Main Menu

Смертельные тайны советской эпохи: гибель первых лиц Кыргызстана

Как известно, на днях в Токмоке состоялось открытие памятника, посвященное 85-летнему юбилею Султана Ибраимова. Меж тем молодое поколение наверняка не знает, что жизнь этого видного государственного и общественного деятеля оборвалась в результате загадочного теракта, совершенного еще в советское время и до сих пор окутанного тайнами и невероятными версиями.

Под грифом «Секретно»  

ФОТО 1Раздел «Особо опасные государственные преступления» в Уголовном кодексе Киргизской ССР включал в себя 10 статей. «Террористический акт» (ст. 60 УК) занимала в нем третье место после «Шпионажа» и «Измены Родине». Правда, по утверждению старейших работников Верховного суда, статья 60 на практике никогда не применялась. Тогда считалось, что  «в Советской Киргизии для терроризма нет социальных причин и условий». На самом деле и сейчас, и раньше причин было достаточно, просто для преступлений с террористическим оттенком в те годы подбирали иные статьи УК: диверсия, например, вредительство, провоцирование общественных беспорядков, глумление над государственными символами, антисоветская деятельность и т.д.

Были тогда и покушения на жизнь высших функционеров Киргизии, причем весьма загадочные. Самым резонансным и явилось убийство председателя Совета министров Киргизской ССР Султана Ибраимова и его  водителя-телохранителя Вольфа, совершенное в ночь на 4 декабря 1980 года в строго охраняемой партийной здравнице на Иссык-Куле. По версии КГБ, их обоих застрелил из ружья, незаметно проникнув в коттедж, один из местных жителей — некий  Смагин. Почему-то в ту ночь  в коттедже не было милицейской охраны, да и прислуги тоже. Спустя несколько месяцев усиленно разыскивавшийся Смагин был обнаружен возле российского города Куйбышева повесившимся в вагонном тамбуре на… милицейском шарфе!

Официальные органы Киргизии всячески отрицали политическую подоплеку этой сенсации, подчеркивая, что  Смагин был душевнобольным и совершил двойное убийство безмотивационно, в бреду. Но на Западе придерживались иной точки зрения. Даже газета английских коммунистов Morning Star в номере от 8 января 1981 года открыто писала, что «это убийство, совершенное по политическим мотивам». Не исключено, что Ибраимова с его заслуженным авторитетом и влиянием опасались конкуренты из руководства республики. Определенные опасения он вызывал и у руководства в Москве за свою прямолинейность и критику.

Впрочем, разгадку знал один лишь Смагин, но эту тайну он унес с собой в могилу. Или ему «помогли» унести ее?

 

А вы видали Абу Нидаля? 

ФОТО 2Касаясь различных аспектов такого многогранного явления, как терроризм, необходимо упомянуть, что в 1960-1980 годах в Киргизии обучалось множество выходцев из нестабильных государств Азии, Африки и Латинской Америки. После возвращения на родину большинство из них приняли активное участие в вооруженной борьбе на стороне различных национально-освободительных, сепаратистских,   реформаторских, религиозных, военно-патриотических, ультраправых, левацких и попросту террористических организаций. В их числе ближневосточные группировки «Хезболла», HAMAS, «Сакира Интернэшнл», Революционный  совет  Фаттх, палестинское движение Интифада, «Черный сентябрь», «Вооруженный отряд-17», колумбийские «Эскадроны смерти» и маоистская «Сендеро Луминосо», перуанская организация «Тупак Амару», Союз красных кхмеров, Сандинистский фронт, УНИТА, Армия Эритреи,    ТОТЭ — Тигры освобождения Тамил Элама… Взращенные у нас  милитаристские кадры воевали потом у себя в Афганистане, Лаосе, Египте, Сальвадоре, Ливане, Бирме, Ираке, Чили, Судане, Анголе и во многих других частях света.

 

  

Смертельный таран

 

В советское время, помимо истории с С. Ибраимовым, было  зафиксировано немало других резонансных случаев. К примеру, до сих пор не раскрыты все обстоятельства кончины первого секретаря Ошского горкома партии Матыева, функционеров ЦК Компартии Казакбаева и Мураталиева, заместителя председателя Совета министров Бегматовой и ряда других лиц, включая блюстителей закона: утопление одного из прокуроров в Папанском водохранилище на территории Узбекистана, смерть заместителя прокурора республики Керималиева, убийство ошского прокурора Черкасова, загадочная гибель прокурора Кировского (ныне Кара-Бууринского) района Таласской области, на которого был совершен автонаезд.

Особые разнотолки вызывали ДТП с участием сановных лиц.

Например, до сих пор вызывает вопросы смерть первого в истории суверенного Кыргызстана премьер-министра Насирдина Исанова, произошедшая в ноябре 1991 года. Нелепая гибель в результате сокрушительного автоудара вызвала переполох как в обществе, так и в спецслужбах.

Как было сказано в официальном некрологе: «Исанов внес заметный вклад в установление и укрепление внешних связей. Этому была посвящена и последняя поездка премьер-министра по республике с представителями деловых кругов Канады и США, столь трагически оборвавшая его жизнь».

ЧП случилось 29 ноября  на трассе Джалал-Абад — Ош, когда внезапно выскочивший на встречную полосу ЗИЛ-130 врезался в правительственную «Волгу», в которой и находился Исанов. Шофер      ЗИЛа отделался легким испугом. У водителя «Волги» — перелом руки и ушиб грудной клетки. Небезызвестный бизнесмен Борис Бирштейн лишь поцарапался. А вот Исанов, по заявлению хирурга, скончался не приходя в сознание, через считанные минуты после столкновения.

