Main Menu

В гости к нам зайди, Апенди!

В поисках нового бренда Кыргызстана отдельные энтузиасты из числа знатоков национальной культуры предлагают выбрать визитной карточкой республики образ незабвенного хитреца и мудреца Апенди. Ну  а почему бы и нет, в самом деле?

Испей из источника народного творчества

ФОТО 1«Когда сегодня мы обращаемся к своей истории, то, к сожалению, почти не находим в ней точных документов или других источников о жизни древних кыргызов-кочевников, но зато у нас есть богатейший фольклор, легенды, сказки, эпос, которые впитали в себя мечты и чаяния народа, его борьбу и надежду, горе и счастье, силу и слабость, ненависть и дружбу. Фольклор, мне кажется, как спутник человечества является родоначальником искусства и литературы. Без фантазии немыслим прогресс, невозможен размах мысли, невозможны дерзание и романтика. В этом отношении легенды и сказки дают человеку радостное звонкое эхо, делают далекое близким», — так писал знаменитый Аалы Токомбаев. И был тысячу раз прав!

В богатой летописи номадов страны Ала-Тоо, помимо повестей о могучих баатырах, страшных драконах и волшебных джиннах, особое место занимают поучительные истории об Апенди. Сей персонаж затмил собой схожих героев тянь-шаньских сказок: Жейренче-чечена (говорят, жил такой человек в ХIV-ХV веках, а прозвище Чечен, то бишь «краснобай», получил за мастерство оратора), Акыл-Карачач (аналог Василисы Премудрой), Тазша-балу (лукавый плешивый подпасок), хитреца Келдена и других героев патриархальной эпохи. В советское время упор делался больше на народные сказки, в которых «защитник бедных и угнетенных» Апенди обводил вокруг пальца баев-мироедов, эксплуататоров и прочих сквалыг-феодалов. В 1938 году в типографии Киргосиздата вышел сборник акына Касымбека о приключениях Апенди. Последнее издание осуществил «Раритет» в 2003 году. Возможно, и другие издательства позже нечто подобное выпускали, но информации мизер…

Какого вы роду-племени,  уважаемый?  

ФОТО 2Многие этнографы совершенно ошибочно соотносят Апенди с казахским безбородым обманщиком Алдаром-Косе. Дескать, они оба выходцы из ментально близких кочевничьих сообществ. Но на самом деле Апенди гораздо ближе к Ходже Насреддину, который в той же казахской транскрипции обозначается как Кожа Насыр. Дело в том, что ходжа (или «ажы» в кыргызском варианте) — это титул правоверного, совершившего паломничество в Мекку и Медину. Так же и Апенди, чье имя родилось от искаженного слова «эфенди». В Османской империи, занимавшей когда-то колоссальную территорию Евразии, Балкан и Ближнего Востока, термин «эфенди» относился в первую очередь к служителям культа, духовенству, а также к чиновникам, иностранцам. Тюркское efendi произошло от позднегреческого aphentes — повелитель, господин. В современной Турции, кстати, употребляется как вежливое обращение к мужчине. А так как в кыргызском языке нет буквы «ф», то титул эфенди с течением времени трансформировался в Апенди!

Феномен Апенди заключается в его характере. Он совмещает черты как афериста, философа и шутника, так и простака, неудачника. С одной стороны, являет собой выражение великой мечты плебеев о халяве, с другой — он изобличитель всяческих людских пороков. В одних сказках Апенди — проницательный священник, в других — ниспровергатель устоев. Он ловко делает деньги из воздуха, но при этом часто остается с урчащим животом. Примеров противоречивости нрава Апенди сколько угодно.

Многоликий человек  

Иногда Апенди неузнаваемо глуп. Или самоироничен?

Как-то раз приснилось ему, что у него появился красивый петух. Пришел некий человек и попросил продать птицу.

— Если дашь 20 золотых, то по рукам, — сказал Апенди.

Покупатель же предложил только 15. Начался бесконечный торг. Тут внезапно Апенди проснулся. И не стало сразу ни петуха, ни покупателя. Тогда Апенди поспешно закрыл глаза и проговорил:

— Ладно, ладно. Так уж и быть, уступлю тебе в убыток себе петуха за 15 золотых.

