Main Menu

Алмазбек АТАМБАЕВ: «Сила любой власти — в доверии людей»

В Указе Президента “О мерах по устранению причин политической и системной коррупции в органах власти” заложены приоритетные направления второго этапа борьбы государства и общества с  коррупцией в рамках Государственной стратегии антикоррупционной политики  Кыргызстана. Об этом на встрече с журналистами заявил советник главы  государства Фарид Ниязов.

По его словам, за годы  независимости принято 15 основополагающих документов по противодействию этому негативному  социальному явлению, но их реализация не нашла  продолжения, так как  не были разработаны реальные пути борьбы с ним. Если  на первоначальном этапе боролись со следствием коррупции, то сегодня, проявляя  политическую волю, Алмазбек  Атамбаев считает главной  задачей  устранение  питательной среды и причин политической и системной коррупции в структурах государственной власти. «В  первом  случае речь идет о некорректных действиях  политиков и госслужащих, когда узкогрупповые интересы влияют на принятие государственных решений», — отметил  Фарид Ниязов. В Уголовном  кодексе КР нет  соответствующей статьи, по которой  можно привлечь за  политическую коррупцию, но в Указе главы государства  на долгосрочную перспективу предусмотрен  комплекс мер по противодействию коррупции в высших эшелонах власти, в  том числе внесение  поправок в уголовное  законодательство.

Как отметил советник Президента, если на борьбу с  политической коррупцией потребуется время, то результаты  противодействия системной  коррупции, после того как  начнется полноценная работа, будут очевидны уже  через 3-4 месяца. Индикатором успеха  в этом направлении, по мнению Президента, должно стать положение, когда бизнес и предпринимательство станут более привлекательными, чем госслужба, которая, по меткому  определению главы государства, сегодня превратилась в «рынок должностей».

Большое внимание в Указе уделено мерам по разрушению коррупционного потенциала существующей системы функций и полномочий государственных органов. В этих целях определен список госструктур и хозяйствующих субъектов с  государственным участием  по демонтажу коррупционных схем:  министерств внутренних дел, транспорта и коммуникаций, финансов, чрезвычайных ситуаций, здравоохранения, образования и науки, обороны,  энергетики и промышленности, юстиции, экономики,  сельского хозяйства и мелиорации, культуры, информации и туризма,  социального развития, труда, миграции и молодежи, иностранных дел, Государственный комитет национальной безопасности, государственные Налоговая служба,  Таможенная служба,  Регистрационная служба, Пограничная служба,  Служба исполнения наказаний, Служба регулирования и надзора за финансовым рынком, Служба по борьбе с экономическими преступлениями, Служба финансовой разведки, Служба интеллектуальной собственности и инноваций, Служба по контролю наркотиков, Агентство архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства, Агентство охраны окружающей среды и лесного хозяйства, Агентство связи, Агентство физической культуры и спорта, Агентство по геологии и минеральным ресурсам, Агентство антимонопольного регулирования,  Фонд государственных материальных резервов, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд управления государственным имуществом, Государственные инспекция по ветеринарной и фитосанитарной безопасности и Инспекция по экологической и технической безопасности,  Социальный фонд,  Высшая аттестационная комиссия Кыргызской Республики, Счетная палата, органы прокуратуры, судебные органы, Агентство по реорганизации банков и реструктуризации долгов (ДЕБРА), Национальный банк, Государственная комиссия по делам религий,  открытые акционерные общества: «Айылбанк», «РСК Банк»,  «Национальные электрические сети Кыргызстана», «Электрические станции»,  «Северэлектро» и другие распределительные компании,  «Кыргызгаз», «Бишкектеплосеть», «Кыргызалтын», «Кыргызтелеком»,  «Кыргызпочтасы», «Бишкекский автовокзал», «Чыгыш автовокзалы»,  «Кыргызаэронавигация», Международный аэропорт “Манас”,  ГП «Национальная компания «Кыргыз темир жолу», ГП «Темир», ОАО  «Кыргызская агропродовольственная корпорация», свободные экономические зоны Кыргызской Республики. В том числе в  первоочередном порядке и с указанием конкретных сроков исполнения по системам: Дорожно-патрульной службы МВД, Госагентства по геологии и минеральным ресурсам, Минэнергетики и промышленности, ГРС, Минобразования, Минздрава, ОАО «Кыргызская агропродовольственная корпорация», Минфинансов, ГНС, ГТС, Соцфонда, Министерства транспорта и коммуникаций, Госагентства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства, Госинспекции по ветеринарной и фитосанитарной безопасности, Госинспекции по экологической и технической  безопасности.

Указом ужесточается ответственность руководителей министерств и ведомств за конкретную реализацию внутренних антикоррупционных планов вплоть до освобождения от занимаемой должности.

Как отметил участвовавший в брифинге заместитель секретаря Совета обороны Т. Джумакадыров, много нареканий у населения вызывает практика  выдвижения кандидатов на высокие государственные должности от политических партий,  когда к руководству  важнейшими стратегическими  отраслями приходят  просто соратники по партии, а не профессионалы, способные принести пользу стране. В связи с этим в Указе  главы государства определен комплекс радикальных мер по деполитизации государственной службы и повышению ее профессионализма. В законодательном  порядке разрешаются  выдвижение и назначение  кандидатур по предложению политических партии только  на выборные и отдельные  политические и государственные должности, перечень которых определен Конституцией, что значительно снизит зависимость  политических партий от финансовых интересов отдельных лиц и особенно от внешних  проектов. Третье из основных направлений нового этапа борьбы с коррупцией, обозначенное в Указе главы государства, — это переформатирование  взаимоотношений государства и гражданина с учетом  установленных законом  прав человека через  пересмотр действующего законодательства и новых законопроектов на предмет коррупционной составляющей. И в первую очередь в таких сферах, как государственный контроль,  инспектирование, наложение штрафов, оказание государственных услуг, обеспечение  законности, безопасности и правопорядка. В этом плане  привлечение гражданского общества к борьбе с коррупцией выдвигается в число приоритетных задач государства. В стране должна быть сформирована  атмосфера всеобщей нетерпимости к  этому злу.

Этим же Указом образована  рабочая группа Совета обороны по контролю реализации Государственной антикоррупционной  политики, за   которой закрепляются функции координирующего и консультативно-совещательного органа.  В нее вошли  руководители ряда государственных структур и представители  общественных институтов.

Последовательность и системность применяемых главой государства решений по противодействию коррупции вызывают положительный отклик у кыргызстанцев. С особым одобрением воспринимается заявление Президента  о том, что «быть коррупционером в Кыргызстане стало опасно. Рано или  поздно за воровство придется отвечать. Сила любой власти — в доверии людей!».

Сергей СИДОРОВ.






Добавить комментарий