Main Menu

Кыргызский Есенин из айыла Буйга

Если бы меня спросили о самом памятном событии этого лета, то я бы не задумываясь назвала поездку в Буйгу.

Да, появился  вариант возрождения памяти о дерзком поэте Тургунбае Эргешове, утверждавшем, что мир полон потому, что в нем есть его прекрасная малая родина Буйга.

Всякое бывало в жизни поэта: первая семья, вторая, погружение в одиночество, долгое свидание с выпивкой…

Поэт не стал заниматься самобичеванием. Проницательный и критичный, он понимал, что причина разлада в нем.

Стала совершенствоваться его поэтическая составляющая.  Амбициозный исследователь поэзии Байрона, Есенина, Хафиза,  Хайяма, Басё, Алыкула находил исцеление духа в их строках…

Размышляя об этом, я даже не заметила, как скоро мы приехали в центр района Кара-Кульджу. Здесь кратковременная остановка, сбор нужной информации, и снова в дорогу. Наш почтенный наставник, народный поэт Кармышак Ташбаев — председатель Союза писателей Ошской области, поэт Турабай Жороев, поэт-«афганец» Маматибраим Жаныбеков, писатель — сатирик, главный редактор областной газеты «Ош жанырыгы»  Талантбек Монолбаев  — вот и весь наш «экипаж».

Холмы на солнечной стороне  уже стали покрываться  светло-соломенным налетом;  а  дальше все изумрудно-зелено. Горы,  сплетаясь и продолжая друг друга вдоль бурлящей реки Тар,  превращались в вершины,  которые  запечатлел Тургунбай:  солнечный луч клюнул снег на пике гор, и рассвет устремился в мир. Так характеризовал поэт  здешнее утро.

В мудрых книгах говорится, что в порталах Вселенной начинает свой путь солнце и  рождается мудрое слово —  «горы». Здесь, посреди высокого   разнотравья, у подножий гор и родился поэт Тургунбай Эргешов,  которому суждено было прожить  всего 35 годков.

Тургунбай рос раскрепощенно, ему с детства была знакома свобода волеизъявления  и поступков. Он был независим и прямолинеен. Так же, как и Алыкул Осмонов. Много, много параллелей  в их жизни и судьбе. Оба окончили университет. Оба к двадцати годам были признаны неординарными поэтами. Оба последние  десять лет прожили в одиночестве в схватке со смертельной  болезнью и жизнеутверждающей силой высокой поэзии. Алыкул и Тургунбай в 35 лет ушли из жизни с диагнозом «туберкулез»…

Совсем молодой учитель Бакытбек  доподлинно, без прикрас, изучил биографию Тургунбая, максимально собрал растерявшееся за 30 лет  творческое наследие поэта — отзывы мэтров поэзии, газетные рецензии,  десятки рукописей… Он  выступил одним из главных инициаторов и организаторов дня памяти, повел честный  разговор о заслуженном  поэтическом пьедестале Тургунбая Эргешова.

В торжественной части трогательные слова сказали аким Кара-Кульджинского района Каныбек Алиязов, заслуженный деятель культуры поэт Кармышак Ташбаев, глава айыльного округа «Чалма» Сулуукан Жорубаева, ветеран Самат Ормокеев. Учащиеся школы представляли сцены из биографии поэта, солисты районного дома культуры пели песни на слова Тургунбая…

Не оставили равнодушными слова брата поэта Эгемберди:

— Народ мой, неужели я дождался этого дня, неужели груз снят с моих плеч и души? Я 30 лет собирал  по  крупицам то, что от брата осталось, и ждал, когда и кому передать. Я не должен был умереть до тех пор, пока не исполню долг перед памятью брата. Случалось, пронимал страх: а вдруг не дождусь, не выдержу… Бог мой, ты есть, есть!

Много было волнующих воспоминаний одноклассников, сожалений родственников, друзей, прибывших отовсюду — из айылов района, Оша, Бишкека.

В течение тридцати лет ученый Лютфулла Жусупакматов собирал с помощью дочери поэта Кызгалдак  рукописи   и передал их   поэту Маркабаю Ааматову. Последний при содействии журналиста Жыпарбека Абдыразакова и ныне покойного поэта Курманаалы Сарысейитова при финансовой поддержке Жаркынбая Тойтукова и Абдрасула Кокошева издал  первую книгу  Тургунбая Эргешова «Весна приходит к живым». Вторая же книга  «Соловьи родятся редко»  издана при непосредственном  участии поэта Алыма Токтомушева, литератора Мамата Болота, спонсоров Сабырбека Султанбекова, Дамира Токобаева. И как всегда во главе многих добрых дел стоял народный поэт Кыргызстана  Сооронбай Жусуев.

Много интересного было рассказано о том, как создавалась третья книга  Тургунбая «Суйунчу».

Интересно выступили Турабай Жороев и   Шеркул Шамшиев.  Последний — учитель языка и литературы с советским высшим образованием — излагал свои убедительные доводы идентичности строк Тургунбая со строками Байрона, Есенина, Рубцова, Бернса:

 

О, люди, щадите меня

     иногда:

Я голой правдой 

       вскормленное дитя.

В ненужность не

      превращайте со зла, 

В машине этой жизни винтик 

                                                     и я!


…О, люди, щадите меня 

                                           иногда:

Я голой правдой 

               вскормленное дитя…

 

Сыновей  Тургунбая  Эргешова —  Машайыка и Ураанбека  — народ  благословил на добрые дела. А также Бакытбека Абдыразакова и всех, кто воссоздал портрет  знаменитого земляка.

…Обратный путь предстоял по жаре, хотя солнце уже шло к закату и наступал вечер перед полнолунием — временем молитв, которые непременно сбываются.

Я молилась о душе Тургунбая, которая наверняка теперь успокоится. Молилась о мире и первозданной красоте земли и людей. И да простится мне чрезмерная преданность молитвам дедов.

Салима ШАРИПОВА. 

Ош.








Добавить комментарий