Main Menu

У оппозиции слабые позиции

Внесистемная оппозиция пытается дестабилизировать обстановку в Кыргызстане, спекулируя на тему ситуации вокруг золоторудного месторождения Кумтор и требованиях освободить нескольких опальных политиков. Однако эти цели немногочисленной  группы вряд ли осуществимы.

Первый тревожный звонок прозвенел еще 24 апреля 2013 года, когда в центре Бишкека состоялся митинг с требованием денонсировать соглашения с канадской Centerra Golg Inc., занимающейся добычей драгоценного металла на южном побережье Иссык-Куля. Главный  аргумент собравшихся — зарубежная компания работает с нарушением экологических норм; по оценкам оппозиционных сил, ущерб окружающей среде от деятельности канадцев составил 6,7 миллиарда сомов. И в целом, дескать,  заключенный с ней контракт от 2009 года невыгоден экономике Кыргызстана, потому что составлен в пользу недобросовестных инвесторов, ставших монополистами на рынке горнодобывающих услуг. Якобы недополученная финансовая прибыль кыргызской стороны превышает десятки миллионов долларов.

Вторым ультимативным требованием стал пересмотр судебных вердиктов в отношении трех лидеров партии «Ата-Журт» — К. Ташиева, С. Жапарова и Т. Мамытова, осужденных за попытку насильственного захвата власти в октябре прошлого года. А также экс-мэра Н. Тюлеева, обвиняемого в коррупции. В случае отказа властей выполнить эти решения пикетчиков они пообещали начать акции протеста с целью роспуска Жогорку Кенеша и полной смены власти.

Митинг организовали активисты нескольких политорганизаций, которые, по оценкам экспертов, в большинстве своем  являются аутсайдерами в истеблишменте Кыргызстана, не имея реальных рычагов влияния на внутриреспубликанские процессы.

Тем не менее стражи правопорядка были готовы к любым эксцессам, так как организаторы митинга объявили его бессрочным и обещали вывести на площадь Ала-Тоо до 10 000 своих единомышленников, готовых к крайним мерам. Поэтому обеспечить долговременный порядок и гарантировать законопослушность со стороны собравшихся представлялось достаточно сложным делом.

Однако после нескольких часов митинг  в центре столицы, где вместо обещанных 10 тысяч демонстрантов собралось всего около тысячи энтузиастов, свернули. Организаторы не добились реакции от правительства и  ЖК, не нашли и ожидавшейся поддержки горожан, которые в основной своей массе, кстати, крайне негативно относятся к различным акциям протеста в Бишкеке. Из более чем двух тысяч митингов и шествий, зафиксированных в прошлом году, большая часть пришлась как раз на столицу, нарушая сотням тысяч граждан привычный ритм жизни, транспортного передвижения,  гарантии личной безопасности и сохранности бизнеса.

В итоге они приняли решение начать мероприятия с целью оказания давления на власти с регионов, а уже потом перебазировать протестующие массы в Бишкек. Именно так предпосылки новой революции могут получить практическое  воплощение.

Действительно, и мартовские события 2005 года, приведшие к свержению режима Аскара Акаева, и апрельские 2010-го, вызвавшие крушение правления Курманбека Бакиева,  начались с брожения народа в районах. В первом случае — с захвата зданий местного самоуправления в Джалал-Абаде, во втором — в Таласе, именуемых ныне «колыбелями революций».

Последние события полностью укладываются в сформированный оппозиционерами сценарий. 

1. Вначале предпринята попытка блокировать трассу на рудник «Кумтор» в Джеты-Огузском районе и обесточить работу золотодобывающего предприятия. При попытке разгона толпы силами правоохраны и спецназа произошли неизбежные столкновения, в которых пострадало более 50 человек с обеих сторон. В результате решительных мер  удалось восстановить порядок и тем самым предотвратить дальнейшую эскалацию насилия и попытки установления нелегитимных форм власти на южном побережье Иссык-Куля.

2. Сторонники оппозиционных сил, базирующиеся на юге республики, попытались взять бразды правления и в Джалал-Абаде, выдвинув даже кандидатуру самостийного губернатора. Потом была перекрыта  стратегическая трасса Бишкек — Ош, что вызвало временный коллапс.

1. Не исключено, что оппозиционеры попытаются использовать как предлог для дальнейшей мобилизации антиправительственных сил имеющиеся болевые точки и в других регионах Кыргызстана. Среди них могут быть задействованы и эксплуатированы такие популярные тренды, как протест жителей Баткенской области против нерешительности властей в вопросе урегулирования приграничных проблем с Узбекистаном и Таджикистаном, постоянно приводящих к стычкам дехкан. Или недовольство жителей Таласского массива деятельностью иностранных золотодобытчиков на местных карьерах, в частности на Джеруйском месторождении, которых подозревают в нечистоплотности.  Либо протестные настроения в Чуйской области, где многие жители ратуют за максимальное форсирование вопроса с выводом американского Центра транзитных перевозок из аэропорта «Манас», не дожидаясь оговоренного срока —  2014 года…

Однако, по мнению многих наблюдателей, попытки оппозиционеров реально расшатать обстановку в Кыргызстане  практически не имеют шансов на успех по целому ряду причин:

