Main Menu

Аты-баты, шли «Солдаты…»

На днях в Бишкеке завершился один из самых громких судебных процессов. Впервые в истории республики были приговорены к высшей мере наказания с конфискацией имущества три доморощенных  террориста  из  группировки «Жамаат Кыргызстана «Жайшуль Махди». Остальные 10 человек получили от 4 до 23 лет отсидки. 

Теперь Джохара могут посадить на электрический стул… 

Солдаты активно используют Интернет для своих видеобращенийУникальность ситуации в том, что сроки получили представители новоявленного феномена, обозначаемого специалистами как самодеятельный террор. Это идеалисты из разряда бунтарей-одиночек, действующие не по приказам зарубежного командования или наводке засланных эмиссаров, а по собственным убеждениям, используя личные средства и инструменты воздействия. Они нигде не числятся, строго законспирированы и действуют зачастую алогично, поэтому их невероятно сложно вычислить. Яркий пример связан с 20-летним уроженцем Токмока Джохаром Царнаевым, которого сейчас судят в США, обвиняя в организации взрывов в Бостоне, повлекших жертвы, и еще ряде преступлений, которые бывший житель Кыргызстана осуществил вместе с братом Тамерланом (убит полицией при аресте) и несколькими сообщниками. Осуществил, выражая личным террором своеобразный протест против воинственной политики Соединенных Штатов в Афганистане, Ираке, других магометанских регионах мира.

Между тем в черном списке подрывных организаций, официально запрещенных на территории Кыргызстана решением Первомайского райсуда Бишкека от 24 октября 2012 года, кроме «Жайшуль Махди», числится еще ряд радикальных структур, которые действуют на свой страх и риск. В плане вышеописанного феномена     наиболее необычна группировка «Джунд аль-Халифат». «Солдаты халифата» считаются адептами  такфиристско-джихадистского движения салафитской направленности, но при этом они достаточно самостоятельны в своих решениях и акциях.

 

Максат действовал безжалостно, словно хладнокровный Терминатор 

Впервые с активностью «Солдат» власти нашей страны столкнулись 12 ноября 2012 года, когда в южно-казахстанском городе Таразе некий 34-летний Максат Кариев совершил ряд резонансных преступлений, включая нападения на органы безопасности и убийство сотрудников правоохраны и спецслужб. Жертвами его противоправных деяний за считаные часы стали 7 человек, сам же Кариев совершил самоподрыв при попытке задержания.

Силовые ведомства Кыргызстана в связи с произошедшим тут же усилили охрану госграницы с Жамбылской областью РК и режим перехода на контрольно-пропускных пунктах, а также активизировали оперативно-разыскные мероприятия антитеррористического характера, опасаясь, что у  М. Кариева могли быть сообщники, которые бы предприняли попытки скрыться на территории КР, в частности в Таласской области.

Соответствующие ориентировки были направлены в МВД и Минобороны Кыргызстана плюс местным органам власти. Сотрудники ГКНБ  провели разъяснительные беседы среди населения, направленные на недопущение каких-либо негативных проявлений в приграничной зоне.

В тот момент большой резонанс  в кыргызстанском обществе вызвали заявления некоторых представителей властных органов РК, которые, заподозрив причастность М. Кариева к радикальной группе «Солдаты халифата», уже отметившейся в Казахстане серией терактов, поспешили публично озвучить в СМИ свои ничем не подтвержденные версии о том, что Кариев мог быть связан с некими «террористами из Кыргызстана», хотя к тому времени еще не были даже до конца выяснены сами мотивы и амплитуда действий Кариева, кстати, действовавшего, как выяснилось, в одиночку. Для СМИ же Казахстана неким мотивационным поводом для подобных утверждений стало сообщение о том, что как раз 12 ноября работник ГКНБ КР в ходе проведения уже третьей по счету спецоперации на юге Кыргызстана у жителя Узгена М. Ж. 1973 г. р. изъяли самодельные взрывные устройства (СВУ) с часовым механизмом, четыре детонатора, две гранаты кустарного производства, два обреза и патроны. А также более 716 кг смеси алюминиевой пудры и аммиачной селитры для СВУ.

