Main Menu

Ислам против терроризма

Исламский экстремизм, крайним выражением которого выступает терроризм под лозунгом ислама, оказывает заметное влияние на политическую жизнь многих стран и целых регионов современного мира.

Если по другим направлениям противодействия терроризму (военному, финансовому, организационному, информационному) уже приняты достаточно эффективные меры, то идейно-теоретическая сторона этого  явления пока остается вне внимания кыргызского правительства и кыргызского общества — как на уровне ее общего осмысления, так и в плане принятия практических шагов. В итоге сегодня исламские политические и правовые концепции стоят на вооружении не у государства, а у сепаратистов, экстремистов и террористов. 

В идейном противостоянии экстремизму и терроризму нельзя ограничиваться только поддержкой так называемого традиционного ислама, который пока не готов предложить действенную, убедительную, конкурентоспособную, основанную на правовой аргументации идейную альтернативу взглядам исламских экстремистов.

При обсуждении вопросов исламского экстремизма и терроризма необходимо проанализировать основные позиции, которые составляют стержень мировоззрения мусульманских радикалов, в частности, концепции единобожия (таухид), обвинения в неверии (такфир) и джихада.

В оправдание терроризма исламские экстремисты обращаются к известным сурам и айятам Корана, которые часто называют «айятами меча». Наряду с постулатами, которые сегодня служат экстремистам, заметное место занимают противоположные постулаты, которые осуждают экстремизм и терроризм. В частности, умеренность, поиск компромиссов, лояльность властям, избежание крайностей, исключение вреда.

Авторитетные представители современной исламской мысли делают ставку на опровержение экстремистских взглядов именно исламскими правовыми доводами, прежде всего в отношении джихада.

Джихад — крайне многозначное понятие, по-разному трактуемое исламской мыслью. Современные мусульманские юристы выделяют узкое и широкое значения термина «джихад». В узком смысле джихад означает разработанные исламской правовой мыслью правила войны и юридические последствия ее окончания.

Под джихадом в широком смысле подразумеваются усилия, нацеленные на претворение заповедей Аллаха самыми способами — вплоть до отстаивания истин ислама вооруженным путем. Причем использование силы допустимо лишь в строго определенных случаях, поскольку главное в джихаде — это прежде всего призыв к следованию путем Аллаха, а также усилия, направленные на самосовершенствование и построение истинного исламского общества. Причем такой джихад исключает любое насилие по отношению к немусульманам, о чем прямо говорится в Коране:

  • «Не разрешил в религии Он принуждения»;
  • «Зови на путь Господний мудростью и добрым наставлением и с ними спор добрейшим образом веди».

Джихад отнюдь не сводится к войне. Хотя, кроме проповеднической формы, он также может выступать в виде вооруженных действий.

Важно отметить, что джихад не нацелен на вооруженное преследование немусульман. Военные действия джихада легитимны лишь в качестве необходимого средства обороны для отражения агрессии, а не способа покончить с неверными.

Террористы — первые нарушители шариата. Шариат даже в ходе законной войны категорически запрещает убивать женщин и детей, а также стариков, священно-служителей и тружеников.

Прикрывающиеся исламом террористы — не борцы за чистоту веры, а воюющие с женщинами и детьми убийцы; не защитники исламских ценностей, а посягающие на основные цели шариата вероотступники; не герои, выступающие против несправедливой власти, а сеющие хаос и смуту преступники.

Концепция пресечения греха в исламе предлагает действенный рецепт борьбы с терроризмом: «рукой» надо решительно останавливать исполнителей терактов, «языком»  настойчиво вести идейный бой с их вдохновителями и наставниками, а «сердцем» останавливать злобу и стремление в терроризме обвинить ислам и мусульман в целом.

Современное исламское правоведение не только противопоставляет свой концептуальный подход взглядам идейных лидеров мусульманских радикалов, но и предельно точно квалифицирует террористическую деятельность с позиций шариата. Ответственность за терроризм предусмотрена следующими положениями Корана: «И воздаяние для тех, кто против Аллаха и Посланника Его воюет, усердствуя нечестие посеять на земле, — предание их смерти, или распятие их на кресте, или отсечение накрест рук и ног, или изгнание из страны.    Сие — бесчестие для них в ближайшей жизни и кара величайшая — в другой».