И протянул руку.

А вот другой вариант, связанный уже с уловкой пройдохи.

ФОТО 3Жил в одном айыле Жатыр-бай — человек жадный и глупый. Пришел к нему как-то Апенди и говорит:

— Почтенный, есть у меня 5 сомов, а кошелька нет. Хочу я от них избавиться. Не поможешь ли мне?

— Давай! — обрадовался бай. — Скажи только, как?

— Продай мне какого-нибудь плохонького козленка.

Поймал Жатыр-бай в стаде самого тощего и подает Апенди:

— Вот, бери, хороший будет козел. Давай свои сомы!

Апенди козленка взял, но деньги в кулаке держит:

— Знаешь что, уважаемый. Я передумал. Бери пять сомов и козленка, а мне дай барана. «Что ж, неплохая мена, — прикинул бай: сомы да еще козленок в придачу!» — и пошел ловить круторогого.

— Гляди, отличный барашек. Гони деньги и козленка.

Но Апенди, взяв животное, деньги по-прежнему не отдает:

— Слушай, а возьми-ка ты сразу пять сомов, козленка с бараном, а мне дай корову.

Обрадовался богач и вывел буренку.

— Постой! — говорит хитрец. — Бери уж лучше пять сомов, козленка, барана и корову в придачу, а мне дай лишь одного жеребца, только позволь самому его выбрать.

Отобрал он самого резвого скакуна, отдал Жатыр-баю пять жалких сомов, байскую же скотину в придачу, вскочил в седло и был таков. А богатый дуралей посмеивался, потирая руки:

— Ну и глупец же этот Апенди!

Так и не понял он, кто из них лоханулся.

Член клуба веселых и находчивых  

ФОТО 5Безусловно, наш герой в жизненных ситуациях весьма остроумен. За что любили Апенди в народе, так это за смелость суждений в общении с сильными мира сего.

Падишах был в плохом настроении. Когда он выходил из дворца, отправляясь на охоту, то узрел Апенди.

— Увидеть муллу по дороге на охоту сулит неудачу, — закричал он стражникам. — Не позволяйте ему глазеть на меня, уберите его с дороги да отхлестайте!

Так они и сделали. Но случилось так, что охота была удачной. Правитель послал за Апенди.

— Прости меня. Я думал, увидеть тебя — знак беды. Оказалось, нет.

— Вы посмотрели на меня — и ваша охотничья сумка полна, — вскинул брови Апенди. — Я посмотрел на вас — и меня избили плетьми. Так кто же для кого плохое предзнаменование?!

 Отстаем от планеты  всей… 

ФОТО 7Одно огорчает — не культивируется у нас образ Апенди, как он того заслуживает. Навскидку можно вспомнить лишь пару фактов. К примеру, несколько лет назад в Бишкеке прошли спектакли знаменитого французского клоуна-мима Мишеля Руссо. В частности, в столичном драмтеатре имени Арсена Умуралиева состоялась презентация его шоу «Жомок», это было собрание историй об Апенди и Куйручуке, представленное благодаря усилиям  Швейцарского бюро по сотрудничеству в Кыргызстане. Также одно из информагентств в свое время запустило кыргызскоязычный форум «Апенди» с целью более активного продвижения госязыка в зону KG-интернета и популяризации его среди молодежи. Кроме того, на Osh.chat.kg существует диалоговая площадка, посвященная Апенди.

Вот, собственно, и все!

Между тем мы могли бы поучиться у соседей своих и увековечить Апенди. Кто нам мешает последовать примеру тех же казахов, которые в 2011-м и 2013 годах выпустили памятные коллекционные монеты с фигурой Алдара-Косе в серии «Сказки народов Казахстана»? Кроме того, бронзовые фигуры Алдара и Кожанасыра в полный рост установлены в нескольких городах РК, привлекая внимание многочисленных туристов.  Там же в 2005-м были введены в обращение почтовые марки, посвященные Алдару-Косе. Не говоря уже о кинокартинах, анимационных фильмах и настольных играх, где главным героем выступает безбородый плут.

