Main Menu

Осталось всего два года для ликвидации «хвостов» по ЦРТ

В 2000 году Кыргызстан присоединился к Инициативе по достижению целей развития тысячелетия (ЦРТ)  в числе 193 стран мира, подписав на Ассамблее ООН Декларацию  по достижению конкретных целей. Прошло уже 13,5 лет, вполне отчетливы и успехи, и просчеты.

Присоединение к ЦРТ означало, что Кыргызская Республика берет на себя определенные строгие обязательства  по достижению конкретных целей к 2015 году. Сейчас, при составлении уже третьего национального отчета (первый был обнародован в 2003-м, второй — в 2009 году) очевидно, что работы в оставшееся время предстоит сделать еще очень много.

И успехи, и провалы

Министр экономики Темир Сариев, чье ведомство ответственно за мониторинг  по достижению намеченного и за  составление самого отчета, сообщил, что республике уже есть, чем похвастать:  налицо конкретные успехи по ряду важнейших социальных показателей — сокращению детской смертности, снижению уровня бедности, особенно крайней,  ликвидации недоедания. Это, отметил он, «работа правительства, отраслевых министерств при  помощи международных организаций (ПРООН, ВБ, USAID и других). Но  в то же время некоторых целей достичь не удалось. Мы испытываем озабоченность в отношении второй и четвертой целей. Вторая — это  обеспечение всеобщего среднего образования. К сожалению, охват им у нас — на уровне 94-97% (есть дети, которые не посещают школу, особенно в селах)». По четвертому показателю — «Коэффициент детской смертности» — пока цель (10,4) также не достигнута (сейчас этот коэффициент  в стране превышает 24,5).  А вот по пятому показателю — «Улучшение охраны материнства» — аналитики назвали ситуацию     «наиболее удручающей», поскольку коэффициент материнской смертности сегодня в 3,5 раза превышает целевой показатель (54,7 против 15,7). Поэтому на  таком прорывном участке Минздрав отчитывался отдельно, перечислив намеченные шаги по достижению пятого пункта.

Т. Сариев подчеркнул, что ЦРТ и показатели Нацстратегии развития  страны до 2015 года не противоречат друг другу, а укладываются в концепцию устойчивого развития КР, которая включает: вопросы искоренения крайней бедности; обеспечение всеобщего среднего образования; обеспечение гендерного равенства; сокращение детской смертности; улучшение охраны материнства; борьбу с ВИЧ/СПИДом и другими заболеваниями; обеспечение экологической устойчивости; формирование глобального партнерства.

При подготовке отчета максимально учтены мнения как национальных партнеров, так и партнеров по развитию. Наряду с достижениями выявлены неуспехи, риски и трудности, дана оценка влияния экономического кризиса и изменения климата на прогресс в достижении ЦРТ, показаны лучшие результаты и подготовлены рекомендации для их ускорения. «Цели развития тысячелетия — несомненно, мировой барометр, позволяющий  оценить  наши успехи в развитии», — отметил глава Минэкономики.

Заместитель постпреда     ПРООН в Кыргызстане Прадеш  Шарма в свою очередь сообщил, что ПРООН в Кыргызстане ведет  строгий и постоянный мониторинг ЦРТ, и отметил важность каждого из запланированных индикаторов развития.  Он также напомнил, что в ходе выполнения целей стала очевидной связь и  зависимость многих целей. К примеру, повышение уровня образования женщин ведет к снижению материнской и детской смертности, поскольку женщины становятся более  информированными и грамотными в вопросах медицины, гигиены, контрацепции и т.д. Также  снижению уровня бедности способствует обеспечение сельского населения качественной питьевой водой, что повышает качество жизни. П. Шарма отметил успехи Кыргызстана в достижении гендерного равенства и  всеобщей грамотности. К неуспехам же он отнес, кроме ранее упомянутых индикаторов детской и материнской смертности, и рост ВИЧ/СПИДа, правда, сказав, что это общемировая тенденция. В целом представитель ПРООН дипломатично похвалил  Кыргызстан за достигнутые успехи.

Цели достижимы, но…

Известный аналитик Рафкат Хасанов сделал наглядную презентацию по третьему отчету о прогрессе в достижении ЦРТ.  Группа, руководимая им, проанализировала тренды  в развитии страны, определила ключевые препятствия  при движении вперед к ЦРТ, описала мероприятия, ускоряющие процесс достижения целей, перечислила  полученные уроки  и представила рекомендации по совершенствованию политики для достижения ЦРТ.

