Main Menu

IT-технологии как фактор успешности страны. Информатизация высшего образования должна стать двигателем Стратегии устойчивого развития страны

Информатизация в мире идет достаточно быстрыми темпами, это уже необходимое условие эффективной деятельности современного государства. Кыргызстан в течение 2013-2017 годов также намерен повысить значение высоких технологий (IT) и Интернета в работе государственных органов и создать современную систему (электронного)  «е-правительства» для эффективного и менее затратного администрирования.

45Пока состояние информатизации в Кыргызской Республике носит весьма противоречивый характер. На фоне очевидных достижений просматриваются не менее очевидные недостатки: разные уровни готовности министерств, отсутствие должной координации между ними, слабая информатизация образования, здравоохранения. Фактически работа по автоматизации услуг государственных органов и служб находится еще на начальном этапе.

Кыргызстан за год опустился с 115-го на 118-е место в индексе сетевой готовности (2013 год), который служит показателем уровня развития IT-технологий в мире. Отставание государства в области информатизации ведет к появлению нового типа функциональной неграмотности населения, она проявляется через неспособность граждан адаптироваться к новой социальной среде, а государство остается по сути на обочине прогресса.

Широкое обсуждение текущего опыта работы по созданию электронного правительства, проекта закона о е-обращениях, намерение автоматизировать избирательный процесс и многие другие проекты по IT свидетельствуют, что круг должностных и гражданских лиц, осознающих важность внедрения новых информационных технологий, расширяется и  они необходимы для улучшения качества государственных и частных услуг, обуздания коррупции.

Однако все еще не выстроена понятная государственная политика по информатизации, нет единого государственного органа по информатизации, каждое ведомство идет своим путем внедрения IT-технологий, осложняя процесс интеграции автоматизированных систем. Аналогичная ситуация присутствует и в системе высшего образования страны.

Отсутствие в настоящее время единого нормативного документа, координирующего процесс информатизации высшего профессионального образования Кыргызстана, в определенной степени сдерживает развитие университетов. Вузы самостоятельно решают вопросы разработки и внедрения информационных технологий, автоматизации организации и управления учебным процессом.

У наших стратегических партнеров в России и Казахстане информатизация является национальным приоритетом, системообразующим фактором развития общества. IT-технологии оказывают влияние на политическую, экономическую и социальную сферу деятельности государства. К примеру, Госкомвуз Российской Федерации принял Концепцию информатизации высшего образования еще в 1993 году. Она стала основой реализации процессов информатизации высшей школы. В Казахстане также принята Концепция информатизации системы образования (2001 г.).

Масштабная информатизация системы высшего образования Кыргызстана могла бы придать мощный толчок развитию информатизации всего нашего общества. В первую очередь для этого необходимо принять Концепцию информатизации высшей школы страны. Цель IT-технологий состоит в рационализации интеллектуальной деятельности за счет использования новых информационных технологий, радикального повышения эффективности и качества подготовки специалистов, интеграции в международный образовательный процесс.

Аппарат Президента КР создал рабочую группу по антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов в сфере образования в целях разработки рекомендаций по вопросам внедрения превентивных мер. Одним из эффективных средств борьбы с коррупцией в вузе, безусловно, является информатизация системы образования, на которое, хотелось бы надеяться, обратит внимание эта рабочая группа. Внедрение IT-технологий способно обеспечить открытость принимаемых решений, деятельности вуза, участие в управлении большинства сотрудников и студентов. Открывается возможность организации бесконтактной сдачи экзаменов студентами, автоматизации проверки на плагиат магистерских академических диссертаций и дипломных работ выпускников вузов.

Внедрение программы «Антиплагиат» Высшей аттестационной комиссией Кыргызской Республики для сверки подлинности диссертационных работ встретило неоднозначные отзывы. Нашлись оппоненты, считающие программу незаконной и искусственно введенной. Однако последние события в России, вызвавшие большой резонанс в научном мире в связи с лишением 11 ученых степеней доктора и кандидата наук (в их диссертациях обнаружено до 64% плагиата, показывают, что в повышении эффективности экспертизы научных работ и в борьбе с «воровством» интеллектуальных достижений альтернативы информационным технологиям, похоже, просто нет.

В России появилась программа «Диссернет», выполняющая поиск по всему Интернету. Как применяют данные инновационные программы — это отдельный вопрос. Полная автоматизация процесса применения «Антиплагиата» и «Диссернета» без вмешательства человеческого фактора способна исключить коррупцию при проверке научных трудов.

Кыргызстан занимает последнее место среди стран СНГ по изданию книг. Сегодня количество людей, покупающих книги, составляет менее 1% от численности населения, причем на 300 тыс. читателей приходится всего 100 книг. Это в 38 раз ниже, чем в России, и связано с недостаточным финансированием процесса издания. Переход к электронным изданиям — путь к созданию учебных материалов в вузе с низкой себестоимостью, возможность развития изданий на кыргызском языке, которые в настоящее время составляют менее 18 % фонда библиотек по стране.

Создание электронных учебников, автоматизированных образовательных платформ с использованием технологий дистанционного обучения, формирование единого виртуального научно-образовательного пространства обеспечат доступ к качественным образовательным услугам. К тому же это неизбежно приведет к развитию самой формы обучения на расстоянии, более эффективной организации самостоятельной работы студентов, повышению компьютерной грамотности и качества образования. Нельзя не учитывать, что широкомасштабное внедрение информационно-коммуникационных технологий усиливает конкурентоспособность вуза, привлекательность на рынке образовательных услуг.

Назрела острая необходимость под эгидой Министерства образования и науки разработать и принять концепцию информатизации высшего образования Кыргызской Республики. МОиН должно координировать реализацию такой концепции, корпоративно сосредоточив передовые идеи и опыт вузов по информатизации, распространяя их на другие высшие учебные заведения.

Конечно, немаловажно, что информатизацией должны руководить специалисты высокой квалификации в этой области, имеющие достаточный багаж знаний и опыта. Для яркой иллюстрации необходимости соблюдения таких условий можно вспомнить недавно возникшие проблемы при автоматизации Казначейства Кыргызстана или терминала на экопосту при въезде в Балыкчы. Без соответствующих специалистов и высокие технологии не способны работать!

В Кыргызстане, надо признать, процесс информатизации выдвигается сейчас на передний план работы правительства страны. Недавно, 3 июня 2013 года, был создан государственный Центр электронного управления, было заявлено, что необходимо  принять стратегию правительства по внедрению электронного управления на период 2013-2017 годов. Такие шаги нацелены на то, чтобы перейти наконец от хаотичного стремления к скоординированным и систематизированным действиям в процессе внедрения информационно-коммуникационных технологий и электронного управления государством в Кыргызстане.

Система образования должна работать как кластер, а масштабная информатизация высшего образования может послужить движущей силой развития процесса в республике и фактором успешной реализации Стратегии устойчивого развития страны.

Таалайбек  КАРАКЕЕВ,

проректор по научной работе и инновациям КНУ 

им. Ж. Баласагына, доктор 

физико-математических наук.



(Next News) »



Добавить комментарий