Main Menu

МОЙ ДРУГ ТУРАР КОЙЧУЕВ — УЧЕНЫЙ И ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ ДВУХ ЭПОХ

 Люди незаурядные обычно диктуют стиль своего времени. И на них, как известно, равняются миллионы. В Бишкеке живет человек, по отношению к которому эта фраза справедлива дважды: будучи известным ученым, он сумел стать эталоном деятеля науки сразу двух эпох — советской и нынешней.

P1490062Речь идет о давнем моем друге и коллеге, академике Тураре Койчуеве. Видным экономистом и одним из организаторов отечественной науки он был признан еще в советские времена. Годы суверенитета нашей страны лишь укрепили репутацию этого человека, обнаружив некоторые, подчас неожиданные, грани его исследовательского и организаторского таланта.

Перечислю лишь некоторые из регалий своего визави. Действительный член Национальной академии наук республики, авторитет в области экономической теории, истории экономической мысли, макроэкономики, региональной экономики, внес весомый вклад в постсоветское экономическое реформирование. Его научные работы много раз издавались в России, США, Великобритании, Германии, КНР, Японии, Голландии, Швеции, Польше, Турции и других странах.

Лично же для меня и моих близких Турар Койчуевич прежде всего — друг со студенческой скамьи.  Учились мы вместе в Киргизском государственном университете. Правда, на разных факультетах: я на историческом, он на экономическом. Но это никак не мешало нам часто пересекаться. Поначалу — на студенческих вечеринках. Там пили вино, слушали песни Окуждавы, споря о сроках прихода Советской власти к полной победе коммунизма. Как и я, Турар был иногородним и обитал в студенческом общежитии.

Будучи уроженцем села Сары-Булак Московского района Чуйской области, выходцем из небогатой семьи, мой друг по себе знал, что значит жить на одну стипендию.  Правда, при этом он мог при случае запросто пригласить своих сокурсников в столовую и спустить там все свои скудные средства. В такие моменты бедолагу спасали талоны на питание. Турар получал их, занимаясь боксом. Да, он был превосходным боксером и отправил на ринге в нокдаун и нокаут многих тогдашних университетских чемпионов. Но воля к победе и точность удара у этого спортсмена всегда сочетались с добродушием и компанейским характером.

Столь удивительный сплав мягкости и жесткости нрава не раз сыграл свою роль в последующих баталиях жизни ученого. Происходило подобное следующим образом. Случись какая-нибудь несправедливость, и скромный,  улыбчивый интеллигент вмиг преображается в… воина. Мы еще вернемся к таким метаморфозам нашего героя, а сейчас — немного о том, с чего началась его карьера.

 

Из автобазы — в академики

В это сейчас трудно поверить, но свое «боевое крещение» на научном поприще будущий академик получил на… автобазах. Дело в том, что в Академии наук, куда молодой экономист пришел сразу же по окончании    госуниверситета, поначалу было ему скучновато. Незаурядный интеллект практического свойства требовал своего применения. Не хватало производственного простора.

Две извечные беды нашей страны — дураки и дороги — всерьез увлекли молодого ученого. С первой из них Турар успешно боролся еще с юности, вразумляя пустомель точным словом, а когда надо — и апперкотом. Вторая же проблема раскрыла в молодом специалисте недюжинный талант ученого.

Эксперименты, разработанные Т. Койчуевым, начались на автотранспортном предприятии города Оша. Так вскоре вызрела тема будущей кандидатской диссертации, посвященной путям повышения производительности труда на грузовом автотранспорте республики. Первые научные статьи моего друга — «Главное — интересы народного хозяйства» и «Экономический расчет — основа организации» — были опубликованы в 1963-м и 1964 годах в московском журнале «Автомобильный транспорт».

Защитив кандидатскую диссертацию, Турар вернулся в академическую науку, став сотрудником Института экономики Академии наук Киргизской ССР. В тот период он опубликовал немало индивидуальных монографий и брошюр, таких как  «Производительность труда на грузовом автотранспорте Киргизии» (1968), «Первые итоги работы по-новому» (1967), «Эффективность и проблемы новой экономической системы» (1968). При этом исследователь участвовал и в написании коллективных трудов, выступал с докладами на всесоюзных научных конференциях в Москве, Ленинграде и других городах Советского Союза.

К сожалению, авторитарная система плановой экономики была не способна к осуществлению кардинальных экономических реформ. Знаменитый «косыгинский» почин постепенно начал буксовать и в конце концов сошел на нет. Что делать в такой ситуации молодому талантливому экономисту?

