Main Menu

Имеем право знать. В ряде районов Чуйской области прошли общественные слушания

Все мы налогоплательщики, на наши  деньги страна содержит   чиновников, правительство,  медицинские и образовательные учреждения,  а также пограничников и милицию, которая следит за общественным порядком.  Мы регулярно отчисляем в бюджет свои денежки и вправе знать, эффективно ли они расходуются, на финансирование каких  целей и реформ  направляются. Понимание  сколько, куда и на какие нужды уходят государственные средства   превращает   гражданское общество по сути в контролера  над  казной. Люди хотят   разговаривать  с финансистами на равных.

Напомним: получение бюджетной информации  гарантировано нам Конституцией, а также законами, согласно которым  государственные службы обязаны  предоставлять  запрашиваемые сведения  своим гражданам. Возможно ли это? В международной практике  широко используется специальный гражданский бюджет, смету которого  на простом, доступном  языке расписывают сотрудники минфина. Наша страна несколько лет шла к этому. Первым в 2011 году наладить контакты с финансистами попытался альянс «За прозрачный бюджет», затем к нему присоединились эксперты  Института политики развития, в марте 2013 года  — Фонд международного правового сотрудничества.  Немало копий было сломано, прежде чем пришли к общему знаменателю.

Финансистам-профессионалам  пришлось нелегко:  не каждый  сумеет  изложить главную экономическую смету страны  просто и ясно. С лета прошлого года  для широкой публики Минфин  вывешивал на своих сайтах ежемесячные сводки, из которых  было  видно куда, на какие цели расходуются казенные деньги  в разрезе  областей, районов и даже айыл окмоту.

Но голые цифры  не дали  желаемых результатов:  живет ли страна по средствам, бедная она или богатая, какими  располагает  резервами и т.д.  Для гражданского общества нужны такие показатели, которые можно  сравнить, к примеру, с прошлогодними,  провести анализ. Из международного опыта известно — лучше всего решению этой задачи отвечают цифры, показывающие  суммы, выделяемые бюджетом на душу населения.

В нашей республике подобные сведения  трудно собрать, так как они   разбросаны по разным министерствам и ведомствам. Однако работу эту удалось начать.  Обладая сведениями о том, какие суммы приходятся на душу населения, общество может судить, хорошо или плохо работает то или иное бюджетное учреждение.

В конце июля  жители Чуйской долины (около тысячи человек) приняли участие в публичных лекциях на тему бюджетной прозрачности и подотчетности. Слушатели   ознакомились с социологическим исследованием среди населения Московского, Сокулукского и Иссык-Атинского районов. Кыргызстанцев этого региона, в частности,   спрашивали:  что вам мешает получать информацию о верстке  республиканского и местного бюджетов 2014 года?

Вопросы экспертов были сфокусированы  на повышении осведомленности представителей МСУ о принципах бюджетной прозрачности, так как распространение информации о составлении республиканского бюджета — одно из ключевых направлений работы правительства в проводимой реформе управления государственными деньгами.

Основываясь на ответах чуйцев,   разработали модули публичных лекций для  обучения гражданского общества премудрости составления общей казны. Занятия вели специалисты Министерства финансов.

Эксперты уверены: для укрепления демократии в нашей  стране  необходимо участие  в бюджетном процессе всего общества,  а для эффективного использования казенных денег — постоянный контроль за их использованием.

Фонд международного правового сотрудничества выступает за  проведение широких общественных  слушаний  по проектам бюджетов на местном уровне 2014 года.  Он  за открытое обсуждение с населением важных решений правительства, особенно касающихся финансов.

Общественные слушания дают возможность  депутатам сельских кенешей  и главам  айыл окмоту  объяснить свои позиции по формированию местной казны, а населению — высказать по ним свое мнение.

Галина ЛУНЕВА.





Добавить комментарий