Main Menu

Национальный радикализм

Национализм позволяет сплачивать лиц одной национальности из различных социальных групп с помощью реальной, гипотетической или искусственно создаваемой угрозы. Национализм, сплачивая представителей одного народа, одновременно формирует у него образ врага по отношению к представителям других наций или народов, провоцируя враждебную ответную реакцию. В результате создаются предпосылки для насилия на межнациональной почве.

Национальность как ключевое понятие национализма выступает в двух формах: этническая национальность и гражданская. Этническая национальность основывается на сознании общей идентичности в рамках группы, уходящей корнями в общую культуру и историческое наследие. Эта форма предполагает клановость в формировании этнической группы, а территория ее расселения до определенного момента не является системообразующим фактором.

В отличие от этнической национальности территория проживания — это  ключевой признак гражданской национальности. Она представляет собой открытую национальную группу, к которой можно принадлежать по факту рождения на определенной территории или проживания на ней. Так сформирована гражданская национальность в таких государствах, как Соединенные Штаты, Канада, Австралия, страны Латинской Америки. Гражданская национальность является порождением государства-нации, когда все граждане страны независимо от расовой и религиозной принадлежности составляют единую нацию. При этом нация строится на свободном самоопределении индивида и общества и единстве гражданской культуры, а не на культурно-исторических или кровных узах.

Идеологами и социальной опорой этнического национализма стали средний класс, интеллигенция, представители самых разных профессий. Подъем экономики, социальный прогресс, рост образования и даже расширение прав ведут не к «успокоению» или «смирению» группы, а к усилению социально-статусных ожиданий. Иногда эти ожидания не оправдываются.

Формальное равенство всех граждан независимо от расовой принадлежности, языка, религии законодательно закреплено практически во всех странах мира. Это позволяет в большинстве случаев избежать наиболее грубых форм расовой и этнической дискриминации.

Однако формальное равенство не гарантирует равенства фактического, которое зависит от многих сторон реальной общественной жизни.

Повышение статуса отдельных представителей этнической группы не ведет к улучшению положения всей группы, что порождает отчаяние у наиболее продвинутой ее части  и ведет к радикализации. А с увеличением финансовых, кадровых, интеллектуальных ресурсов, вовлекаемых в движение за национальную идентификацию, расширяются возможности для организации политической борьбы. При этом возрастают самосознание и политическая активность группы, представляющей этническое меньшинство.

Большую роль играют исторически сложившиеся психологические факторы, в том числе особенности менталитета и темперамента национального меньшинства. При этом у отдельных групп нацменьшинства формируется этноцентризм. Связь между ним и политическим и религиозным радикализмом определяется рядом факторов:

во-первых, борьба за отделение сопряжена с огромными издержками и часто имеет отдаленные перспективы. Она требует очень мощной мобилизации масс. Огромным потенциалом в этом отношении обладают идеи кровного родства и сохранения культурно-религиозных ценностей, которые выливаются в лозунги, девизы и призывы, а также обращения;

во-вторых, упор на сохранение ценностей порождает самые неразрешимые противоречия. В отличие от материальных и сырьевых ресурсов и интересов они неделимы и абсолютны, а возникшие в связи с их защитой противоречия могут быть разрешены в большинстве случаев насильственными методами;

в-третьих, этноцентризм делает обращение к мотивам «этнической чистоты», которая неизбежно предполагает закрытость, враждебность ко всему «иному».

Вышеуказанные обстоятельства — предпосылка, способствующая возникновению экстремизма. Экстремизм — это форма радикального отрицания существующих общественных норм и правил в государстве со стороны отдельных лиц, групп и слоев населения. Он находит почву преимущественно в маргинальной среде и подпитывается неопределенностью положения человека. Его причины лежат в социальной дезориентации части граждан, их недостаточной политической культуре, кризисном состоянии общества, слабых институтах общественного контроля и неэффективной правовой системе. Для развития любого общества характерно и наличие различных видов противоречий и розни (политическая, национальная, религиозная), подтачивающих его устои. Проблема в том, чтобы они не переходили рамки, за которыми начинается рознь между гражданами, прямо граничащая с экстремизмом и переходящая в противостояние с использованием насильственных методов достижения целей.

Каждой стране присущи свои особенности экстремизма, проявляющиеся в наибольшем распространении того или иного его вида. Это может быть политический экстремизм, основанный на идеях группового неравенства и отторжении культурных различий, на пропаганде тоталитарного порядка и ненависти.