Турар Койчуевич не унывал. Просто в его творческих интересах стали больше преобладать темы глобальные и теоретические: макроэкономика и политэкономия. Непосредственными объектами его исследования стали проблемы расширенного воспроизводства, законы и закономерности развития экономики в союзных республиках. Плодами таких раздумий стали новые монографии ученого — «Экономические цели социалистического общества», «Пропорции социалистического воспроизводства в союзной республике», «Законы и закономерности экономического развития при социализме», «Экономическая революция — путь к преодолению невзгод».

К середине 80-х Койчуев избирается членом-корреспондентом Академии наук Киргизской ССР. В 1987 году эта стезя привела ученого в кресло вице-президента академии. Возглавив отделение общественных наук, Турар становится академиком.

В то время, как известно, СССР переживал свой последний, горбаческий период. Лебединая песня советской державы шла по стране, будоража умы новациями и политическими страстями. При этом такие, безусловно, позитивные почины Политбюро, как демократизация и гласность, сыграли роль свежего воздуха, лишь ускорившего распад «мумии» авторитарного строя. В этот период срочно требовались адекватные экономические теории и практические наработки, позволяющие скорректировать распад экономики.

Они не заставили себя долго ждать. Разрабатывались альтернативные программы, создавались госкомиссии по их разработке, привлечены были лучшие научные силы страны: академики Л. Абалкин, А. Аганбегян, Г. Бунич, С. Шаталин и др. В этот период стали узнаваемыми Е. Гайдар, А. Чубайс, Г. Явлинский и многие другие творцы нынешней рыночной экономики СНГ. Настал звездный час экономиста и моего друга, всегда отличающегося своим острым исследовательским чутьем к новому и неизведанному в науке.

Например, в монографии «Независимый Кыргызстан — третий путь», написанной в соавторстве с известным философом, членкором HAH КР, нашим общим другом и коллегой А.А. Брудным, отражены многие глобальные для Кыргызстана проблемы поиска и выбора страной собственного пути. Поскольку процесс этот далеко еще не завершен, книга актуальна и по сей день.

Напомню, что тогда, с конца 80-х годов, общественные научные дисциплины находились под крылом вице-президента Турара Койчуева. Президент республики Аскар Акаев, формируя состав нового правительства, предложил Т. Койчуеву стать заместителем председателя Совмина, ответственным к тому же за проведение экономической реформы. Мой друг согласился. Он регулярно выступал в печати со своим видением реформ, и ему было интересно возглавить столь важный для республики процесс преобразования экономический системы.

 

Вызов бурных девяностых

Молодая суверенная республика переживала в то время сложнейший период. Бешено галопировала инфляция. Советский рубль, имевший хождение в большинстве республик бывшего Союза, быстро обесценивался. Мешок с деньгами уже не сулил его обладателю богатой жизни. Койчуев один из первых в стране осознал необходимость разработки собственной национальной валюты. Только ее введение могло преломить критическую ситуацию.

Созданную в обстановке секретности официальную комиссию по нацвалюте возглавлял премьер-министр Турсунбек Чынгышев, но фактически инициатором, ее мотором был Турар Койчуев. Мне тоже, как историку, повезло участвовать в этой комиссии. Помню, в ее состав входили также историки А. Мокеев, художник и киноактер С. Чокморов, другие специалисты.

Одновременно с подготовкой к введению нацвалюты мы с Тураром подготовили издание двух брошюр: «Сом — проблемы и надежды» и «В мире денег». Обе книги задумывались как научно-популярные. В мае 1993 года, когда сом был введен в оборот, книги были запущены в печать. В них рассказывалось об истории существования и использования денег на территории Кыргызстана с древности до суверенитета, о закономерностях их появления и исчезновения, о разных курьезных случаях, связанных с монетами и нумизматикой. Непосвященному становилось известно, откуда, по свидетельству истории, взялись сом — грубо обработанный слиток драгметалла и тыйын — шкурка белки, являвшаяся эквивалентом обмена в средние века.

Таким образом, Турар Койчуевич, как талантливый экономист, оказался, что называется, в нужном месте в нужное время: напрямую включился в осуществление важного в жизни каждого кыргызстанца события.

