Main Menu

Был рядом с нами

Это было очень давно, но забыть об этом совершенно невозможно. В те времена я училась в Алма-Атинской консерватории, в классе  известнейшего казахского театрального режиссера, лауреата государственных премий СССР Азербайджана Мамбетова. Занятия по специальности у нас  проходили в театре им. А. Ауэзова, и, безусловно, мы участвовали  в репетициях, в постановочной части, в работе  художника оформителя, режиссера-постановщика….

Тогда шла большая работа по постановке спектакля  «Материнское поле» по произведению Ч. Айтматова. Чингиз Торекулович принимал участие в  этой постановочной работе, присутствовал на читке сценария.  Удивительно тонкий и корректный  человек! Его дополнения, его просьбы, его поправки, тонкие  замечания всегда были обоснованы и уместны.  Он мог  выслушать и актера, понять, как актер видит  и чувствует своего героя. И, если вдруг  Чингиз Айтматов увидел, что мизансцену  поменяли и сделали так, как он просил,  писатель мог заразительно засмеяться и сказать: «Прошу прощения, верните  прежнюю мизансцену, эта получилась не правдивой, я был не прав».

Мы участвовали в массовках, которым очень многое время  уделяли и режиссер и Чингиз Торекулович. Он как-то присутствовал на наших занятиях по режиссуре, где мы  занимались тем, что каждый студент показывал свой замысел будущей  постановки.

Один  из студентов готовил материал для постановки отрывка из повести Ч. Айтматова «Джамиля». Мы все, как я помню, не слушали его, а с вытаращенными глазами следили  за Чингизом  Торекуловичем. А он  очень   внимательно слушал и ни разу не  прервал нашего товарища.  И когда студент закончил свою версию, Чингиз Торекулович воскликнул: «Замечательно!»

А ведь мы были только на втором курсе. Кстати,  когда Лариса Шепитько снимала  фильм «Зной», Чингиз Торекулович  попросил сделать один эпизод по замыслу нашего однокурсника. Во как! А уже на втором занятии у  нас было чтение по ролям «Белого парохода», но чтение не получилось. Я сидела и плакала. А наш педагог, Азербайджан Мамбетов,  признался Айтматову, не стесняясь нас, что никак не может дочитать эту повесть — комок в горле! И тогда Чингиз Торекулович стал  рассказывать нам о своем любимом  «Шекере»- аиле, в котором он родился. Мы попросили его рассказать о своем  детстве. Урок режиссуры у нас длился  шесть часов!

Я горжусь тем, что когда-то соприкоснулась  с великим писателем, соприкоснулась с его произведениями.

А теперь, когда живу в Кыргызстане, вдвойне  горжусь тем, что мои дети родились в республике, где родился выдающийся мастер слова.

Валима БУКЕЕВА.

Дом-музей М. В. Фрунзе.

Бишкек.






Добавить комментарий