Знакомство наше было неизбежным. Мастер резца и кисти о Мастере слова
Судьба подарила мне встречу и крепкую дружбу с моим соотечественником Чингизом Айтматовым. Знакомство было неизбежным: ведь мы современники, люди творческой профессии. Пути наши однажды пересеклись и связались надолго. Я почувствовал в нем родную беспокойную душу, словно он был мне старшим братом. Духовную близость ощущаешь с тем, кто тебя понимает и понимаем тобой.
Жизнь, люди, населяющие пространство гор и степей, поиск правды и справедливости, многоликая реальность, встававшая перед нашими глазами, по-своему занимали сознание каждого из нас. Чингиз работал со словом, я — скульптор. Слово преобразует жизненный материал и доходит до сердца, вызывая отклик у читающего. «В начале было Слово», — вторил Чингиз вслед за известным библейским изречением. У скульптора «словом» является пластически выраженный образ реальности.
Ко мне в скульптурную мастерскую часто заходили его дети Аскар, Санжар, разглядывали эскизы, портреты, выполненные в глине, наблюдали, как выполняется скульптура и как многообразен ее материал: глина, гипс, камень, металл… Сами по себе эти материалы являют собой элементы и свойства физического мира и привлекают возможностями чудесных превращений. Детское сознание восприимчиво к творчеству. Это я очень хорошо помню по себе и, конечно же, точно знаю по детям, обучающимся в Национальной академии художеств. Художника растят с юных лет. Чингиз крепко поддержал мое стремление создать стройную систему непрерывного художественного образования, искренне радовался результатам академии.
И он не раз бывал у меня в мастерской, ведь я лепил его портрет, и не единственный. Он умел вслух рассуждать о стезе скульптора древнего — автора кыпчакских каменных изваяний и современного — «творящего на твоих глазах». Это обо мне. В самом деле, он был свидетелем рождения и открытия многих памятников в республике. К монументальной скульптуре Чингиз относился с пристрастием. Ценил удачные, критически отзывался о маловыразительных, радовался меняющемуся в лучшую сторону облику нашей столицы, который суммировался усилием архитекторов, скульпторов. Мне особенно была дорога его оценка очередной моей работы. А ему было интересно мое мнение о его произведениях.
Вспоминаю 50-летие Айтматова. Это был 1978 год. Я был председателем союза кыргызских художников. Мы подготовили республиканскую художественную выставку «Айтматов и его современники». Откликнулось много художников-графиков. Среди них Л. Ильина, В. Рогачев, Б. Джумабаев, А. Мисюрев, М. Ахмедов, Б. Кошоев, А. Осташев, Т. Герцен. Десятилетием раньше Д. Кожахметов написал большое полотно «Впервые» (1968). В 1965 году А. Усубалиев исполнил живописный портрет Ч. Айтматова. Романтический портрет мастера написал в 1976 году Д. Флекман. На выставке была представлена скульптура, среди работ была и моя — «Портрет Ч. Айтматова». В тот же год по материалам выставки была издана книга «На материнском поле. Произведения Ч. Айтматова в киргизской графике» со вступительной статьей А. Осташева.
Все это было как будто недавно, а прошло с тех пор уже более 30 лет. Каждое последующее десятилетие открывались художественные выставки к юбилею писателя. Экспозиционное пространство раздвигалось: не только в КНМИИ им. Т. Айтиева, но и в фойе Академии наук, музее Академии художеств, школах было что представить. Айтматов был любим и актуален всегда.
1986 год памятен для Кыргызстана и мировой общественности Иссык-Кульским форумом. Форум собрал деятелей культуры из семнадцати стран, приехавших по приглашению Чингиза Айтматова. Это беспрецедентная встреча, цель которой — обменяться взглядами на будущее, обратиться ко всем людям доброй воли с тем, чтобы к XXI веку исключить войны, выработать взаимопонимание и сделать явью мечту человечества о гармоничном обществе, основанном на справедливости и равенстве всех народов Земли.
Нельзя было не восхищаться участниками форума. Надо было видеть их лица — открытые и умные и вместе с тем очень разные, устремленные к единой цели: сделать мир людей прекрасным, как природа, где царствует гармония. Иссык-Куль олицетворял эту красоту.
