Main Menu

Экономика: 20 лет спустя

Можно ли было спасти промышленные предприятия республики от разрушения в первые годы независимости? Остановить или хотя бы замедлить резкий спад производства, предотвратить банкротство?
Заслуженный экономист Кыргызской Республики, доктор экономических наук, академик Евразийской экономической академии наук Жумакадыр АКЕНЕЕВ уверен: исчезновения, гибели целых отраслей можно было избежать. Как? Об этом беседуем с профессором Акенеевым, работавшим в 1990-1992 гг. в Государственной комиссии по экономической реформе при правительстве.

— Вспомним лихие 90-е. Население, опьяненное неожиданной волей, пустые прилавки магазинов, гиперинфляция… Превратить политическую свободу в экономическую независимость было непросто, над этим бьемся до сих пор.
— К моменту развала Советского Союза экономика Кыргызстана производила продукцию в объеме 14 миллиардов долларов США. На долю сельского хозяйства приходились 38 процентов валового продукта, промышленности — 51 процент, и 11 процентов составляла сфера услуг. Сравните с сегодняшним днем: ВВП выпускаем на 5, 8 миллиарда долларов США, а отраслевое соотношение выглядит следующим образом: сельское хозяйство — 32 процента, промышленность — 23 процента и сфера услуг — 45 процентов.
Справедливости ради стоит отметить, что для поддержки нашей экономики из всесоюзного фонда через Госплан СССР ежегодно выделялись дотации до 750 миллионов советских рублей, что по тем временам равнялось $1 миллиарду. Такое положение дел с экономикой Кыргызстана объяснялось тем, что от республики требовались ежегодные поставки во всесоюзный фонд шерсти до 40 тысяч тонн в физическом весе, хлопка-сырца — до 200 тысяч тонн, табака — 120 тысяч тонн, семян многолетних трав — до 50 тысяч тонн.
Наша промышленность в то время характеризовалась выпуском электрической энергии, производством товаров народного потребления, легкой и пищевой отраслями, активно развивались местная промышленность, электроника, производство строительных материалов, машин, оборудования и т.д.
Резкого падения экономики страны, снижения ее эффективности, исчезновения целых отраслей можно было избежать, если бы руководство, стоявшее у руля правления страной, в лице первого президента Аскара Акаева и его команды уделило должное внимание экономическим процессам, а не бросило  все на самотек.
— Но ведь еще до распада СССР, в 1990 году, специально создали Государственную комиссию по экономической реформе, которую возглавил академик Т. Койчуев .
— Комиссии за четыре месяца удалось подготовить программу перехода республики на рельсы рыночной экономики. В ее основу заложили принцип постепенного переориентирования командно-административной системы на спрос и предложение, минуя стадию шоковой терапии. Эту программу как основу перехода к рынку утвердил в октябре 1990 года “легендарный парламент”.
Если вы помните, тогда и был избран президентом нашей страны А.Акаев. Согласно программе, всесоюзные предприятия должны были перейти под юрисдикцию той или иной республики СССР, которая нуждалась в их продукции. Причем переход осуществлялся на возмездной основе, т.е. республика, которая покупала право на необходимый ей завод или фабрику, должна была заплатить нашей стране определенную сумму в течение оговоренного времени.
Общая стоимость всесоюзных предприятий на тот момент составляла более $10 миллиардов. Таким образом, Кыргызстану можно было не занимать деньги у международных финансовых организаций, так как сумма выплат за приобретение всесоюзных предприятий во много раз превышала сумму заимствований у МВФ и Всемирного банка.
— Вот это здорово! Пойди мы эволюционным путем, на нас бы не висел столько лет тяжкий груз внешнего долга. Почему же на практике все оказалось по-другому?
— К сожалению, мы имеем сегодня то, что имеем. Соглашаясь со всеми принципами, заложенными в программе экономических преобразований, Аскар Акаев издал указ о национализации всесоюзных предприятий и передаче их под юрисдикцию Кыргызской Республики. Это была серьезная ошибка политика. Сразу после выхода указа прекратились поставки из центра сырья, оборудования, комплектующих, необходимых для деятельности национализированных индустриальных предприятий. Они встали, люди остались без работы, начались массовая миграция населения и резкое падение промышленного производства.
— Что происходило в сельском хозяйстве? Ведь Кыргызстан первым в СНГ объявил частную собственность на землю, а вы, Жумакадыр Асанкулович, помнится, в 1997-1998 гг. возглавляли аграрное министерство.
