Main Menu

Праздник по имени Балет

 

Лето нынешнего года запомнится надолго не только необыкновенно жаркой погодой на всем пространстве СНГ, но и яркими праздничными событиями. Одно из них — юбилей, посвященный 275-летию Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой, прошедший в Санкт-Петербурге.

Наша делегация из Кыргызстана, возглавляемая главным специалистом Управления развития искусств Министерства культуры, информации и туризма Дж. Туляевой, прибыла в Санкт-Петербург и была тепло встречена представителями академии, среди которых был и кыргызстанец Ильзат Темирбеков, проходящий обучение здесь уже в течение трех лет. Он и стал для нас заботливым сопровождающим-гидом. Четыре незабываемых дня были заполнены уроками и мастер-классами, репетициями гала-концерта и, самое главное, встречами с выдающимися мастерами русского балета.

Основанная в Петербурге в 1738 году по инициативе французского балетмейстера и преподавателя танца Ж. Б. Ланде танцевальная школа в 1779 году была преобразована в театральную, объединившую балетные, драматические, живописные и музыкальные классы. В начале ХIХ века школа была переименована в Петербургское театральное училище. Первый выпуск состоялся в 1742 году.

1Педагогом и балетмейстером, определившим развитие русской национальной балетной школы, стал Иван Иванович Вальберх, руководивший образованием с 1794 года. В первой четверти 19-го века балетное образование достигло высокого профессионального уровня благодаря деятельности Ш. Дидло, который добивался от своих учеников не только совершенной техники, но и актерской выразительности. Среди его воспитанников были А. Истомина, Е. Телешева, А. Глушковский.

К первой половине ХIХ века складывается русская исполнительская манера, получившая признание за границей после выступлений Е. Санковской, Е. Андреяновой, М. Муравьевой. Определяющее воздействие на формирование стиля русских танцовщиков оказала балетмейстерско-педагогическая деятельность Мариуса Ивановича Петипа и руководимого им сильного педагогического коллектива.

Расцвет исполнительского искусства нашел выражение в творчестве А. Павловой, Т. Карсавиной, В. Нижинского, О. Спесивцевой и других известных артистов.

После Великой Октябрьской социалистической революции училище было реорганизовано в Петроградское театральное балетное училище с новой программой обучения. Расширился круг не только специальных, но и общеобразовательных дисциплин. С 1921 года началась педагогическая деятельность Агриппины Яковлевны Вагановой, под руководством которой проводилась систематизация обучения, были изданы первые методические пособия — «Основы классического танца» Вагановой (1934), «Основы характерного танца» А. Ширяева, А. Бочарова, А. Лопухова (1939), «Бальный танец» Н. Ивановского (1940).

В советское время училище выпустило выдающихся мастеров советского балетного театра, среди которых М. Семёнова,

Г. Уланова, Н. Дудинская, Т. Вечеслова, А. Ермолаев, В. Чабукиани, К. Сергеев, Ф. Лопухов, В. Вайнонен. Л. Лавровский, Р. Захаров, Л. Якобсон, Ю. Григорович и многие другие мастера мирового балетного искусства. Были открыты педагогическое и балетмейстерское отделения для подготовки высокопрофессиональных кадров артистов балета для республик страны. В 1934 году организовали также национальное отделение.

Тогда же в Ленинград из Киргизии для обучения искусству классического танца направили первую группу детей, среди которых были Гульбара Даниярова, Джумакалый Арсыгулова, Каныш Ибраимова, Саки Шергазиева, Калый Ниязалиев, Сагыналы Сенкубаев, Сафарбек Байбатыров, а затем на протяжении 1935-1937 годов — еще три группы: Бибисара Бейшеналиева, Нурдин Тугелов и Сафарбек Кабеков, Зайнура Гафарова, Рахиля Айдралиева, Аскар Байбатыров, Эркин Мадемилова, Чолпон Джаманова, Сайнат Джокобаева, Калый Айбашев, Салмоорбек Акиев и др. Некоторые из них впоследствии работали во Фрунзе в балетной студии при театре и на хореографическом отделении Киргизского музыкального училища им. М. Куренкеева.

