Main Menu

Не бутербродом единым. Что будет на школьной тарелке в этом году?

 

Чем ребенка кормят в школе? Этот вопрос волнует всех родителей. Ведь считается, что от питания зависят здоровье школьника, его развитие и работоспособность. Поэтому рацион должен быть сбалансированным, питательным и полезным.

1С 2006 года каждый младшеклассник в общеобразовательной школе Кыргызстана получает гарантированные законом школьные обеды. На это в 2013 г. из республиканского бюджета выделено 475 миллионов сомов: 7 сомов в день на одного человека и 10 сомов на ученика, живущего в высокогорной или отдаленной труднодоступной зоне. Следует отметить, что в данную сумму не включены доплаты от органов местного самоуправления. Например, МСУ Бишкека и Оша выделяют еще по 7 сомов на ребенка, в итоге в этих городах на одного ученика приходится 14 сомов. Всего по республике действует 2 тысячи 204 школьные столовые, из них 989 типовых, 497 буфетов и 718 приспособленных помещений.

Несмотря на семилетний «стаж» программы школьного питания, в стране существует ряд проблем, затрудняющих ее успешное и эффективное внедрение. Помочь ее оптимизировать решила Всемирная продовольственная программа (ВПП) ООН. На это они выделили около $10 миллионов. К работе также привлечены эксперты из российского института отраслевого питания. Для участия в проекте отобрано 60 пилотных школ в пяти областях Кыргызстана (Нарынская, Иссык-Кульская, Джалал-Абадская, Ошская и Баткенская).

1Представители ВПП ООН и российского института отраслевого питания в течение двух месяцев проводили оценку состояния школьного питания в пилотных учебных заведениях. Пристальное внимание исследователей было уделено анализу таких составляющих обедов,  как меню, его разнообразие и питательная ценность, состояние пищеблоков и столовых:  наличие и функциональность оборудования, санитарные условия: водоснабжение, канализация и навыки личной гигиены учащихся. Они также рассмотрели вопрос привлечения помощи родителей и местных властей. Продумали варианты кормления для каждой школы, оборудование, нужно отметить, оно подбиралось под конкретное учреждение, предлагаемую модель питания и меню. На закупку техники ВПП ООН приблизительно затратила $ 288,5 тыс. На эти средства приобретены водонагреватели для мытья посуды, наливные кипятильники, газовые и электроплиты, холодильники, электронные весы, шкафы для выпечки и т.д. В результате в качестве основных моделей питания в школах предложены три варианта, по которым будут кормить  детей с 1 сентября. И в преддверии учебного года специалисты Всемирной продовольственной программы ООН и российского института отраслевого питания показали журналистам результаты проделанной работы в ряде школ Иссык-Кульской области и рассказали о меню школьников.

 

Кушать подано, ученик! 

3В селе Барскоон проживает около 8 тыс. человек. Сейчас там функционирует только одна школа, второе учебное заведение пока строится. Так что в единственном заведении в этом году горячие обеды  будут получать 630 учеников. Кормить ребят планируется в 4 смены. Согласно новой программе, в меню войдут каши и супы. «Горячее питание с выдачей первого блюда будет в тех школах, в которых имеется достаточное количество помещений как для хранения продуктов, так и для их приготовления. А также где нормально функционируют водоснабжение, канализация, в исправном состоянии электроснабжение, оборудовано место для мытья посуды. Такая модель питания установлена в 11 пилотных заведениях», — сообщил заместитель исполнительного директора по развитию российского института отраслевого питания Олег Шишов.

По словам директора школы в селе Барскоон Джеты-Огузского района Тынчтынбека Тойкомбаева, сегодня на питание одного младшеклассника предусмотрено 16,8 сома. Данная сумма складывается из различных источников. Государство выделило 10 сомов, затем ВПП прибавило 1,8 сома путем поставки муки в учреждение, 3 сома добавил айыл окмоту и 2 сома — родители. Стоит отметить, что от последней выплаты освобождены малоимущие семьи, сироты и полусироты. За них внесли деньги остальные семьи. Эта норма действует во всех пилотных школах.

Сейчас средства родителей направлены на покупку посуды, инвентаря и спец. одежды для поваров, а также на оплату персоналу столовой. К примеру, ранее повар получал       2 400 сомов в месяц, а теперь его заработная плата составит 3 500 сомов. Эту же сумму получит кухработник. Затем деньги родителей будут направлены на покупку продуктов питания. Аыйл окмоту за свой счет закупил мыломоющие и чистящие средства во все школы района. А также установил баки для мусора. В свою очередь ВПП обучила кухонный персонал. Теперь они смогут не только приготовить суп, но и испечь вкусные булочки с пирожками. Согласно пилотной программе, тендеры по закупке продукции будут проводить сами школы и органы местного самоуправления, и только напрямую у местного производителя. Контролировать весь процесс от закупа до качества блюд станут родители и органы местного самоуправления.

Следующая модель питания — «Улучшенное школьное молоко». Несмотря на тривиальное название, данная система предполагает не только выдачу молока ученикам, но и ежедневное приготовление разнообразных питательных напитков — от какао до витаминизированных компотов. На столе у школьников также появится выпечка: булочки из обогащенной муки и коржики. Такой рацион будет у учеников в 18 пилотных школах. Это связано с аварийным состоянием пищеблоков, отсутствием инженерных коммуникаций, нерешенными вопросами водоснабжения. Школьное молоко — это наиболее простой, но весьма эффективный вариант улучшенного питания, который по мере комплектации школ нужным оборудованием и проведения соответствующего ремонта может быть заменен на горячее питание.

Подобная программа действует во многих странах мира на протяжении уже более 80 лет. Свыше миллиарда литров молока ежегодно поставляются в школы Западной Европы, Северной и Южной Америки, Азии, Африки и Австрии. Например, в России проект «Школьное молоко» стартовал весной 2005 года и, по данным Российского союза предприятий молочной отрасли, сейчас охватывает 46 регионов республики.

В 30 пилотных школах Кыргызстана предложено использовать такую модель, как горячее питание с выдачей каши. То есть 1-2 раза в неделю младшеклассники станут кушать манную, пшенную, рисовую или гречневую каши, а в остальные дни получат выпечку и молоко. Данное решение обосновано тем, что в учреждениях достаточно просто решить вопросы водо- и электроснабжения, есть канализация и созданы условия для приготовления блюд. Планируется, что со временем при поддержке родителей, местных властей и донорских организаций в них проведут необходимый ремонт и дооснастят кухонным оборудованием, и тогда школы перейдут на другой уровень организации питания — начнут кормить ребят супчиками.

Ирина КОВШОВА.

Фото автора. 

 








Добавить комментарий