Main Menu

ЧС: предупрежден — значит вооружен

Сегодня Министерство чрезвычайных ситуаций осуществляет свою деятельность по разным направлениям. Его подразделения проводят специальные превентивные мероприятия на потенциально опасных участках, где существует  угроза природных катаклизмов. Специалисты МЧС  ведут подготовку к проведению международных учений с участием  спасательных сил ШОС. Также прогнозируются природные вызовы и угрозы на территории республики. 

Мы попросили министра  чрезвычайных ситуаций КР Кубатбека БОРОНОВА подробнее рассказать о работах по предупреждению чрезвычайных ситуаций в стране. 

1— Согласно плану-прогнозу (заявке)  на проведение специальных превентивных ликвидационных мероприятий на 2013 год, по республике в него  включено 203 объекта ориентировочной стоимостью 81,059  млн. сомов. Это берегоукрепительные, аварийно-восстановительные мероприятия, укрепление защитных дамб, что поможет минимизировать последствия чрезвычайных ситуаций природного характера. Фактически работы  проводились на 119 объектах.

— Международное сотрудничество… Какие перспективы у вашего ведомства в этом плане?

— Мы продолжаем работу в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Отрабатываем вопросы взаимодействия в этой области, изучаем опыт и обмениваемся им, проводим стажировки специалистов, реализуем совместные проекты.

В мае в Женеве прошла IV сессия Глобальной платформы по сокращению рисков стихийных бедствий, в которой приняла участие делегация МЧС КР. В  ее рамках я встречался с представителями международных и неправительственных организаций, а также с главами чрезвычайных ведомств других стран.

Обсуждались такие вопросы, как  рассмотрение  Кыргызстана в качестве приоритетной страны в новом программном цикле на 2014-2017 годы, открытие объединенного склада для гуманитарного реагирования на территории Ферганской долины, присоединение стран Центральной Азии и Кавказа к Центру чрезвычайных ситуаций и снижения рисков бедствий в Алматы.

Тогда же здесь прошла  церемония подписания соглашения между  правительствами  Кыргызской Республики и Республики Казахстан  о создании Центра чрезвычайных ситуаций и снижения риска бедствий, основная цель которого — повышение качества  обмена оперативной информацией при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Прошли также  встречи с главами чрезвычайных ведомств  Афганистана, Южной Кореи и Монголии по этой же тематике.

Как известно, в последние годы происходит расширение зон возникновения чрезвычайных и кризисных ситуаций, которое постепенно приобретает трансграничный характер, охватывая все большие территории и причиняя непоправимый ущерб населенным пунктам, промышленным объектам и  сельхозугодьям, но, что самое огорчительное, они приводят к человеческим жертвам. Наиболее актуальными проблемами при этом являются нехватка базы материально-технических резервов, подготовленных для оперативного гуманитарного реагирования, и недостаточное взаимодействие чрезвычайных ведомств сопредельных стран.

Если учитывать расположение Кыргызской Республики и сопредельных государств в зонах повышенной сейсмической активности, не приходится сомневаться в необходимости координации сил и создания общей базы резервов для совместной работы по предупреждению и своевременному реагированию на чрезвычайные ситуации.

Так, например, в ходе работ по ликвидации разрушительного землетрясения в селе Нура Алайского района 5 октября 2008 года одной из важнейших проблем  стало хранение  поступившей гуманитарной помощи. Ввиду отсутствия необходимых складских помещений международные организации и представители местных властей были вынуждены обратиться в МЧС КР с просьбой обеспечить их сохранность.

Июньские события 2010 года также подтвердили необходимость создания централизованных складских помещений, оснащенных новым высокотехнологичным оборудованием, для соблюдения норм и правил хранения товарно-материальных ценностей, пищевых продуктов, медикаментов и других видов помощи.

В настоящее время министерство принимает активные меры по совершенствованию и расширению объединенных складов по всей республике.