Мне вспомнилась бессмертная фреска Рафаэля «Афинская школа», где вот так же о вечных вопросах бытия размышляли Аристотель, Платон, Архимед. Она вместила множество фигур. Но как скульптура объединит такое число людей? В моей голове в поиске ответа пульсировала мысль. Перед внутренним взором прошел ряд многофигурных скульптурных сюжетов. Ярче всех предстал Роден с «Гражданами Кале». Я же делал на бумаге зарисовки общей композиции, сдвигая и группируя массы людей то так, то эдак. И вдруг вереницы один за другим выстроились в виде распахнутых крыльев огромной птицы. Впереди, у головной части — Ч. Айтматов. Решение найдено! Оно было динамично, равновесно и со всех сторон сбалансировано. Общая композиция компактная, выражала свободу и полет идей форума. Вместе с тем можно было видеть сосредоточенность и движение мысли на лицах изображенных. Оставалось работать неутомимо и напряженно вечерами и в промежутках между заседаниями, накапливая материал для воплощения моей пластической концепции форума. Времени было мало, а участников много. Чингиз был внимателен ко мне, как и к другим гостям, и с пониманием принял мою миссию внести лепту в это событие.
Пластическая идея «Иссык-Кульский форум» обрела плоть. В ней каждый участник предстает как яркая индивидуальность. Под каждым портретом — оттиск имени. Отлитая в бронзе скульптурная композиция была представлена на Всесоюзной художественной выставке в 1987 году в Москве, в Центральном выставочном зале Манежа. По окончании выставки Министерство культуры СССР передало эту работу в дар штабу-квартире ЮНЕСКО (Париж), где она, воссоздавая атмосферу форума, утверждает благородство извечной человеческой мечты о лучшем устройстве мира.
…Помню долгую дорогу на родину писателя в Шекер, напомнившую мне образы романа «И дольше века длится день». Чингиз сократил время пути, рассказывая о себе, своем отце Торекуле. Как партийный деятель в 1930-е годы его отец учился в Институте красной профессуры в Москве. Вскоре начались репрессии… До тех пор Чингиз с младшим братом был рядом с отцом. Жили они в общежитии института на улице Воровского. Отец, предчувствуя приближающуюся трагедию, отправил детей поездом домой — в Киргизию. В сознании 9-летнего Чингиза мир со смертью отца раскололся на «до» и «после». Много лет прошло, а боль по отцу не утихала.
Рассказ о нем время от времени прерывался, чтобы в молчании можно было домыслить степень этой утраты на фоне эпических пейзажей нашей многострадальной родины.
А тогда, по дороге в Шекер, когда неизменный в своей возвышенной красоте ландшафт сменялся один за другим, Чингиз рассказывал о том, как рождались сюжеты его произведений. Оказывается, повесть «Первый учитель» является литературной обработкой живого повествования конкретного человека из его села. Прототип Исмаил, с которого писался портрет учителя Дюйшена, был тогда еще жив, и можно было за рамками повести усмотреть продолжение сюжета, встретившись с закаленным в перипетиях судьбы человеком, не утратившим благородства и веры в силу знания.
Поездка в Шекер преследовала целью знакомство с родиной писателя. Об Айтматове снимался документальный фильм, в котором режиссер стремился отразить портрет писателя на фоне до боли знакомых с детства картин природы. Родственники, друзья, односельчане, естественно, воссоединялись, ведь приезд знаменитого земляка на родину — это всегда праздник общения.
Природа в творчестве Айттматова не является нейтральным фоном: она одухотворена и живет, взаимодействуя с персонажами произведений, то сострадая им, то поучая и даже наказывая за нерадивость. И люди относятся к природе как к живому организму, разговаривают с полем, горами, животными, молятся силам природы. Поэтому и съемка документального фильма о Чингизе проходила большей частью на природе, а не в кабинете писателя.
Вот тогда мне подумалось, что Шекер — эта малая точка Земли, удивительное место, родившее писателя-гуманиста, мыслителя — должен быть помечен на карте киргизских памятных зон. Ведь памятник на Земле — это обозначенная стоянка человека, знак культуры определенного времени, народа.
В следующий приезд в Шекер, это был 1993 год, я привез бюст отца Торекула, который мы установили перед школой, носящей его имя. Это не просто скульптурный портрет конкретного человека, а памятник, выразивший почтительное уважение к светлому образу Торекула Айтматова — представителя первой кыргызской интеллигенции, образованного человека с чистым сердцем, преданного делу, без вины пострадавшего.
Тогда же, в 1993 году, в Шекере мы развернули Международный симпозиум скульптуры в пленэре. В нем приняли участие известные мастера резца Союза ССР. Всем им было близко творчество Чингиза Айтматова с его национальной самобытностью, общечеловеческим пафосом.