Масла в огонь разгоревшейся полемики подлило заявление министра внутренних дел Казахстана Калмуханбета Касымова, который, сославшись на серийный номер оружия, заявил, что гранатомет, использовавшийся М. Кариевым, мог быть приобретен в Кыргызстане. Но эту гипотезу опровергло МВД КР уже 18 ноября. В Министерстве внутренних дел Кыргызстана уточнили, что во время апрельских и июньских событий 2010 года правоохранительными и силовыми структурами КР всего было утеряно пять гранатометов, из которых возвращено четыре единицы. Но даже утраченный РПГ-7В по своим тактико-техническим характеристикам существенно отличается от использованного в Таразе гранатомета РПГ-26.

 

Угроза национальной безопасности 

В целом для общественности Кыргызстана ноябрьские события в Таразе, а также акции в Актобе, Астане, Атырау, Алматы, поселке Боралдай плюс спецоперация против экстремистов в поселке Шубарши, подавление кровавого бунта религиозных активистов в колонии Балхаша и другие факты стали большой неожиданностью, как и само появление джихадистской общины «Солдаты халифата» в РК, чей костяк составляют коренные граждане Казахстана. Ведь до последнего времени в восприятии многих кыргызстанцев Казахстан считался страной, где появление подрывных группировок в силу жесткой позиции властей и слабой религиозности большей части населения невозможно в принципе. Однако этот стереотип был разрушен 4 декабря 2012 года, когда КНБ Казахстана в лице шефа спецслужб  Кабдулкарима Абдиказима официально признал «Джунд аль-Халифат» организацией, представляющей реальную угрозу  национальной безопасности.  Всего  за 2011-2012 годы в РК было осуществлено 18 террористических актов, из них 7 с использованием СВУ. За этот же период КНБ предотвратил 35 насильственных акций и нейтрализовал деятельность 42 экстремистских групп.

Но для властей Кыргызстана и профильных специалистов появление этой группировки, конечно,  не стало неожиданным. К примеру, дискуссии о роли, задачах  и действиях «Солдатов халифата» отмечены в Бишкеке еще 9 декабря 2011 года, когда в столице Кыргызстана состоялась встреча представителей спецслужб России и Центральной Азии. На совещании членов органов безопасности анализировались оперативная обстановка в ЦА, существующие риски, выработка коллективных мер реагирования и вопросы сотрудничества компетентных органов стран Содружества, совершенствование механизма розыска террористов, доступ к Специализированному банку данных АТЦ СНГ в on-line режиме, обмен опытом в расследовании диверсий.

Помимо таких тем, как радикализация религиозного населения, расширение наркотрафика, процессы в приграничных районах Афганистана, активизация международных и автономных экстремистских групп, были названы силы, представляющие особую опасность, в том числе «Джунд аль-Халифат». С целью противодействия возможным акциям со стороны подобных структур в Кыргызстане осуществлены превентивные мероприятия. К примеру, в мае 2011 года в Оше в рамках учений «Юг-Антитеррор» отработаны действия при условном нападении диверсантов на Папанскую ГЭС. Аналогичные мероприятия проведены в 2012-м и 2013 годах.

На встрече экспертов первый замглавы Госкомитета нацбезопасности КР и директор Антитеррористического центра Кольбай Мусаев заявил, что «угроза терроризма в Кыргызстане остается очень высокой. Это связано с обострением ситуации в соседних Таджикистане, особенно в Раштской долине, и Казахстане». Кстати, по словам Мусаева, в самом Кыргызстане в 2011 году были ликвидированы трое боевиков, задержано около 30 членов терророрганизаций.

В этом ключе весьма красноречивым стал акт передачи Казахстаном 9 декабря силовым органам Кыргызстана военной техники, включавшей 5 БТРов с вооружением, 30 минометов, а также 9 автомашин ГАЗ-66 и 11 ЗИЛов-131.

Поклонники Саида Бурятского 

По поводу причин появления и активизации «Солдат халифата» у  экспертов Кыргызстана нет единого мнения.

Одни считают, что  Soldiers of  the Caliphate является дочерней организацией ИДУ-ИПТ, связана с «Аль-Каидой», талибами, другими подобными интернациональными группировками и имеет штаб-квартиру в афгано-пакистанском приграничье, где, кстати, по официальным сообщениям, в феврале текущего года во время нападения на блокпост в пакистанском городе Банну уничтожили группу террористов, один из которых являлся жителем Западного Казахстана. Ранее, в октябре 2012 года, в Северном Вазиристане был убит некий Моэзеддин Гарсалауи, тунисец по происхождению и швейцарец по гражданству, считавшийся одним из лидеров «Солдатов халифата» и прибывший в Пакистан в 2007 году.

