Main Menu

Одолеть трехглавого «дракона». Парламентарии Кыргызстана убеждены, что коррупцию в стране можно обуздать только усилиями всего общества

К такому выводу пришли депутаты, собравшиеся на берегу Иссык-Куля на международный семинар «Роль парламентариев в Конвенции ООН против коррупции». Такое широкое обсуждение одной из самых злободневных проблем Кыргызстана было организовано под эгидой GOPAC (Глобальная организация парламентариев против коррупции). Площадку для обсуждения далеко не отпускных проблем создали сотрудники совместной антикоррупционной программы ПРООН/USAID. Но, как верно было отмечено, создать поле для общения — это лишь половина дела. Наполнить его важным и нужным содержанием могла только горячая заинтересованность его участников, а это были депутаты Жогорку Кенеша. 

1Надо выразить особую благодарность всем нардепам, принявшим участие в этой встрече. Они не просто прервали свои отпуска и сочли необходимым собраться, обсудить технологии борьбы с коррупцией, осознать свою роль в этом деле. Парламентарии два дня старательно изучали этого «дикого зверя» по имени коррупция, пытаясь понять, где же спрятана тайна его легендарной живучести?

Признательность в адрес парламента здесь тем более уместна, что в последние два-три года Жогорку Кенеш стал удобной и излюбленной мишенью для битья. Сейчас даже правительство и главу государства не так любят покритиковать, как парламент. Впрочем, и СМИ ругать у нас любят, причем во все времена. На этот счет есть хорошая кабардинская пословица «Не говорят только о мертвых»… Раз нас ругают, значит, мы живы! А ошибки наши и достижения только время может оценить объективно…


Театр военных действий

2Конвенция ООН против коррупции (UNCAC) была принята Генеральной Ассамблеей 31 октября 2003 года. Наша страна ратифицировала этот документ 6 августа 2005-го. Кстати, мы единственное государство в Центральной Азии, которое довело конвенцию до ратификации, наши соседи к ней только присоединились. Но, как верно отметили участники встречи, по иронии судьбы вскоре после признания Кыргызстаном этой международной договоренности разгул коррупции у нас приобрел невиданные доселе масштабы. Что, собственно, и закончилось революционными событиями 2010-го.

На сегодня конвенция ООН остается важнейшим и первым обязательным юридическим инструментом, который содержит комплексное международное соглашение и расписывает меры по предупреждению и борьбе с этим всепроникающим злом. На начало 2012 года свыше 160 стран мира ратифицировали или присоединились к обязательству перед ООН противодействовать у себя распространению коррупции.

Приглашенные на встречу международные эксперты, члены GOPAC сообщили, что, по некоторым оценкам, порядка 1,26 триллиона долларов в мире съедает коррупция. Кроме того, коррупция — это то, что не дает большинству слаборазвитых стран мира выйти из состояния бедности и получить шанс экономического развития. Именно коррупция способствует распространению и росту терроризма, наркобизнеса, отмыванию доходов, полученных незаконным путем, криминализации. Коррупция — это непостроенные больницы, школы, дороги и дома, она ведет к имущественному неравенству.

Однако для нас, кыргызстанцев, наиболее важным сообщением иностранных экспертов стал тот факт, что уже в сентябре 2014 года нас ждет независимый страновой отчет. Представители GOPAC из Пакистана и Индонезии (незаинтересованные страны!) приедут к нам, чтобы выяснить, как мы выполняем конвенцию ООН, как боремся с коррупцией и какие у нас в этом нелегком сражении существуют проблемы и бреши?

Хотелось бы не ударить в грязь лицом, выдохнули всеобщее ощущение присутствовавшие депутаты. Но понятно, что дело не в рейтингах. Говорить об успехах войны против коррупции в Кыргызстане можно будет только тогда, когда люди реально почувствуют доверие к власти, когда любой гражданин на деле будет ощущать, что в нашей стране перед законом все равны. И об этом (так или иначе) говорили все ораторы.

Справедливости ради надо сказать, что еще в 2005-м парламентарии нашей страны создали местное отделение GOPAC. Однако сегодня национальный GOPAC значительно ослаблен. Многие его члены давно не депутаты, а состав кыргызского отделения GOPAC с момента своего создания не обновлялся. Тому были и объективные причины.