Он был одним из самых читаемых не только в нашей стране, но и за рубежом. Его печатали центральные литературные журналы «Октябрь», «Знамя», «Наш современник». Поэтому симпозиум под девизом «Герои Айтматова в камне» задолго до начала творческой практики привлек внимание участников, и они приехали с оригинальными идеями и эскизами. Работа закипела. Рубили, отсекали лишнее, тесали, корректировали первоначальный вариант. Словом, воплощали в местном мраморе и доломите свое видение айтматовского мира. Камень заранее был завезен в Шекер с юга Кыргызстана — из Ала-Букинского карьера.
В горной республике, где есть свой камень, просто необходимо развивать скульптуру. Я в этом глубоко убежден. Об этом мы неоднократно рассуждали с Чингизом Айтматовым. Но это отдельная тема, требующая не столько теоретических обоснований, сколько практической деятельности. И в это русло вполне вписывалась проводимая творческая акция в селе Шекер. Целью творческих усилий скульпторов различных стран и направлений было стремление организовать пространство, чтобы оно отражало дух айтматовской прозы, характер которой, как отмечали исследователи, скорее притчевый — его творчество как бы вместило «небо и землю» в полноте полифонии. В скульптуре надо было приблизиться к одухотворенности айтматовской прозы, найти камертон ее эпической многоплановости и лирического подтекста.
Одновременно в том же 93-м третьем мы организовали художественный музей в Шекере, в котором развернули экспозицию живописи, графики, скульптуры. Чингизу в тот год исполнилось 65 лет. Он вынашивал новые многотрудные планы, в которых хотел высказать свои убеждения, боль о человеке, о судьбах своего небольшого, но древнего и талантливого народа.
После летних работ осенью состоялось открытие музея. Не уместившись под крышей, экспозиция шагнула в открытое пространство. В результате симпозиума было создано 30 скульптурных композиций. Они оживили пейзаж вокруг и притягивали к себе взор. Каждая работа озарялась особым внутренним светом.
Открытие было многолюдным, представительным. Меня радовало то, что мы при жизни Чингиза успели высказать ему признательность за ум и талант и передать изобразительным языком мир его творчества. Музей стал посвящением великому кыргызскому писателю и обозначил его роль в подъеме и общечеловеческом резонансе нашей культуры.
На Земле Шолохова немало памятных мест, выпестовавших известных людей: Ясная Поляна — Толстого, Михайловское — Пушкина, Мелихово — Чехова, станица Вешенская-Шолохова, Калуга — Циолковского. У нас есть Шекер, и мы гордимся тем, что наша земля вскормила своего сына, который поднял кыргызскую литературу и культуру в целом на мировой уровень. К музею в Шекере не зарастает тропа, экспозиция его пополняется. Люди устремляются в эти места, потому что здесь сложился очаг культуры. Сама земля хранит память о семье Айтматовых. И этому помогает наш скромный вклад — лики персонажей творчества любимого народом писателя, увековеченные в камне.
Наступил 1998-й год. Чингизу Айтматову 70 лет. Его чествует мир. В Кыргызстан съехались друзья, коллеги по перу из всех бывших республик еще недавно единой страны, а также из-за рубежа. Был организован большой интернациональный фестиваль кинофильмов и театральных постановок на разных языках, посвященный Ч. Айтматову, его произведениям. Вот тогда, помню, литовец Некрошюс привез свою постановку «И дольше века…», татарский театр — «Тополек в красной косынке», якуты — «Пегого пса».
Мы, команда ваятелей, провели XI Республиканский симпозиум скульптуры, посвященный юбилею писателя. Изваяния, отразившие мир героев Айтматова, были установлены перед Национальным университетом им. Ж Баласагына.
Наступил 2008-й. Он был назван Годом Айтматова. Академия художеств готовила выставку, посвященную 80-летию мастера слова. Мы надеялись на встречу с живым писателем и серьезно работали над творческим отчетом перед ним. Но жизнь его оборвалась незадолго до намеченных торжеств.
С уходом Айтматова мир заметно опустел. Осенняя выставка Академии художеств прозвучала как реквием по нему. Я увидел, точнее, почувствовал в работах молодых художников пронзительную ноту, выраженную цветом, формой. И понял, что с утратой Чингиза Айтматова они повзрослели.
Мы, старшие, научили наших детей думать, чувствовать и мыслить художественными образами. Они продолжат наше дело и понесут дальше и выше эстафету созидания кыргызской школы искусства. Появятся великие мастера, которые по-новому увидят мир, внесут свою трактовку айтматовской темы и его эпохи, глубже оценят личность и творчество великого нашего соотечественника.
Тургунбай САДЫКОВ,
народный художник СССР,
Эл баатыры, президент
Академии художеств республики.
Related News
Версия премьера
За два года бюджет страны увеличился вдвое. Об этом заявил председатель Кабинета министров Акылбек ЖапаровRead More