования.

Эльдар САМИГУЛЛИН, 

доктор экономических наук.






Добавить комментарий