ФОТО 6Скульптуры собрата Апенди — Ходжи Насреддина — есть в Бухаре, Москве, Брюсселе…  Еще больше фигур культового персонажа в Турции, которую большинство исследователей считает родиной легендарного муллы. По одной из версий, средневековый Насреддин похоронен в Акшехире, где  теперь расположена его усыпальница. Министерство культуры и туризма Турции отреставрировало дом, принадлежавший Ходже Насреддину, и открыло его для посещения. В мае 2012 года в Эскишехире был даже организован международный семинар, посвященный Ходже Насреддину, в котором приняли участие около 80 специалистов из 88 стран мира! Причем целью данного заседания было обращение в ООН с просьбой внести сборник анекдотов о Насреддине во Всемирный список нематериального культурного наследия

ЮНЕСКО. А вообще, симпозиумы, посвященные Ходже, регулярно проводятся в ТР с 1989 года,  фестивали юмора — с 1959-го. Организуются театрально-танцевальные представления, выставки карикатур, концерты, показ фильмов и многое другое.

Увы, наша республика ничем подобным похвастаться не может…

«Иа! Иа! И я того же мнения!» 

ФОТО 8Говоря об Апенди, мы, естественно, не можем обойти вниманием его верного спутника — ослика, который часто фигурирует в притчах об острослове.

Однажды завязался спор между Апенди и дервишем, выдававшим себя за мудреца.

— Знаешь ли ты, где центр Земли? — спросил дервиш.

Апенди воткнул свою палку в песок и сказал:

— Здесь!

— Докажи!

— Пожалуйста, можешь измерить планету и произвести вычисления.

— Ну хорошо, а сколько звезд на небе?

— Столько, сколько волос на моем осле.

— Где доказательства?

— Если не веришь, возьми и сосчитай.

— А сколько волос у меня в бороде?

— Столько, сколько на хвосте моего осла.

Дервиш рассвирепел:

— Ты лжешь!

Апенди спокойно ответил:

— Вот твоя борода, а вот хвост моего осла. Выдергивай по волоску из своей бороды и из хвоста, и если счет не совпадет, тогда и упрекай.

  Наша справка 

Ловкий малый, олицетворяющий собой образ бесшабашного высмеивателя человеческих пороков, запечатлелся в сказках и притчах многих стран. Имя его звучит чуть разнясь, но суть та же. Вот лишь краткий список  его имен у разных народов:

аварское обозначение: Малла Насрудин, азербайджанское: Molla Nэsrэddin, албанское: Nastradin Hoxha, или Nastradini, башкирское: Хужа Нэсретдин, болгарское: Настрадин Ходжа, боснийское: Nasruddin Hodza,  итальянское: Giufa, или Giuca, казахское: Кожанасыр, карачаево-балкарское: Насра Ходжа, кумыкское: Молла Насюрттюнь, лезгинское: Молла Насретдин, румынское: Nastratin Hogea, таджикское: Хоча Насриддин, Афанди, татарское: Хужа Насретдин, турецкое: Nasreddin Hoca, туркменское: Ependi, узбекское: Nasriddin Afandi, или часто Afandi, чеченское: Молла Несарт.

Или вот рассказ.

Шагал как-то Апенди по дороге в родной айыл, смотрит, навстречу бай гонит ослов на базар: девять нагружены добром, на десятом он сам восседает. Остановились богач и Апенди под раскидистым карагачем передохнуть от зноя. Не слезая с ишака, глупый богатей принялся пересчитывать своих лопоухих. И сколько б ни считал, каждый раз получалось девять.

— Послушай! — говорит куркуль. — Не знаешь, куда запропастился  у меня один осел? Было 10, осталось 9… Может, ты ухитрился украсть его, признавайся!

Задело это за живое Апенди, он и говорит тому кренделю:

— А я вижу здесь 11 ослов.

— Да где же они?!

— Девять перед тобой, десятый — под тобой, а ты сам — одиннадцатый!

Очень неполиткорректная, между прочим, побасенка. С точки зрения ослов. Можно сказать, дискриминационная. Но тут уж ничего не попишешь: у многих народов эти длинноухие считаются олицетворением редкого упрямства, а также необузданной похоти. Даже сам эпитет «ишак» (в кыргызской транскрипции — «эшек») — уже бранное слово. Назови вы так кого-нибудь — гарантированно обретете врага.

