Main Menu

МУЗЫКА — СМЫСЛ ЕГО ЖИЗНИ

Что и говорить, этот человек заслуживает того, чтобы рассказать о его благородной творческой деятельности, направленной на развитие многогранной культуры нашего общества, создание уникальных художественных произведений, по праву признанных современниками. Да, это композитор и музыковед Владимир Роман, чье 75-летие широко отмечено в республике.

1Владимир Роман — русский композитор и подлинный кыргызстанец. Он родился в   ЧонАрыке, там же окончил общеобразовательную школу, учился в музыкальном училище им. М. Куренкеева, а в 1964-1969 годах успешно осваивал труднейшую специальность «композиция» в Казахской государственной консерватории им. Курмангазы в Алматы. Вернувшись домой, вначале работал в детской музыкальной школе Кызыл-Кии, а затем преподавал в родном училище во Фрунзе и более четырех десятилетий плодотворно воспитывает молодых музыкантов и композиторов в Государственном институте искусств им. Б. Бейшеналиевой и Национальной консерватории им. К. Молдобасанова.

Теперь уже в далекие 70-е годы в Институте искусств состоялась наша первая встреча. Владимир Роман делился своими творческими планами и рассказал о написанном им многоактном балете «Дуэль» по одноименной повести Мара Байджиева. Прослушав музыку балета, я стал настаивать на необходимости постановки этого спектакля, порекомендовав в качестве хореографа-постановщика Кубана Сыдыкова, своего выпускника кафедры хореографии Института искусств. В процессе напряженной работы над балетом возникла фактически новая редакция спектакля, получившего название балет-новелла «Дуэль», успешно осуществленная труппой Национального академического театра оперы и балета им. А. Малдыбаева. Сюжет и музыка произведения — это желание авторов напомнить о вечных, непреходящих ценностях, утеряв которые, можно потерять дорогу в будущее.

Сегодня стали как-то не очень модными простые истины о верности, героизме, патриотизме, долге перед Родиной, любви, но именно эти величины составили плоть балета-новеллы «Дуэль». Постановка отличалась такими положительными качествами, как лаконизм, камерность, но без утраты подлинной зрелищности, психологической насыщенности сцен.

Несомненной творческой удачей нужно признать работу моих коллег-исполнителей: молодых артистов К. Синюковой, Кабатай кызы Эльмиры, З. Мухамедшиной, А. Толобаева, В. Разумейко. Ведь особенности сюжета потребовали здесь достаточно сложного, многообразного сочетания «повествовательной» пантомимы, конфликтных сцен, ансамблей, лирических адажио. И здесь, по-моему, была достигнута достоверная характерность каждого из персонажей. А музыка балета, эмоционально насыщенная и в то же время лиричная, танцевально действенная и драматически напряженная, была написана В. Романом в лучших традициях кыргызского профессионального реалистического искусства.

Не менее напряженным драматическим действием предстает и другое прекрасное хореографическое полотно — балет «Джамиля» по одноименной повести Чингиза Айтматова в постановке балетмейстера К. Сыдыкова. Балет создавался, по словам В. Романа, «с особой ответственностью». Известная во всем мире повесть писателя вначале вдохновила композитора на создание глубоко содержательной симфонической музыки, а затем уже и балета как сценического произведения. Получилось волнующее танцевальное действие, полное ярких картин и романтических переживаний.

Ряд контрастных музыкальных эпизодов последовательно представлен в балете «Джамиля». И на всех них лежит печать войны — страшной трагедии человечества. Таков первый эпизод » Эхо войны», когда на небольшую железнодорожную станцию прибывает эшелон с ранеными солдатами. По-настоящему тревожная музыка звучит здесь, на фоне пыхтящего паровоза (кстати, в этом балете композитором В. Романом широко использованы современные средства звукозаписи — паровозные гудки, тарахтение повозки с мешками зерна, пение жаворонков в поле, живая речь художника и т.д.). Противоречивые чувства роятся в душе главного героя — солдата Данияра: родная земля и полное запустение. Все ушли на фронт! И Данияр решает остаться, ибо на селе так необходимы рабочие руки для окончательной победы на фронте. «Бригада» из трех человек — Данияр, Джамиля и мальчик Сеит — начинает возить зерно на железнодорожную станцию. Так постепенно завязываются непростые отношения между ними. С одной стороны, прочная симпатия и глубокая привязанность Сеита к невестке Джамиле, а с другой — вспыхнувшая любовь Джамили и Данияра.

Как разрешится туго затянувшийся узел? Как известно из повести, Данияр и Джамиля в конце решают тайно бежать из села. Но каково же мальчику? В жутком напряжении музыки происходит прощание в сущности беззащитного подростка с Джамилей и Данияром, когда он становится свидетелем их тайного бегства. Сеит в безудержном горе падает на землю и рыдает, рыдает…

И зритель не иначе как только самой сущностью сердца осознает: да, детская привязанность и любовь бывают ведь сильнее взрослой страсти. А подобные удары, жизненные испытания — и зритель это понимает — непременно поспособствуют и крутому взрослению подростка: детский организм обязательно выстоит и окрепнет. В этом и заключена мудрость спектакля, высокая правда искусства.