Для этнического экстремизма характерна экзотизация этнических общностей и придание этничности фундаментального, непреходящего и основополагающего характера. Для многонациональных государств подобная идеология чревата усилением разобщенности граждан страны. Она особо остро проявляется в условиях кризиса государственности и в то же время является катализатором подобного кризиса, что проявилось в июньских событиях 2010 года.

Процесс возрождения этнического самосознания ныне сопровождается появлением политической элиты национальных меньшинств, которая добивается большей доли политической власти в центре и той или иной формы автономии на местном уровне. Она отстаивает право на самоопределение меньшинств как равноправного члена международной политической системы, как нации среди наций.

И все же источником пробуждения национализма во всех полиэтнических странах стало прежде всего существующее социально-экономическое неравенство различных этносов. На этой почве в обостренной форме возникает вопрос о статусе и групповых правах меньшинств. По степени конфликтности этноконфессиональных противоречий при их определении они могут быть сгруппированы следующим образом: лингвистические, эгалитаристские (уравнительные), антииммигрантские (почвеннические),         автономные, сепаратистские.

Лингвистические противоречия обычно выступают в качестве основной причины большинства этноконфессиональных конфликтов. Они проявляются в стремлении обучаться на родном языке хотя бы до уровня среднего образования какого-то национального меньшинства. Подобное стремление обычно легко удовлетворяется демократическим путем. Более остро стоит проблема с признанием языка этнической группы в качестве официального. Особые трудности возникают при придании ему статуса государственного.

Эгалитаристские и антииммигрантские этнические противоречия выступают в качестве двух противоположных сторон одной медали. В них налицо стремление обрести этническую и конфессиональную идентичность коренных народностей и иммигрантов.

К наиболее взрывоопасным этническим и конфессиональным противоречиям, несомненно, относятся те, которые порождают борьбу за автономию и сепаратизм. Важнейшая причина сепаратистских движений  — столкновение интересов центра и политической элиты национальных меньшинств из-за распределения так называемых финансовых, материальных и духовных ценностей. Подобная ситуация в случае обострения приводит к конфронтации интересов доминирующего этноса и национальных меньшинств и подчас делает внутриполитическую обстановку в стране взрывоопасной.

В основе этнических конфликтов, связанных с борьбой за автономию и сепаратизмом, зачастую лежат различия и в историческом наследии этносов, прежде всего в его политическом и культурном компонентах. Скрытые и открытые противоречия в таких случаях могут сохраняться на протяжении длительного времени, из поколения в поколение, пока национальные меньшинства не утрачивают свою политическую культуру и на новой основе воспринимают свой социально-этнический статус.

Автономные движения существуют в том или ином виде в каждой стране. Этническая неоднородность становится одной из наиболее распространенных причин внутриполитической нестабильности государств.

Мирное разрешение национальных противоречий во многом зависит от  наличия прочной государственности, а также от того, что центральное правительство, как правило, избегает силовых методов решения национального вопроса, предпочитая им трудный, но необходимый переговорный процесс. С другой стороны, политическое руководство национальных движений, не получая поддержки от правительств других государств, осознает, что попытки вооруженного решения проблемы в условиях относительно стабильной и сильной государственной системы обречены на провал (как это происходило у нас в июне 2010 года).

Национальное движение, борясь за свои права, приводило не только к внутригосударственному, но и к межгосударственному военному конфликту, когда готовность и способность национального меньшинства вести вооруженную борьбу дополнялись политической, экономической, финансовой, а в отдельные периоды и непосредственно военной поддержкой другого государства.

Острота подобных национальных движений возникает, как правило, из-за ряда внутриполитических условий в государстве — источника национального движения в виде каких-либо общественных и национально-культурных объединений. Это затрудненность ассимиляции национального меньшинства вследствие глубинных культурных, этнополитических и этноконфессиональных различий проживающих в государстве этносов. Эти различия, как правило, резко обостряются в результате усиливающегося недовольства той или иной национальной общности своим социально-экономическим и политическим положением. Для обострения недовольства также необходимо, чтобы национальная общность была достаточно многочисленной, компактно проживала на какой-либо территории, имела эффективное руководство.

Современный сепаратизм как политическая программа и ее следствие в форме насильственных действий формально основывается на ложно трактуемом принципе самоопределения: каждая этническая общность должна иметь собственную государственно оформленную территорию. Нынешние же национальные законодательства и общепринятые международно-правовые документы трактуют право народов на самоопределение, основываясь на признании существующей системы государств, и право территориальных сообществ (а не этнических групп) формировать систему управления согласно демократически выраженной воле и не в ущерб остальному населению.