Намекал на сходство с ослами разным самодурам и хитрый Апенди.

Выехав как-то раз на охоту, эмир и его визирь взяли с собой Апенди. Он плелся за ними пешком. День был жаркий. Скинув с себя тяжелые златотканые халаты, те взвалили их на плечи Апенди. Путь был долгий. Апенди аж взмок. Захотел эмир над ним посмеяться и сказал:

— Эй, Апенди, ты, кажется, устал от груза, который бы  мог  унести всего один  осел.

— Да, но ведь я несу груз целых двух ослов!

Языком Эзопа 

ФОТО 9По некоторым данным, в Кыргызстане насчитывается свыше 64 тысяч ишаков. Больше всего их в Джалал-Абадской области, а менее всего —  в Иссык-Кульской, Таласской и Чуйской областях.

Увы, многие из них сегодня дичают, так как хозяева не могут обеспечить питомцев кормами и потому отпускают на вольные подножные хлеба. А это прямая потрава чужих садов-огородов.

Наше вьючное млекопитающее, как известно, предназначено безропотно таскать грузы. Дал сноп сена, огрел камчой —  и вперед без всяких раздумий. Не случайно скудоумных наркогонцов, выступающих в роли живых контейнеров, перевозящих с риском для жизни в своих желудках шпульки с зельем через границы, сами мафиози называют «героиновыми ишаками».

Впрочем, позитива все же больше. Вспомните Иисуса Христа: именно на осле он триумфально въехал в Иерусалим и тем самым остался в истории; меланхоличного товарища Винни-Пуха по имени Иа; отвязного кореша Шрека; смекалистого участника квартета бременских музыкантов и других ослообразных персонажей. Ослик уже неотделим от хрестоматийного облика жизнелюба Санчо Пансы, верного оруженосца Дон Кихота.

«Золотой осел» — знаменитый древнегреческий роман Апулея о невероятных метаморфозах пилигрима Луция, ставшего в русской литературе своего рода фундаментом для пушкинского Евгения Онегина, который «читал охотно Апулея, а Цицерона не читал».

Недалекий и комичный Осел — герой басен Эзопа, Жана Лафонтена, Ивана Крылова и нашего соотечественника, знатока изящной словесности  Михаила Рудова.

Образ философски настроенных копытных отражен и в крылатых фразах. Вы, конечно, слышали про Буриданова осла? Бедное животное никак не могло решить, из какой же охапки ему откушать, так как два снопа были абсолютно одинаковы. Все раздумывал да прикидывал, пока в итоге от голода копыта не откинул. В переносном смысле так нынче говорят о нерешительном при выборе человеке. А в Библии есть сказ о вдруг «отверзшей уста» ослице прорицателя Валаама. С тех пор выражение «Валаамова ослица»  применяется в ироническом смысле по отношению к неожиданно заговорившему молчуну.

Безропотные строители пирамиды Тутанхамона 

Откуда же появился спутник Апенди? По уверениям бишкекского биолога Ырыскельды Кылычева, из Африки. Причем в чем-то дикие предки осла схожи с эндемиком Черного континента — зеброй.  Ныне там сохранилось два подвида дикого осла — сомалийский и нубийский, и оба занесены в Международную красную книгу.

Сам процесс одомашнивания лопоухих произошел  примерно 5-6 тысяч лет назад, уверен Кылычев. Их использовали как тяглово-транспортное животное гораздо раньше лошади. По сравнению с ними они более выносливы, отличаются неприхотливостью в еде, жаждопереносимы, меньше болеют и дольше живут. Несмотря на малый рост, ослики очень жилисты. Вот их и поднапрягали при строительстве всем известных египетских пирамид и каналов на Ниле. Они цокали копытами по дорогам Шумера и Ассирии, Месопотамии и Вавилона, Эллады и Древнего Рима…

Ныне ишачки белого, коричневого, черного и серого окрасов высотой от 90 до 160 сантиметров в холке щиплют травку не только на Ближнем Востоке и в Азии, но и в Израиле, Греции, Италии, Франции, Испании. Одичавшие популяции есть на юго-западе США, в Австралии, на Кипре. Одним словом, там, где жаркое лето и короткая зима. А вот ареал обитания известных еще со времен Гомера мулов (помесь осла с лошадью) гораздо шире. Эти гибриды даже до Южной и Центральной Америки добрались.