Другие полагают, что Jund al Khalifah очень мифологизированная структура и действует прежде всего в контексте внутренней борьбы за власть в Казахстане и политической динамики страны, практикуя, к примеру, полемичные видеовыступления в Интернете с резкой критикой действий Астаны, предпринимающей, на взгляд «Солдат», неадекватные меры в отношении религиозных оппозиционеров, подавляя их активность с помощью спецслужб и подконтрольного Ак Орде муфтията. Некоторые даже усматривают в появлении «Джунд аль-Халифата» заинтересованность оппонентов  властей РК, в частности, обозначая достаточно демонизированную в Казахстане фигуру опального олигарха Мухтара Аблязова, который, к примеру, после терактов в Таразе выступил с жесткими комментариями в адрес властей. Впрочем, эти сентенции больше смахивают на спекуляцию в рамках теории заговоров. К слову, Аблязов, находящийся в розыске, недавно, как известно, получил паспорт гражданина Кыргызстана на новое имя, что вызвало скандал и повлекло за собой расследование в отношении горе-паспортистов.

Но какими бы ни были многочисленные версии, особого внимания заслуживает тот факт, что если подобные самодеятельные группировки для таких республик, как Узбекистан или Таджикистан, являются обычным явлением, то появление их в гораздо менее исламизированных  Казахстане и Кыргызстане, причем возглавляемых и состоящих исключительно из местных молодых граждан, стало неожиданным явлением. Как у кыргызстанской группировки «Жайшуль Махди», так и у казахстанской «Джунд аль-Халифат» много схожего в организационном плане, методах агитации и идеологических постулатах. Многих экспертов это натолкнуло на мысль, что как  «Солдаты халифата», так и «Армия мессии» могут иметь общие корни либо даже спонсироваться из единого источника. Известно, к примеру, что активисты обеих групп были последователями известного российского идеолога джихадизма Саида Бурятского (Александра Тихомирова). Ликвидированный проповедник с Северного Кавказа  имел личные встречи с единомышленниками из Казахстана. Также на одном из видеообращений лидер «Жайшуль Махди» Советбек Исламов напрямую обращается к Бурятскому, демонстрируя СВУ.

 

Рекруты новой формации 

Эти и другие факторы позволили ГКНБ КР заявить, что «Жайшуль Махди», являясь новой формацией террористических организаций, появившейся под влиянием экстремистских идей, распространяемых в Глобальной сети, имели связи с соратниками из Казахстана. А в декабре 2012 года «Солдаты халифата» по инициативе спецслужб Кыргызстана были включены в вышеупомянутый реестр запрещенных организаций наряду с «Жайшуль Махди», а также «Ансаруллох» и «Ат-Такфир Валь-Хиджра». Ранее суд запретил в КР деятельность восьми структур, среди которых «Аль-Каида», движение «Талибан», Исламское движение Восточного Туркестана, Организация освобождения Восточного Туркестана,  Курдский народный конгресс («Конгра-Гель»), «Хизб ут-Тахрир-аль-Ислами», Группа джихада (Союз Исламского джихада) и Исламская партия Туркестана (Исламское движение Узбекистана).

Все это говорит о том, что силовые органы Кыргызстана достаточно серьезно расценивают угрозу, которую в целом представляет «Джунд аль-Халифат», особенно с учетом того, что романтизированный с помощью Интернета облик современного экстремиста привлекает все больше молодых людей. Не случайно бывший председатель ГКНБ КР и вице-премьер правительства Кыргызстана, курировавший силовой блок Шамиль Атаханов, выступая на одном из совещаний, назвал  «Солдат Халифата» «группировкой, действующей в виртуальном пространстве и специализирующейся на идеологической обработке и вербовке новых сторонников».  Пожалуй, если не принять экстренных оперативных мер, то в сети вербовщиков может попасть еще больше рекрутов современного террора.

Канат ИБРАЕВ.



« (Previous News)



Добавить комментарий