В принципе, этот расклад потерпевших и вызвал досужие разговоры. Особенно с учетом одиозности фигуры  Бирштейна. Бывший советскоподданный был главой скандально известной компании  «Сиабеко-групп», созданной в Цюрихе в 80-х годах. Дочерние фирмы удачливого авантюриста, жуира и магната находились во многих странах мира. БиБи, как звали этого международного прохвоста, для достижения своих целей всегда использовал весомых персон в правительственных кругах. К примеру, через Виктора Баранникова, главу тогдашнего Министерства безопасности России, пытался втереться в доверие к Президенту Ельцину.

Но его раскусили, и в 1991 году он оказался в Киргизии. Под гипнотическое влияние БиБи попал даже Акаев, выделивший ему кабинет на 7-м этаже  “Белого дома”  и назначив (иностранца!) председателем республиканского комитета по реконструкции и развитию экономики.

Забегая вперед, скажем, что Борис Иосифович после нас успел здорово наследить в Молдавии и Приднестровье (спонсировал предвыборную кампанию Президента Мирче Снегура, благодаря чему получил доступ к бюджетообразующим отраслям экономики), а также в Украине (выкачал миллионы долларов из всего, что мог).

В Кыргызстан БиБи привел канадскую корпорацию «Камеко», на базе которой впоследствии была образована «Кумтор оперейтинг компании». Согласно информации газеты Le Temps, в 1991-1992 гг. по распоряжению Аскара Акаева в Швейцарию на личном самолете Бирштейна суммарно перевезли одного только золота на 23 млн. долларов. После мартовской революции 2005 года власти КР пытались узнать, где же это золото, но безуспешно…

БиБи сейчас разыскивается компетентными органами нескольких стран за аферы, махинации, связь с мафией. Не исключено также, что он работает на определенные спецслужбы.

Так вот, говорят, что Насирдину Исанову не нравилась излишняя активность Бориса Иосифовича, который положил глаз на кумторовское месторождение… Впрочем, следствие не нашло подтверждений того, что гибель Исанова имела криминальный, предумышленный характер. А гипотезы к делу уже не подошьешь…

 

Коварный туман

ФОТО 3Трагическая участь постигла и бывшего шефа спецслужб Анарбека Бакаева.  Это  дело было под личным контролем  Акаева. Шутка ли — следствие рассматривало даже версию преднамеренного покушения на министра, всемогущего генерала, носителя гостайн!

Драма произошла 21 октября 1996 года. Неподалеку от аэропорта «Манас» столкнулись служебный «Фольксваген-Пассат» министра  и  ЗИЛ ММЗ-4502. Иномарка — всмятку, а грузовик  целенький, не считая поврежденного бензобака.

После случившегося руководители трех ведомств — генпрокурор Шаршеналиев, министр внутренних дел Кутуев и первый замминистра нацбезопасности Верчагин — подписывают совместный приказ:  «учитывая общественную значимость происшествия, сложность и большой объем мероприятий, создать следственно-оперативную группу…». В совместную группу были включены аж 11 человек: следователи прокуратуры, УВД   Чуйской области и Сокулукского РОВД, руководители областного угрозыска и республиканской госавтоинспекции. А также — начальники управления по борьбе с оргпреступностью и отдела по борьбе с терроризмом МНБ.

Следствие сразу начало отрабатывать две версии. Первая — обычное ДТП. Вторая —   террористический акт…

В то утро  Бакаев выехал в аэропорт для проводов Аскара  Акаева, вылетавшего в Ташкент на встречу глав центральноазиатских государств.

Поехали втроем — сам генерал, водитель из МНБ Садыбакасов и телохранитель Козарезов. Скорость была под 100 км и выше, они опаздывали. На последнем участке за поворотом на аэропорт началась полоса тумана.  Там-то все и произошло. На трассе неожиданно возник ЗИЛ, за рулем которого сидел житель одного из пригородных сел Мейрамхан Баймагометов 1963 г.р., уроженец  Фрунзе.  Безобидный, в принципе, шофер. Вот только в тот роковой понедельник он страдал с похмелья.

Прапорщик Садыбакасов на следствии заявил: «…Я увидел осуществляющий разворот ЗИЛ. Снизил скорость, убрал ногу с педали газа, начал сигналить и моргать фарами. ЗИЛ остановился на разделительной полосе. Решив, что его водитель меня тоже увидел и уступает дорогу, нажал на газ. Неожиданно ЗИЛ выехал на дорогу и перекрыл всю мою полосу движения. Я нажал на тормоза, но расстояние было уже очень маленьким, я взял правее руль, но все равно столкнулся…».

«Фольксваген-Пассат» пролетел по инерции  около 13 метров, пока не налетел на  тополь…

Согласно материалам уголовного дела, в произошедшем вина полностью лежала на Баймагометове, который, как установили медики, хоть и проспавшись, выезжал на шоссе в состоянии  опьянения средней степени. Позднее суд приговорил его к девяти годам колонии-поселения.

А глава спецорганов Анарбек Бакаев, все это время пребывавший в коме (из которой его пытались вывести и наши, и московские медики из госпиталя им. Бурденко), умер, не приходя в сознание, в ночь с 6 на 7 января 1998 года. Похоронен с воинскими почестями на Ала-Арчинском мемориальном кладбище в Бишкеке.

Канат ИБРАЕВ.

 







Добавить комментарий