— Как вы уже отмечали, одна из важнейших задач МЧС — это проведение мероприятий по  предупреждению и ликвидации ЧС трансграничного характера…

— Прежде всего это берегоукрепительные работы по левому руслу  реки Чу. В настоящее время на ней 39 потенциально опасных участков,  где сохраняется и усиливается угроза населению и территории Чуйской области. Мы завершили аварийно-восстановительные работы по устройству защитной дамбы на реке Чу в районе с. Нижне-Чуйского Сокулукского района. Построено 6 шпор общей протяженностью 219 погонных метров. В целом с 1996-го по 2011 год проведены аварийно-восстановительные и берегоукрепительные работы на 11 участках по левому берегу реки.

— Ваше министерство занято также прогнозированием и мониторингом  чрезвычайных ситуаций, какие из них наиболее распространены?

— Кыргызстан  расположен на большей части горной системы Тянь-Шаня и северных районов Памира, где более 90% территории находится выше 1500 м над уровнем моря. Она характеризуется высокой сейсмичностью, сложностью геологического строения, большой расчлененностью рельефа с чередованием  горных хребтов и впадин.  Поэтому наиболее типичные чрезвычайные ситуации — это селевые и паводковые потоки, сход снежных лавин, землетрясение, повышение уровня грунтовых вод  и т. д.

За четыре месяца 2013 года Департамент мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций провел  752 обследования опасных природных процессов на территории республики.

Добавлю, что  мы подготовили и выпустили областные и районные прогнозные материалы на 2013 год, а также издали книгу «Мониторинг и прогноз  возможной активизации опасных процессов и явлений на территории Кыргызской Республики на 2013 год». Это уже десятое ежегодное издание.  Электронный вариант прогнозных материалов получили все органы местного самоуправления (айыльные аймаки) на территории республики.

С 2002-го по 2012 год от опасных природных процессов и явлений пострадали 28 168 семей, из них отселены 13 910,  остаются на местах 12 115. Основные причины неисполнения  предписаний о неотселении —  недостаточное финансирование хозяйствующих субъектов, мизерный размер льготной долгосрочной ссуды, а также отсутствие земельных участков, пригодных для строительства жилья.

— Кубатбек Айылчиевич, какие работы проводятся по оповещению населения в случае угрозы возникновения  чрезвычайных ситуаций?

— Одной из важных составляющих в вопросах повышения готовности Государственной системы гражданской защиты (ГС ГЗ) КР является применение инновационных информационных технологий, заложенных в Единой информационно-управляющей системе (ЕИУС), в чрезвычайных и кризисных ситуациях. Это обусловило создание специальных телекоммуникационных систем, в задачи которых входит организация оказания помощи независимо от вида и масштабов ситуации. Основу системы составляют современные средства обработки информации, связи и передачи данных.

Для решения задач по обеспечению комплексной безопасности, защиты населения и территорий республики от ЧС правительство  возложило их решение на наше ведомство как на орган постоянного управления Государственной системы гражданской защиты Кыргызской Республики.

Создание и развитие компонентов ЕИУС предусмотрено Национальной стратегией устойчивого развития Кыргызской Республики на 2013-2017 годы и Планом реализации Стратегии комплексной безопасности населения и территорий Кыргызской Республики в чрезвычайных и кризисных ситуациях до 2020 года. У нас, например,  есть договоренность с сотовыми операторами Кыргызстана,  что вся оперативная, штормовая информация передается абонентам на безвозмездной основе.

Мы также провели учебно-тренировочный запуск электросирен С-40 для проверки их технического состояния. Сигнал подается способом включения сирен, прерывистых гудков, транспортных и других средств через установки громкоговорящей связи. Таких на территории Бишкека установлено 129.

Для оповещения населения  о природных катаклизмах мы  сотрудничаем и со СМИ.

Беседовал Сергей ИВАНОВ.







Добавить комментарий