После событий трехлетней давности в стране были приняты некоторые меры по противодействию коррупции. Главным государственным органом по реализации в стране Конвенции ООН против коррупции официально была назначена Генеральная прокуратура. В 2012 году в Кыргызстане прошел второй раунд мониторинга по исполнению Стамбульского плана действий против коррупции с участием ряда министерств и ведомств. В феврале 2012 года утверждена Государственная стратегия противодействия коррупции, и ответственность за ее реализацию была возложена на Совет обороны. Тогда же, в конце августа, приняты правительственная программа и план действий.

В мае прошлого года Организация экономического сотрудничества и развития по борьбе с коррупцией дала свои рекомендации по приведению в соответствие законодательства Кыргызстана. В 2012-м был принят закон по противодействию коррупции, внесены соответствующие изменения в Уголовный и другие кодексы, законы о прокуратуре, госслужбе, МСУ. Тем не менее вполне возможно, что и в действующих законах, и  в поправках все еще есть какие-то упущения,  об этом на встрече сказал министр экономического развития Темир Сариев. Именно поэтому сейчас идет ревизия национального законодательства на предмет соответствия его противостоянию коррупции. С 2012 года в стране предприняты усилия для организации электронных торгов при госзакупках, где, по мнению некоторых экспертов, коррупционная составляющая особенно вопиюща.

Министр экономического развития Темир Сариев, специально прибывший для участия в этом международном семинаре, заметил, что он в свое время был одним из инициаторов и организаторов процесса присоединения Кыргызстана к GOPAC. В 2006-м, как он вспоминает, большая парламентская делегация от нашей страны принимала участие во встрече с членами GOPAC в Оттаве. Он же является действующим председателем национального отделения этой организации. И, как признался министр, нельзя сказать, что сейчас кыргызский GOPAC работает очень активно.

Но представительство парламентариев против коррупции в нашей стране в лице GOPAC, по убеждению Темира Аргенбаевича, вполне может и должно стать реальной движущей силой в борьбе с коррупцией. Поскольку только у Жогорку Кенеша есть столь мощный инструмент, сосредоточенный в «одних» руках, как законотворческая деятельность и контрольная функция за исполнением законов. Главное, чего до сих пор не хватало Кыргызстану в этой праведной войне со злоупотреблением властью и полномочиями, так это — политической воли! Сегодня такая воля присутствует не только в парламенте, но и у главы государства и правительства. Такая воля, как показывают события последних лет в стране, присутствует и у простого народа Кыргызстана.

 

 

Но один-то в поле не воин

3Минэкономики, надо признать, заняло достаточно активную позицию в деле противоборства коррупции. В госведомстве организованы системный мониторинг, встречи со СМИ по этому поводу. В плане мероприятий по борьбе с коррупцией буквально каждый пункт был проработан совместно с международными донорами. Тем не менее Т. Сариев убежден, что процедура всеобщего декларирования, к которой Кыргызстан должен был приступить уже в текущем году, была бы самым мощным подспорьем в этой праведной войне против государственного мздоимства. Напомним, что единая налоговая декларация (ЕНД) была отложена по решению ЖК и по просьбе налоговиков страны до 2016 года. Процесс всеобщего декларирования мог бы стать мощным двигателем в процессе очищения кыргызского общества от коррупционного вируса, уверен министр экономического развития.

— Я был категорически против того, чтобы затягивать с переходом на всеобщее декларирование в стране, — несколько раз подчеркнул он во время своего выступления перед собравшимися. — Мотивация ГНС была в том, что мы якобы не готовы к сдаче единой налоговой декларации. Да мы никогда не будем к этому готовы, если не начнем! Речь ведь идет о том, чтобы в декларации учитывать не только доходы декларантов, но и расходы, а эта строка отчетности перед государством сразу выявила бы легитимность и правомочность полученных доходов гражданина.