Постановщики спектакля и молодые артисты, исполнители главных партий: мальчика Сеита (Ч. Аджибаев), Данияра (Т. Бекешев) и Джамили (Г. Садыбакасова) актерски точно и вдохновенно воплотили своих героев на сцене. Хочется особо отметить яркий артистизм Гуляйым Садыбакасовой, исполнительницы главной роли. Ее Джамиля предстала перед зрителем не только красивой и мужественной девушкой, но и нежно обаятельной по отношению к Данияру и зарождающемуся глубокому чувству.

В творческом активе композитора В. Романа есть еще два написанных им хореографических произведения — детский балет «Терем-теремок» и балет «Свет любви», пока не поставленные на сцене. Музыка их  — свидетельство продолжающейся творческой привлекательности нашего композитора, его дальнейшего неординарного поиска в искусстве современной музыки и хореографии.

Владимир Роман — автор многих произведений в различных жанрах: от песни, хора, симфонии до балетов, поставленных на театральной сцене, записанных на радио и ТВ и вошедших в золотой фонд кыргызского музыкального искусства. Они эмоциональны, подкупают искренностью, проникновенной мелодичностью, глубиной содержания, неизменно имеют ритмическую, ладово-гармоническую и интонационную национальную почвенность.

Об этом подробно рассказывается в брошюре, посвященной творческому пути Владимира Михайловича Романа и изданной к его юбилейной дате  Союзом композиторов республики. Авторы очерков — Жолдошбек кызы Гульмира, старший преподаватель кафедры музыковедения и композиции КНК им. К. Молдобасанова; Андрей Кузнецов, профессор КРСУ, заслуженный деятель культуры КР; Клара Надыршина, кандидат искусствоведения, профессор кафедры спец. фортепиано КНК им. К. Молдобасанова; Любовь Бруг, старший преподаватель кафедры хорового дирижирования КГИИ им. Б. Бейшеналиевой; Тимур Саламатов, музыковед, заслуженный деятель культуры КР.

Владимир Роман — высокоэрудированный ученый-музыковед, автор многих публикаций о национальной музыкальной культуре. Он создатель первого учебника «Кыргызская музыкальная литература», в котором систематизирован огромный фактический материал по музыкальной культуре кыргызского народа, содержатся редкостные сведения об истории создания отдельных музыкальных произведений. В учебнике значителен масштаб охваченного, проанализированного, рассмотренного и классифицированного — от миниатюрной пьесы, кюу, простой песни до симфонии, оратории, оперы и балета. Автор шаг за шагом раскрывает щедрое музыкальное богатство, которым обладает кыргызский народ. Структура этого очень нужного пособия глубоко продумана и логична. Учебник В. Романа в силу разных причин ждал часа своего опубликования 12 лет, и можно только восторженно рукоплескать его автору за практическое осуществление ценного музыковедческого труда.

Творческий рост композитора и музыковеда Владимира Романа не был случайным. Он занимался на курсах повышения квалификации в Московской и Ленинградской консерваториях, немало общался с известными музыкантами и теоретиками Ю. Холоповым и В. Холоповой, В. Протопоповым и Ф. Фортуватовым, эстетиком С. Рапопортом, в Санкт-Петербурге с зав. кафедрой теории музыки Коловским О. П., полифонистами Беловым Г. Г., Милкой А. П. зав. кафедрой истории музыки А. Белоненко и Вызго-Ивановой Ириной Михайловной. Он посещал концерты замечательных коллективов под управлением Марка Эрмлера и Клавдия Птицы, а также Владимира Федосеева. В. Роман направлялся в творческие командировки в Пермь, Свердловск, Ташкент и Ереван, учась в Алматы, тесно сблизился с известным композитором А. Зацепиным, автором музыки к целому ряду кинофильмов, оказавшихся в первых рядах советских блокбастеров. С особой теплотой В.Роман вспоминает М. Абдраева, с которым его связывали тесные творческие и научные интересы. Уже в 60-70-е годы он становится известным музыкантом и в открывшемся Институте искусств им. Б. Бейшеналиевой работает в качестве зав. кафедрой теории музыки, декана фортепианно-теоретического факультета и проректора по учебной работе. Ныне композитор и музыковед Владимир Михайлович Роман — заслуженный деятель культуры республики, профессор, лауреат Международной премии им. А.Малдыбаева. И хочется  от лица поклонников его многогранного таланта пожелать ему доброго здоровья и творческого долголетия на долгие, долгие годы!

Роберт УРАЗГИЛЬДЕЕВ,
проректор по научной работе
и зав. кафедрой хореографии
КГИИ им. Б. Бейшеналиевой,
народный артист Кыргызской Республики,
доктор искусствоведения, профессор.

 






Добавить комментарий