Современное самоопределение, особенно для небольших этнических групп, означает прежде всего право на участие в более широком общественно-политическом процессе. Сепаратизм же в его нынешнем этническом варианте — это разрушение существующей системы с целью оформления государственности для отдельной этнической общности. Для сепаратистов самоопределение — всегда отторжение от общего государства, политическое и культурное разделение. Указанное проявилось в Кыргызской Республике в июне 1990 года и спустя 20 лет — в июне 2010-го, когда один из лидеров узбекского национально-культурного центра К. Батыров и его окружение под лозунгом самоопределения развязали межнациональный конфликт на юге Кыргызстана.

Многонациональность как идеологическая основа сепаратизма появляется не там, где в наличии этническое многообразие, а там, где среди меньшинств имеется достаточно политически активной элиты и интеллигенции, желающих добиться национального освобождения.

Современный сепаратизм, особенно вооруженный, имеет достаточное число безответственных лиц, прежде всего из числа местной политической элиты. Именно они, выступая под лозунгом «радетелей своего народа», в большинстве случаев преследуют узкоэгоистические цели утверждения себя в качестве «лидеров государства». В июне 2010 года лидер узбекских сепаратистов Кадыржан Батыров боролся «не за интересы узбеков, а за свои личные финансовые и политические».

Лозунг достижения независимости любой ценой сопровождается пропагандой вражды к существующему государству и остальному народу. При этом активно используются негативные моменты в истории народов, всегда трактуемые в пользу    «самоопределяющихся». Самыми популярными в ходе пропагандистских кампаний обычно бывают лозунги «мы долго терпели», «так дальше нельзя», «пришло время», «мы не хуже, а даже лучше» и т.д.

Сепаратизм в большинстве случаев навязывает свою волю через силу и принуждение остального населения. Сила приобретается им через создание и вооружение экстремистских организаций. Именно оружие и формирование групп боевиков позволяют лидерам сепаратистов бросать вызов существующему государству.

Стремление к автономии и сепаратистскому отделению способствует возникновению ирредентизма, т. е. особой разновидности национального движения, которое выступает за отделение определенной территории с целью ее последующего присоединения к соседнему государству. Ирредентизм присутствует в борьбе разделенных этнических общностей, проживающих в различных, обычно соседних государствах, за воссоединение.

Ирредентизм отличается особой остротой и длительностью среди всех межнациональных конфликтов. Он создает одну из наиболее серьезных угроз  государству — угрозу территориальной целостности.

Национальные движения могут перерастать в ирредентизм постепенно, проходя через ряд последовательных этапов: автономизм — сепаратизм — ирредентизм.

Перерастание этнических и конфессиональных противоречий в насильственные действия зависят от целого ряда факторов. Во-первых, от активности и целеустремленности политической элиты национального движения. Во-вторых, от отказа или сопротивления Центра идее переговорного процесса с политическим руководством национальных меньшинств.

На первом этапе, убедившись в нежелании или неспособности Центра пойти на предоставление тех или иных автономистских требований, политическое руководство национальных движений пытается легализовать свои притязания и самостоятельно институционализироваться, формируя на базе общественных организаций или через проведение выборов незаконные местные органы власти.

Второй этап состоит в издании этими «полулегальными» органами указов и законов, направленных на достижение автономии, тем самым закрепляя раскол между Центром и регионами.

При этом силовое давление Центра приводит обычно противоборство к третьему этапу, когда руководство национального движения обращается к созданию собственных вооруженных формирований, организует самооборону населенных пунктов, нередко осуществляет террористические акты.

Эскалация насилия переводит противоборство в четвертый этап, характеризующийся очаговыми вооруженными столкновениями, которые в случае сплоченности национального движения и достаточного военного потенциала региона могут перерасти в крупномасштабный и длительный вооруженный конфликт.

Уже на первом этапе противостояния политическое руководство национальных меньшинств стремится интернационализировать конфликт, обращаясь за поддержкой к международным и региональным организациями, а также к сочувствующим третьим странам.

Борьба с национализмом и экстремизмом как «родителями» современного терроризма возможна только при комплексном противодействии этим явлениям. Прежде всего, им должно быть решительно и бескомпромиссно отказано в рекламе. Следует организовать общественный мониторинг за проявлениями национализма и экстремизма, его профилактику и нейтрализацию на массовом уровне.

Токон МАМЫТОВ,

вице-премьер-министр Кыргызской Республики.






Добавить комментарий