Молоко ослиц — лучшая природная виагра  

В Кыргызстане отношение к ишакам можно охарактеризовать как утилитарно-пренебрежительное. Лишь вьючат, эксплуатируют, погоняют.

Например, молоко ослиное, которое в иных регионах мира почитают как эликсир мужской силы, местные жители не потребляют. Хотя, к слову, сама Клеопатра принимала из него ванны и, знаете, отлично после них выглядела: свежо, молодо и сексапильно!

Ослиную кожу, что в Средневековье считалась элитной для пергамента, в КР почти не дубят. И уж тем паче ослятину у нас не едят. Мол, постна, жестка и отдает не пойми чем. А вот в соседнем Китае уминают ее, маринованную, за милую душу. В частности, в провинции Шаньдун. Деликатесная  «ослятина по-пэнлайски» популярна с середины XIX века как блюдо императора. Чего брезговать, если даже сам Ким Чен Ир,  покойный лидер КНДР, когда приезжал в Россию на своем VIP-бронепоезде, потчевал гостей шашлычком из мяса осла, поэтически названного «небесной коровой».

Зато горцы, обитатели Тянь-Шаня и Гималайских низин, традиционно использовали части ослиной туши для шаманских обрядов и вообще врачевания. Некоторые рецепты и советы отражены в «Чжуд-Ши» — классическом сборнике тибетской медицины, который можно найти и на бишкекских книжных развалах.

Кыргызы на периферии и поныне кое-что подобное практикуют. Например, если у младенца от долгого лежания в тесной люльке-бешике на затылке образуется проплешина, ему надевают шапочку, пропитанную ослиной слюной. И будьте уверены — после этой процедуры волосики у малыша обязательно зашевелюрятся.

Страдаете сенной лихорадкой, то бишь сезонной аллергией? Возьмите пахучей свежей травки и просто покормите ею прямо с подола ослицу — как рукой все снимет. Важно держать подол по бокам обеими руками, не прикасаясь к корму, пусть она сама мордой туда тычется.

Конек-не-Горбунок  20 марта 2009 года 

Ишаки в кыргызских айылах ходят обычно без седел, так как спину больно натирает. Лишь попона, узда и подпруга. Если требуется мобильность (а ослы способны мчать со скоростью свыше 60 км в час!), то не надо плети и шпор, достаточно ткнуть острой веточкой в особое уязвимое место под холкой — вчистит так, что только держись!

В Кыргызстане цена одного осла составляет в среднем 100 долларов. На юге, в какой-нибудь баткенской глубинке, и того меньше. Кстати, насчет Баткена. После известных бое-

столкновений в этом регионе с отрядами экстремистов ИДУ летом-осенью 1999-2000 годов местные власти взяли всех ушастых на особый резервный учет. Пообещали ословладельцам, что в случае повторения там локальных вооруженных конфликтов их питомцы будут мобилизованы для контртеррористической операции, а им выплатят солидные компенсации. То есть отважные ослики готовы и отчизну защищать! А вы говорите — ишаки…

Был случай

Считается, что ослы плохо переносят влажную среду, холода, морозы. Но вот вам факт: семья моего приятеля Николая из Сокулука переехала в глубь Сибири еще в конце 90-х годов. Дед Коляна, казак, пахарь и любитель живности, продав здесь дом, скарб и скот, лишь с длинноухим жеребенком по кличке Кыша не захотел расставаться. Ну и забрал с собой на историческую родину.

И что б вы думали? Быстро обтерся новичок в непривычных условиях, адаптировался. После первой же зимы Кыша из гладкошерстного азиата превратился в лохматого сибиряка, которому нипочем стужа. Акклиматизировавшись, до сих пор там весело иакает и прядает ушами на забаву местной детворе.

 

Канат ИБРАЕВ.






Добавить комментарий