— В сельскохозяйственном производстве предполагалось начать  реформы  с  реорганизации убыточных совхозов и колхозов. В  республике  признавалось сосуществование всех  видов собственности: государственной, смешанной и частной. Поскольку 176 колхозов  страны  были  рентабельными,  их  хотели  плавно преобразовать в сельхозкооперативы путем наделения членов кооперативов  паевыми  долями.
Но вместо постепенного перехода на рельсы рыночной экономики указами президента А. Акаева  в 1991-1993 годах было объявлено об организации  крестьянских  и  фермерских хозяйств, которые должны были заменить существовавшие в то время колхозы и совхозы.
В  результате  буквально  за 2  года  мы  потеряли 80 процентов потенциала сельского хозяйства.  Численность поголовья овец сократилась с 11 миллионов  голов  до двух, крупного рогатого скота с 1,8 миллиона голов до 600 тысяч, поголовья домашних птиц — с 18,5   миллиона   до  1,5   миллиона  и  т.д.  Продали  и  вывезли  за  границу  70-80 процентов имеющейся сельхозтехники.
Экономике страны был нанесен сокрушительный удар, мы понесли невосполняемый ущерб. Для того чтобы как-то поддержать экономику на плаву, руководство республики начало брать огромные коммерческие кредиты у международных финансовых институтов, скоро сумма превысила опасный порог заимствования, достигнув отметки 2, 6 миллиарда долларов США.
— В  те  годы,  видимо, и началась  трудовая миграция из нашей республики в более успешные страны. Родину покидали в основном сельские жители, бежали от нищеты, не найдя применения своим рукам на родной земле,  стараясь хоть как-то прокормить свои семьи.
— Семейно-клановое правление двух президентов в течение 19 лет напрочь отбило у сотен тысяч кыргызстанцев охоту трудиться на собственной земле. Сегодня 800 тысяч наших сограждан, а это около 35 процентов трудоспособного населения страны, работают за пределами своей Родины, подвергая себя рискам, неимоверным трудностям и опасностям. Но они осуществляют в нашу страну денежные переводы, которые превышают доходную часть официального бюджета республики.
— Ничего не изменилось и по сей день. Мы продолжаем надеяться, что деньги наших трудовых мигрантов превратятся в инвестиции, давно их ждем, чтобы поправить дела в экономике.
— Накануне 20-летия независимости у граждан страны появилась надежда на улучшение ситуации в экономике. Она пришла вместе с событиями апреля прошлого года, когда из страны был изгнан второй президент, успешно продолживший путь семейно-кланового обогащения. Несмотря на трудности становления парламентской республики, длительное формирование коалиционного правительства, ущерб, нанесенный спровоцированным сепаратистами межэтническим столкновением на юге страны в июне прошлого года, новому правительству удалось поднять заработную плату работникам бюджетной сферы в 2-3 раза.  Это   существенный  успех исполнительной власти, кроме этого, мы сумели заложить крепкий фундамент роста производства в сельском хозяйстве, энергетике, строительстве, промышленности.
Замечательно и очень своевременно предложение правительства о получении внешнего кредита под акции страны в «Центерре Голд». Стоимость золота в мире растет быстрыми темпами, международные эксперты предсказывают  рост цены одного грамма  золота  до  80 долларов США.
Таким образом, Кыргызстан может взять кредит в первоклассном банке развитых стран мира под 3,5 процента годовых на весь объем акций. Это где-то около 70 миллиардов сомов, которые можно влить в отечественную экономику по разным направлениям. Скажем, путем выдачи потребительских кредитов под 8-10 процентов годовых. Такое вливание обязательно вызовет мультипликативный эффект роста экономики, который может выразиться удвоением, а потом и утроением внутреннего валового продукта страны. Таким образом мы доведем доходную часть бюджета до 5-6 миллиардов долларов в год. Это в свою очередь приведет к увеличению средней заработной платы бюджетникам до 30-35 тысяч сомов в месяц, а размер среднемесячной пенсии достигнет 12-15 тысяч сомов.
Надеюсь, что Кыргызстан в ближайшие годы преодолеет все трудности и невзгоды бездарного правления двух экс-президентов и по праву займет достойное место среди процветающих экономик развитых стран мира.

Интервью вела
Галина ЛУНЕВА.
Фото пресс-службы Ассоциации нефтетрейдеров республики.






Добавить комментарий