Министр экономразвития заявил, что только жесткий контроль над доходами и расходами госчиновников способен реально сдвинуть с мертвой точки процесс ликвидации коррупции в стране. Т. Сариев напомнил, что в Кыргызстане сейчас и до конца текущего года идет процедура легализации имущества и капитала. «Увы, но и эта важная политическая и экономическая кампания может не сработать так, как мы ожидаем, — отметил высокий чиновник, — поскольку было далеко отодвинуто по времени единое декларирование». Между делом он заметил, что необходимо будет осенью вернуться к этому вопросу. Т. Сариев выразил уверенность, что парламентарии поддержат его.

Министр напомнил присутствующим, что трагические события 2010-го дали возможность Кыргызстану построить новую архитектуру государственного управления. «Мы должны использовать этот исторический шанс на все сто!», — сказал он.

Министр экономического развития Кыргызстана в своем выступлении отметил, что не менее важно проработать всеобщую антикоррупционную пропаганду и просвещение. И это должна быть весьма тщательно продуманная, а не временная кампания. Необходимо целенаправленно создавать нетерпимое отношение к коррупции в обществе при самой активной помощи гражданского сектора. Хотите вы этого или нет, но коррупция — явление с двусторонним движением, в котором всегда есть как спрос, так и предложение.

 

На войну без войска?

В Минэкономразвития столкнулись с тем, что в Кыргызстане ни в одном ведомстве нет ни одного профессионального специалиста по борьбе с коррупцией! Так что сколько бы мы ни говорили о необходимости противодействовать коррупции, реально никто этого делать до некоторых пор, похоже, не собирался. Иначе как можно воевать, если нет ни «офицеров», ни «солдат», обученных таким боевым действиям?! А профессионалы-антикоррупционщики — это люди с особыми навыками и знаниями, которые в равной мере успешно могут работать как с государственными структурами, так и с гражданским обществом. И такие спецы должны трудиться в каждом государственном органе, если мы действительно хотим одолеть этого «монстра».

Модератор семинара и вице-спикер Жогорку Кенеша Асия Сасыкбаева отметила, что все эти годы какая-то работа по борьбе с коррупцией имела место. Во многом этим целенаправленным шагам помешали, конечно, политические события последних лет, но…

— Кыргызстан сдвинулся в плане признания международных институтов и соглашений, — заметила она. — Мы проработали с точки зрения противоборства коррупции ряд законов, в том числе и Конституцию. Но сегодня на повестку дня выходят вопросы о том, какие меры необходимо принять, чтобы сделать процесс противодействия коррупции более эффективным и системным. Я вижу один из путей такой действенной борьбы в усилении роли парламента страны. Работая с электоратом, аккумулируя массу актуальной информации, наши депутаты хорошо осведомлены о том, что коррупция буквально разъедает все сферы жизни общества и способна свести на нет самые упорные усилия по улучшению в экономической, социальной и политической областях. А это значит, что борьба с коррупцией должна стать повседневной работой не только в парламенте, но и в работе с населением, в исполнительных органах власти, правоохранительных структурах, судах страны.

Известно, что Асия Айтбаевна сама пришла в парламент после многолетней работы в гражданском секторе, потому она убеждена, что общественные организации ведут достаточно активную работу в борьбе с коррупционными проявлениями.

— Задачу работы с гражданским обществом я вижу в том, чтобы наладить государственное партнерство с ним, — отметила вице-спикер. — Нам необходимо найти общую площадку для взаимодействия, например, на базе опыта, накопленного Министерством экономического развития. С нами готовы взаимодействовать, всячески нам помогать международные организации и страны, где опыт борьбы с коррупцией успешен. Мы должны все эти механизмы задействовать. Нам внутри страны надо отладить и институциональную память, было бы правильно, если наработки предыдущих лет передавались другим поколениям, например в парламенте. Такая преемственность сделала бы систему предотвращения коррупции куда более эффективной, — убеждена А. Сасыкбаева.

А вот представительница общественного фонда «Наше право» Калича Умуралиева посчитала, что этот семинар был весьма полезным.