Итак, по цели № 1 — «Радикальное сокращение крайней бедности» — отмечено, что при целевом значении 12,9 фактически достигнут уровень 4,4, что означает снижение этого параметра. По цели № 2  — «Обеспечение всеобщего основного среднего образования» — отмечается, что ее достижение маловероятно. Хотя уровень грамотности мальчиков 15-24 лет составляет 99,7, а девочек — 99,8%, охват учащихся школьным образованием  в среднем составляет 97%. По цели № 3 — «Поощрение равенства мужчин и женщин и расширение прав и возможностей женщин» — часть индикаторов достигнута, а часть, как критично отметили авторы, «маловероятна». К примеру, доля женщин среди студентов вузов при целевом показателе 50% составляет у нас 51,2. Но зато отношение зарплаты женщин к зарплате мужчин, которое должно быть равным 100%, фактически составляет 73%, и достижение запланированного уровня маловероятно. При цели 50% доли женщин в экономически активном населении у нас на самом деле 46,5%, и этот показатель снижается. Подкачал и показатель доли женщин-депутатов кыргызского парламента — их 21% при целевом параметре 30%. Цель № 4 —  «Сокращение детской смертности» — к 2015 году должна быть достигнута, как говорится, это вопрос чести. Сейчас у нас коэффициент смертности детей до 5 лет на 1 000 детей, родившихся живыми, составляет 23,4, а должен быть не выше 10,4. Коэффициент младенческой смертности на          1 000, родившихся живыми, пока у нас составляет 20 при целевом уровне 8,5. Цель № 5 — «Улучшение охраны материнства» — также маловероятно достичь за оставшиеся два года, поскольку коэффициент материнской смертности на 100 тысяч детей, родившихся живыми, составил у нас 54,8 при целевой цифре 15,7. Существенно отстаем мы и по показателю доли беременных женщин, больных анемией — вместо 25 у нас 64. И только доля родов в присутствии квалифицированного персонала составляет 98,6 при норме 100. По цели № 6 — «Борьба с ВИЧ/СПИДом, малярией и другими заболеваниями» — ситуация не очень отрадна. Так, при целевом показателе количества новых случаев ВИЧ не  более 20, у нас в 2012 году было 18,5%. А вот по малярии (случаев на 100 тысяч населения) ситуация неплохая, и цель вообще ликвидировать малярию реальна. Хуже с туберкулезом. Цель — выявление новых случаев не более 52 на 100 тысяч населения, реально же у нас — 104. При запланированном уровне смертности от туберкулеза 7, наш показатель — 8,6 на 100 тысяч населения. Плохо дело и с наркоманами — при количестве потребителей наркотиков по целевому параметру не более 1 200 человек, у нас их 9 730. Не достигли пока снижения и по бруцеллезу — при запланированном уровне 12,8 случаев на 100 тысяч населения, у нас — 38,8. Цель № 7 — «Обеспечение экологической устойчивости» — предполагает  увеличение площади лесов ко всей площади страны до 6%, у нас пока 5,6. Доля населения, имеющего доступ к питьевой воде, составляет у нас ныне свыше 92% при  целевом уровне 90%. Полный охват — только в Бишкеке.

Высокий охват — в Чуйской, Иссык-Кульской, Таласской и Джалал-Абадской областях, наиболее низкий — в Баткенской. Недостаточно водопроводов в Оше, Ошской и Нарынской областях. А вот долю населения, имеющего доступ к канализации, планировалось довести до 40%, а у нас пока 25. Но зато достигнуты цели по снижению выбросов парниковых газов, углекислого газа и снижению потребления озоноразрушающих  веществ. И, наконец, по цели № 8 — «Формирование глобального партнерства в целях развития» — можно сказать, что цели достигнуты частично. К примеру, по внешнему долгу ситуация не вызывает большой озабоченности — при объеме внешнего долга не выше 20%, у нас 48% ВВП. Однако надо учитывать, что пик расходов по обслуживанию внешнего долга придется на 2015-2020 годы. Пока не можем снизить и уровень безработицы среди молодежи  — он составлял в 2011 г. 16,6%, причем ухудшаются показатели в основном в сельской местности. Зато количество телефонов (стационарных и сотовых) на 1 000 человек у нас составило 1 219 штук.

MAF как донорская подпитка для цели №5

Как рассказала Анара Эшходжаева, начальник управления МЗ КР, для того, чтобы улучшить ситуацию по показателю ЦРТ №5, надо учитывать, что этот индикатор охватывает две задачи: во-первых, сократить детскую и материнскую смертности на 3/4 по сравнению с 2000 годом, а во-вторых, обеспечить равный доступ  к услугам по репродуктивному здоровью всему населению. Вторая задача с 2012 года вошла в национальную программу «Денсоолук», хотя и по одному индикатору — «Использование женщинами контрацептивных средств». Специалисты ООН  разработали для Кыргызстана стратегию по ускорению достижения  пятой цели (MAF — сокращенная аббревиатура от английского названия). Она включает   в себя следующие  шаги:  анализ того, что уже делается, определение узких мест, их ранжирование и на основании определения межсекторальных узких мест — разработка решения.   Чиновник Минздрава также отметила, что для  достижения этой цели нужно решать и не связанные с нею напрямую задачи — например, улучшать качество жилья, повышать уровень образования женщин, сокращать инфекционные заболевания, улучшать электро- и теплоснабжение. План действий по сокращению цели №5 уже почти готов, его вскоре обсудят в международных организациях.

Остается добавить, что третий национальный отчет Кыргызстана по ЦРТ одобрен после обсуждения и вскоре, в середине сентября, его обсудят на заседании Генассамблеи ООН.

Елена МЕШКОВА.






Добавить комментарий