В годы Великой Отечественной войны во Фрунзе трудилась педагог классического танца из Ленинграда Марина Борисовна Страхова, которая в 1947 году увезла в город на Неве для поступления в училище целую группу ребятишек. Среди них были

У. Сарбагишев, Р. Чокоева, Б. Алимбаев, А. Абдурахамнов. Ш. Искандяров, А. Аманкулов и др. Процесс обучения юных киргизских артистов в Ленинградском хореографическом училище, которому было присвоено в 1957 году имя профессора А. Я. Вагановой, шел особенно активно до начала 90-х годов и так же успешно продолжился и дальше.

Знаменательно, что столь великолепную дату — 275-летие Санкт-Петербургской академии русского балета им. А. Я. Вагановой — мы, кыргызстанцы, торжественно отметили большим концертом молодых артистов балета из Кыргызстана, Казахстана и России под названием «Восходящая звезда» на сцене Национального академического театра оперы и балета им. А. Малдыбаева, в котором блистательно выступили недавние выпускники академии: Фарух Садыркулов, лауреат международных конкурсов, ныне солист театра «Астана Опера» (Казахстан), Айбек Базарбаев, дипломант Международного конкурса артистов балета (Сеул, Республика Корея), артист Государственного академического Мариинского театра (Санкт-Петербург), стипендиат Международной премии имени Фаруха Рузиматова Эрнест Латыпов.

О давних творческих и научно-педагогических связях Кыргызстана и Санкт-Петербурга члены нашей делегации, выпускники академии разных лет — народная артистка СССР, лауреат Государственной премии СССР Айсулу Токомбаева, педагоги Бишкекского хореографического училища Медина Токтомушева, Джамиля Туляева и заслуженный артист республики Досмат Садыркулов — рассказали проректору по учебно-методической работе академии Алексею Викторовичу Фомкину и проректору по научной работе и развитию Вячеславу Михайловичу Исакову. От имени нашей делегации я подарил Академии русского балета одиннадцать своих книг- монографий, изданных в Кыргызстане, о национальном хореографическом искусстве: «Киргизский балет». «Киргизский народный танец», «Выдающиеся мастера кыргызского балета», «Бибисара Бейшеналиева», » Уран Сарбагишев», «Рейна Чокоева», «Айсулу Токомбаева», «Воспоминания современников о Бибисаре Бейшеналиевой», «У истоков национального балета», о ведущих деятелях киргизского балета, народной артистке республики, профессоре Инге Левченко и народном артисте СССР Чолпонбеке Базарбаеве.

Великолепным финалом празднования 275-летия Академии русского балета стал грандиозный юбилейный гала-концерт из двух отделений на сцене Александринского театра, на котором выступили учащиеся младших и средних классов и студенты старших курсов академии, ведущие артисты Мариинского театра, студенты Пермского государственного хореографического колледжа, артисты музыкального театра им. К. Станиславского и Вл. Немировича — Данченко, мастера балета из Республики Кореи, студенты Новосибирского государственного хореографического колледжа и Венгерской академии танца (Будапешт, Венгрия), Датской королевской школы (Копенгаген, Дания) и Палукка Шуле (Дрезден, Германия), Королевской балетной школы (Лондон, Великобритания), Московской государственной академии хореографии и Государственного академического Большого театра России. А по окончании этого великолепного торжества классического балета нас ожидал роскошный праздничный фейерверк на площади А. Островского. Такой прекрасный праздник запомнится надолго!

Роберт УРАЗГИЛЬДЕЕВ, 
проректор по научной работе и зав. кафедрой хореографии
КГИИ им. Б. Бейшеналиевой, народный артист республики,
доктор искусствоведения, профессор, академик
 Общественной академии наук Кыргызстана.





Добавить комментарий