— Хотя бы тем, что мы, представители гражданского общества, получили весьма полезную дополнительную информацию о том, что существуют международные документы, принятые в мире инструменты борьбы с коррупцией, — поделилась она. — В Кыргызстане есть немало неправительственных организаций, которые специализируются на борьбе и противодействии коррупционным проявлениям. Одна из самых известных, например, Антикоррупционный деловой совет (АДС). Но часто случается так, что общественные организации выявляют коррупционные схемы, находят злоупотребления, обращаются в компетентные органы, но никаких решительных действий со стороны последних не происходит. После этого семинара мне, к примеру, стало понятно, что существуют международные обязательства и договоренности, такие как конвенция ООН, которые Кыргызстан обязан выполнять, поскольку ратифицировал их. И это дает немало дополнительных возможностей. Мы можем объединить свои усилия — государственные органы и общественные организации. НПО могли бы стать «руками и ногами» парламентариев, у которых в свою очередь есть большие контрольные полномочия. Убеждена, что в полной мере наши общие возможности еще не были использованы в борьбе с коррупцией.

 

Воевать надо с умом

Специалист GOPAC из Малайзии Камруддин Жафар признался, что находится под сильным впечатлением от того, какое активное стремление противодействовать коррупции проявляют депутаты кыргызского парламента.

— Они открыто высказывают свою позицию и выражают искреннюю обеспокоенность состоянием дел в стране в сфере предотвращения коррупции, и это достойно всяческого уважения, — отметил господин Жафар. — Я вижу, что парламентарии Кыргызстана готовы принять все меры, чтобы избежать злоупотребления государственными средствами и общенациональными ресурсами.

Я спросила К. Жафара, не слишком ли это долгий срок для внедрения в действие принципов Конвенции ООН против коррупции, которая была ратифицирована в 2005-м, а озаботились мы ее реализацией лишь восемь лет спустя? Парламентарий из юго-восточной страны, как известно, весьма преуспевшей в борьбе с коррупцией, ответил:

— Возможно, это довольно долгий срок, но все же, согласитесь, за этот период кое-что было сделано в стране. Кстати, в Малайзии тоже пришлось потратить определенное время на то, чтобы начать применять в реалиях принципы и требования конвенции ООН. Я убежден, что подобные встречи, обсуждения на столь серьезном уровне также стимулируют саму борьбу против коррупции.

Советник секретариата GOPAC из Оттавы (Канада) Прия Соод, проведя два дня занятий по овладению и самооценке нашими парламентариями антикоррупционными инструментами, так выразила свое впечатление от встречи с кыргызскими коллегами:

— Кыргызстану потребуется большая работа по координации действий различных структур власти и информированию общества. Пока, к сожалению, люди здесь мало осведомлены о Конвенции ООН против коррупции и тех программах и возможностях, которые предоставляют международные организации в этой области. Тут многое зависит от национального отделения GOPAC, — считает госпожа Соод. — Надо сказать, что после тяжелых политических событий, которые пришлось пережить Кыргызстану, в стране сейчас стараются предпринять самые активные шаги к тому, чтобы продвинуться в борьбе и профилактике коррупции. Мы со стороны GOPAC уже наметили ряд приоритетных направлений сотрудничества. В первую очередь это касается вопросов кодекса депутатов кыргызского парламента, этики поведения. GOPAC готова оказать содействие и в совершенствовании национального законодательства, помочь в освоении принципов его реализации.

Если и можно было составить какое-то впечатление со стороны от прошедшего семинара, то, пожалуй, оно такое. Все ветви власти и представители гражданского сектора, граждане страны прекрасно понимают, что изживать коррупцию в стране жизненно необходимо! И «война» с этим “драконом” о трех головах, имеющих свойство быстро отрастать, должна быть не на жизнь, а на смерть. В этом сражении с коррупцией важно, чтобы все поняли: либо мы сообща учимся жить по закону и справедливости, либо этот «монстр» вполне способен сожрать всех и всё!

Но в Кыргызстане, отмечали участники семинара, сложилась парадоксальная ситуация. Каждая ветвь власти, общественные движения и госструктуры бороться с коррупционным демоном предпочитают в одиночку. Ощущение такое, что даже для гражданского сектора, не говоря уже о фискальных и государственных структурах, куда важнее получить лавры героя, чем достичь факта победы над коррупционным злом. Но враг-то общий… Куда разумнее и эффективнее было бы объединить силы, ведь только тогда отсекать головы можно было бы в любом месте, где бы это вечно голодное «чудище» не появилось. А там глядишь, и победа не за горами…

Чинара АСАНОВА.

Фото предоставлено ПРООН.







Добавить комментарий