Содержание указанного заключается в пренебрежении государственной властью, посягательстве на безопасность, подрыве стабильности социальной и экономической жизни общества, ущемлении права на свободу передвижения и выбора места жительства, возбуждении в людях чувства страха за свою жизнь и имущество.

Сравнивая приведенные предписания Корана со смыслом понятия “терроризм”, можно прийти к выводу, что терроризм представляет собой преступление, которое посягает на стабильность, созданный Аллахом жизненный порядок и в конечном счете — на безопасность, а также власть, отвечающую за ее поддержание.

Убедительным подтверждением такой оценки террора с точки зрения современной исламской правовой науки может послужить решение, вынесенное в 1988 г. Советом коллегии крупнейших алимов (мусульманских ученых) Саудовской Аравии.

Этот документ призывает к строгому наказанию террористов, преступления которых представляют собой «распространение нечестия» и в конечном счете ведут к подрыву безопасности. В нем подчеркивается, что все нормы шариата направлены на защиту пяти основных общих ценностей шариата — религии, жизни, чести, разума и имущества. Своими действиями террористы посягают на жизнь, честь и собственность людей, а также на публичную безопасность. Они  порождают хаос и беспорядок, внушают людям страх за свою жизнь и имущество.

На основании такой аргументации совет единогласно установил меру ответственности за совершение разрушений или «распространение нечестия», то есть подрыв жилищ, мечетей, школ, больниц, промышленных объектов, мостов, оружейных складов, водохранилищ и нефтепроводов, а также взрыв или захват самолетов. Согласно положению Корана о «распространении нечестия», за данные преступления предусмотрена смертная казнь.

Определение терроризма также повторяется в нескольких документах Академии исламской юриспруденции (фикха) при организации «Исламская конференция». Так, в решении, принятом в 2003 г. на XIV сессии этого ведущего центра современной исламской правовой мысли, сформулировано определение терроризма. Под ним понимаются лишенные правовых оснований агрессивные действия, запугивание или угрозы материального либо морального характера, которые исходят от государств, групп или отдельных лиц, направленные против человека в отношении его религии, жизни, чести, разума или имущества и выражающиеся в любой форме «распространения нечестия на Земле».

Такое же понимание терроризма воспроизводит и решение указанной академии, вынесенное впоследствии на XVII сессии в 2006 г. В нем говорится, что террористом является как исполнитель террористического акта, так и тот, кто ему содействует, финансирует такую деятельность.

Аналогичной позиции в отношении терроризма придерживается и Академия фикха при Лиге исламского мира. На своей XVI сессии в 2002 г. она приняла так называемую Мекканскую декларацию, в которой подчеркивается, что шариат защищает жизнь и имущество не только мусульман, но и немусульман в соответствии со словами пророка Мухаммеда: «У немусульманина такие же права, как и у нас, и на нем такие же обязанности, что и на нас». «Сражайся за господнее дело лишь с тем, кто борется с тобой, дозволенного грань не преступай. Аллах не любит тех, кто преступает».

При определении ответственности за терроризм Лига исламского мира в своем решении ссылается на айят Корана о «распространении нечестия» на Земле. Одновременно решительно осуждаются любой фанатизм и экстремизм в вопросах религии, что подтверждается словами пророка Мухаммеда: «Не переходите пределов в религии: воистину тех, кто был до вас, погубила чрезмерность в религии».

Особого внимания заслуживает решение XI сессии Европейского совета фетв, прямо посвященное джихаду. В соответствии с ним общий анализ положений Корана и сунны пророка Мухаммеда подтверждает, что основу отношений мусульман с представителями иных вер и культур составляют милосердие, добро, позитивный обмен. Кроме того, имеются в виду взаимное узнавание друг друга, мирное сосуществование, солидарность, приверженность добру и стремлению идти верным путем.