 

Блеск и нищета нашей науки

На серьезные перемены, о которых Койчуев договаривался с А. Акаевым перед тем, как прийти президентом академии, средств не выделялось. Реорганизация сводилась лишь к тому, что некоторые институты объединяли, другие сокращали. Я тогда был избран вице-президентом отделения общественных наук, на прежнее место Т. Койчуева. В то время бюджет академии неуклонно сокращался, как шагреневая кожа. Из-за внутренних интриг в академии, которые не приглушали, а поддерживали в президентском и правительственном аппаратах, Т. Койчуев за год до истечения своих полномочий, обидевшись на необоснованную критику в свой   адрес, подал в отставку и просил освободить его от должности президента НАН КР. Весь президиум также ушел в отставку в 1997 году. Т. Койчуев перешел в Центр экономических и социальных реформ при Министерстве экономики и финансов, где проработал 10 лет. Позже он снова придет в академию, возглавив Центр методологии и социальных исследований, и работал  при двух последних президентах НАН Ш. Ж. Жоробековой и А.Э. Эркебаеве советником президиума.

Это наиболее творческий научный период жизни академика Т.К. Койчуева. Он пропадал в «Белом доме», где оставались его добрые знакомые по прежней совместной работе, хлопоча хоть о какой-то помощи для осуществления смелых научных экспериментов.

В составе группы академических ученых-историков, философов и экономистов было подготовлено и издано под руководством Турара Койчуева первое в суверенном Кыргызстане учебное пособие для вузов  «История кыргызов и Кыргызстана» (в создании которого посчастливилось участвовать и мне). Вскоре, года через три, оно уже вышло как вузовский учебник сначала на русском, затем и на кыргызском языках.

В 2004 году мой друг вместе с соавторами подготовил ряд работ, анализирующих социально-экономическое развитие различных регионов республики на современном этапе и предлагающих комплексные программы подъема страны. Были подготовлены и изданы коллективные монографии «Комплексная основа развития (КОР) — стратегия развития Кыргызстана», «Программа комплексного социально-экономического развития Чуйской области КР», «Местное самоуправление в комплексном развитии территорий», «Научные основы комплексного развития Джалал-Абадской области КР» и многие другие. Эти работы выполнялись в тесном контакте с соответствующими государственными (правительственными и областными) органами и представлялись им для реализации выдвинутых рекомендаций.

 

Пора мудрой зрелости

 Надо сказать, мой друг никогда не гнался за материальным успехом, отдавая приоритет научному творчеству и исследовательскому интересу. Что замечательно, в последнее время Турар Койчуевич заметно расширил круг своих поисков. Отныне они не ограничиваются лишь экономическими проблемами, о чем говорят названия монографий — «Глобализация, регионализация, национальная экономика» (2006), «Мировая экономика и постсоветская Центральная Азия» (2011). В них, как и некоторых других подобных работах, определены законы, характерные для общества с социально ориентированной экономикой.

Под научным руководством Т. Койчуева издана серия коллективных монографий, в которых рассмотрены актуальные проблемы нашего общественного развития: «Теория и идеология общественного развития», «Приоритеты развития Кыргызстана — проблемы общественных наук», «Исторические переломные этапы развития Кыргызстана». Монографии получили широкий позитивный резонанс не только среди общественности республики, но и за рубежом.

Свои идеи автор озвучил на 62 научных форумах — международных, союзных и республиканских, изложил в 121 научной и 152 публицистических статьях. Вдохновенный энтузиазм и завидная трудоспособность! Нельзя оставить без внимания последнюю книжную публикацию неутомимого ученого и общественного деятеля Т.К. Койчуева «Вольные беседы о государстве и бизнесе» (2013). Книга ориентирована на молодое поколение и вообще на широкий круг читателей. Здесь мысли-рассуждения о государственном устройстве и бизнесе, человеческих отношениях в быту, на службе и в учебе, на отдыхе и в предпринимательстве.

Теперь — немного лирики. Известно ли вам, что дорогой наш друг еще и  пишет повести, рассказы, эссе, стихи? Если вы знакомы с его литературными шедеврами, вы безусловно счастливый человек, поскольку очень личностные, удивительно искренние строки дышат талантом. Они способны доставить ценителю такого дара истинное наслаждение.

Владимир ПЛОСКИХ, 

академик НАН КР, доктор исторических наук,

профессор КРСУ.  

 

Р. S. Турару  Койчуеву — 75! И коллектив «Слова Кыргызстана»  имеет полное право присоединиться к многочисленным поздравлениям ученых республики и Содружества. Многие десятилетия академик Койчуев является  нештатным автором нашей газеты и дарит читателям интересные и глубокомысленные  публикации.

Будьте здоровы и будьте с нами, наш дорогой академик! 

 






Добавить комментарий