1. Власти Кыргызстана вопреки ожиданиям оппонентов проявили неожиданную оперативность в подавлении беспорядков. Вместо привычных увещеваний и попыток переговоров руководство страны экстренно ввело чрезвычайное положение в Джеты-Огузском районе и установило там комендантский час. Не оправдалась и их надежда на то, что достаточно деморализованные после событий апреля-июня 2010 года силы безопасности КР будут способны выполнить приказ без оглядки на возможные негативные оценки и последствия в глазах общественности…

Было заявлено, что всех организаторов и участников групповых беспорядков привлекут к ответственности. Ряд зачинщиков этих инцидентов уже установлен, в  котором, в частности, мелькают и местные криминальные авторитеты, традиционно привлекаемые организаторами к мобилизации маргинальных групп и использованию их в антиобщественных деяниях.

Тем самым республиканское руководство дало четко понять лидерам мятежных движений, что не собирается идти на поводу у тех деструктивных сил, которые, прикрываясь лозунгами о народовластии или же требованиями о свободе выражения взглядов, способны разрушить хрупкую стабильность в обществе и нанести серьезный урон экономике Кыргызстана. Ведь акции протеста  грозили остановкой канадско-кыргызского СП, чья деятельность обеспечивает до трети поступлений в госбюджет, а также срывом курортного сезона в Прииссыккулье, на который всегда делается серьезная ставка.

2. Большинство экспертов в целом положительно восприняли жесткие действия Президента и правительства, расценив их не как банальную попытку удержать власть, на чем  настаивает оппозиция, а как вынужденную и давно ожидаемую населением меру по восстановлению конституционного порядка. А эти оценки, к которым прислушиваются очень многие кыргызстанцы, формируют в обществе позитивное восприятие решительности руководства страны и даже потенциальную готовность их практической поддержки. Не случайно стали раздаваться призывы  лидеров различных региональных общин организовать контрмитинги против акций оппозиции. Причем они инициируются на местном уровне без прежнего воздействия или стимулирования со стороны власть предержащих, как то имело место быть в прежние годы.

3. На настроения граждан повлияло и выступление экс-президента Розы Отунбаевой, по-прежнему пользующейся доверием многих групп населения. По ее версии, последние события были сманипулированы и спонсированы «прежними» и «сидящими», то есть командой  К. Бакиева, не оставляющего идеи реванша, и осужденными вожаками «Ата-Журта», которых давно подозревают в тайных связях с «минским беглецом». А оппозиционные силы стали ревностными исполнителями их планов. Выступить против реанимации прежней системы правления и возвращения Бакиева готово большинство групп населения, как и против активизации пробакиевских сил. Причем выступить могут не только общепризнанные силы или активисты неправительственного сектора, но и в большинстве своем аполитично настроенные бишкекчане и представители других социальных групп, редко участвующие в политпроцессах.

4. Оппозиционеры, уже продемонстрировавшие в Джеты-Огузе и Джалал-Абаде готовность отстаивать отнюдь не заявленные «общенародные», а свои узкокорыстные цели, могут столкнуться и с сопротивлением влиятельных групп, входящих в состав правящей коалиции большинства в Жогорку Кенеше и лоббирующих интересы своих партийных ставленников по всей республике. Вряд ли они останутся в стороне в случае попыток насильственной смены своих кадров в регионах. Стоящие за ними единомышленники представляют собой серьезную и весьма многочисленную силу, которую оппоненты власти не могут не учитывать.

5. Высказываются отдельными экономистами и такие гипотезы, что внешними силами, заинтересованными в смене руководящего состава на Кумторе,  могут выступать некоторые транснациональные корпорации международного масштаба, которые намерены взять контроль над этим богатым месторождением в обмен на соответствующие гарантии со стороны оппозиции. Для этого требуется лишь материально простимулировать оппонирующие силы для обеспечения своего  прихода к власти и выполнения обязательств. Ведь все прекрасно осознают, что собственными силами возобновить работу на национализированном предприятии нынешним властям Кыргызстана просто нереально, для этого потребуется новый инвестор международного масштаба, способный обеспечить бесперебойную добычу золота в пользу себя и тех сил, что помогли приватизировать стратегический объект. Для  стимулирования  же активности оппозиции, по меркам Кыргызстана, требуется совсем немного средств: несколько десятков миллионов долларов вполне способны стать мотивацией для хаоса и серьезно подорвать стабильность в стране.

…В целом, несмотря на остроту социально-общественных, финансово-экономических, внешнеполитических, гуманитарных  и других многочисленных проблем, эксперты все же склоняются к мнению, что население страны в большинстве своем еще не достигло той точки кипения и критической массы, при которой возникает неизбежность революционной ситуации, способной привести к свержению официальной власти. Для этого требуются  гораздо более серьезные факторы, нежели те, на которые опирается нынешняя внесистемная и слабо организованная оппозиция, к тому же ее позиции были сильно ослаблены за последние дни, в чем оппонентам власти некого винить, кроме самих себя.

Канат ИБРАЕВ.



(Next News) »



Добавить комментарий