По мнению совета, эти начала подтверждаются следующими айятами Корана:

  • «О люди! Мы сотворили вас от мужа и жены. И создали из вас рода и народы, чтобы вы могли друг друга знать»;
  • «Аллах запрета не дает вам доброту и справедливость проявлять к тем людям, кто за вашу веру с вами не сражался, не изгонял из дома вас… Аллах дает запрет в друзья брать тех, которые сражались против веры, и гнали вас из ваших очагов, и помогали вашему изгнанью».

Совет отметил, что джихад имеет несколько значений. В частности, под «джихадом души» понимается избавление человека от собственных недостатков. Термин «джихад имуществом» означает расходование материальных средств на благие дела, а «джихад пером, языком или знанием» нацелен на проповедь по вопросам ислама. Можно говорить даже прямо о «джихаде Кораном», т.е. о возвещении ниспосланной Аллахом истины в соответствии со словами Всевышнего: «Не поддавайся же неверным и этим дай им бой великим боем».

Естественно, одной из ведущих форм джихада выступает использование вооруженной силы, обозначаемое в Коране, как правило, термином «китал» — «сражение», т.е. ответное применение оружия. По мнению подавляющего большинства мусульманских правоведов, такое допустимо лишь в качестве оборонительного средства ради отражения агрессии, что вытекает из следующих положений Корана:

  • «Сражайтесь на пути Аллаха лишь с тем, кто борется с тобой, против вас, но дозволенного грань не преступай. Аллах не любит тех, кто преступает… И кто запреты против вас преступит, вы  преступайте их против него, как     преступил он против вас».

Использование военной силы допустимо лишь как крайнее средство отражения агрессии и пресечения преследований после того, как все мирные способы исчерпаны. При этом необходимо соблюдать разработанные фикхом жесткие условия и границы ведения военных действий. В частности, категорически запрещено причинять вред, уничтожать имущество и устрашать тех, кто не совершает агрессивных действий: «Борьбу ведите с ними до того мгновения, пока не будет больше смут и угнетенья и правосудье воцарит, и вера в Аллаха. Когда же враг ваш прекратит борьбу, оружие сложите и гоните тех, кто продолжает вызывать смятенье».

Крайне важно учитывать, что легитимным вооруженным джихадом считается только такое применение силы, которое не преследует личной выгоды, не нацелено на достижение интересов национального или этнического характера, не направлено на захват имущества или территории. Кроме того, военный джихад  не может осуществляться ради принуждения к вере, принятия ислама, что следует из слов Аллаха: «Не разрешил в религии Он принуждения».

Рассматриваемый документ отнюдь не призывает к распространению ислама с помощью насилия и оружия. Наоборот, он подчеркивает, что обязанностью мусульман является соблюдение норм проживания и гражданства при охране жизни других и их имущества. Мекканская декларация не дает основания немцам, французам, англичанам и другим жителям Запада пугаться того, что их страны станут территорией вооруженного джихада.

В специальной фетве, вынесенной Североамериканским советом фикха в 2005 г., подчеркивается, что убийство мирных граждан и уничтожение их имущества террористами-смертниками категорически запрещены шариатом. Совершающие такие действия лица — это  преступники, а не шахиды. Пророк Мухаммед говорил: «Не будьте потерявшими разум людьми, утверждая, что если другие относятся к нам хорошо, то и мы будем относиться к ним хорошо, а если они станут поступать плохо, то и мы станем поступать плохо. Взамен этого вы должны привыкнуть делать людям добро, если они поступают хорошо, и не делать им ничего дурного, даже если они творят зло».

Таким образом, любые террористические акты, причиняющие ущерб мирным гражданам, запрещены; мусульманам категорически запрещено поддерживать и сотрудничать с лицами или организациями, вовлеченными в террористическую деятельность; гражданской и религиозной обязанностями мусульман является оказание помощи государственными органами в интересах защиты жизни населения.

Токон МАМЫТОВ,

вице-премьер-министр 

Кыргызской Республики.






Добавить комментарий