Main Menu

Чистота, комфорт, тепло!

Более 25 тысяч детей в 41 школе и 12 детских садах в Ошской, Джалал-Абадской и Баткенской областях теперь сидят за новенькими партами, моют руки в сияющих умывальных комнатах и посещают недавно построенные безопасные уборные. Это стало возможным благодаря помощи правительства Японии, оказанной по проекту ЮНИСЕФ «Улучшение условий обучения детей в образовательных учреждениях Кыргызстана».

3Недавно посол этого государства в Кыргызстане Такаюки Коикэ посетил Ошскую область и осмотрел несколько учебных заведений, в которые поступила мебель, где вставлены в окна энергосберегающие стеклопакеты, обустроены и построены     санузлы и туалеты (в селах такие, напомню, всегда на улицах). Вместе с ним на объектах побывали представитель ЮНИСЕФ Джонатан Вейтч и группа журналистов. За день мы объездили три школы в Наримановском айыльном округе Кара-Сууйского района (территориальная близость их между собой стала причиной выбора для визита).

Гостей в них встречали по сложившейся традиции: чистотой и блеском, строем нарядных учеников, хлебом-солью, стихами, песнями, танцами, выставками рисунков и поделок и так далее. К сожалению, слегка подвела дождливая погода. В этот день в районе из-за ветра и обрыва проводов пропало электричество, так что администрациям учреждений пришлось воспользоваться генераторами, чтобы концерты все же состоялись. А в классах только в окна лился тусклый дневной свет.

8

Первым делом мы наведались в школу № 69 им.       Ч. Айтматова в селе Зарбдар. Здесь главы органов местной власти, дипломат и представитель структуры ООН выступили с речами, после чего детишки принялись исполнять национальные танцы разных этнических групп, проживающих в Кыргызстане: кыргызский, узбекский, корейский с веерами и так далее.

Это заведение, имеющее статус образовательного комплекса (детсад, школа и гимназия), в нынешнем здании располагается с 1971 года. В одиннадцатилетке учатся 1 154 ребенка. В апреле сюда поступили 48 комплектов парт со стульями для средних классов, 24 комплекта — для начальных, 6 учительских столов со стульями, столько же досок и книжных полок — все на общую сумму $7 491. А на замену окон, строительство двух раздельных туалетов для мальчиков и девочек, умывальной и системы септики, установку водонапорной башни затрачено       $91 937.

Как рассказал нам директор Авазбек Хаджибабаев, здесь уже второй год как апробируют полилингвальное (многоязычное) обучение: то есть какие-то предметы преподаются на русском или кыргызском, какие-то — на узбекском. Обеспеченность учебниками составляет 82%. Как выяснилось, в школе есть кружок журналистики, маленькие участники которого раз в месяц выпускают стенгазету, рассказал мне учащийся 7-го класса Жамшид Юлдашев, который сам пишет новости о жизни альма-матер: например, о соревнованиях  команд КВН  и так далее.5

4Следующим пунктом нашего маршрута стала школа № 103 в селе Кызыл-Мехнат. Ее здание стоит с 1978 года. В настоящее время в ней учатся 373 ребенка на кыргызском и узбекском языках. Кыргызскоязычный класс  открыли в прошлом году, и числятся в нем узбеки, потому что 90% сельчан — представители этой этнической группы. Как пояснил заведующий Кара-Сууйским районным отделом образования Рахманберди Назаров, в этом районе — самом большом в Ошской области — ныне 27 узбекскоязычных и 89 кыргызскоязычных одиннадцатилеток. Прежде была 41 школа с узбекским (единственным или одним из языков обучения). Но в смешанных закрылись     узбекскоязычные классы, потому что ученики либо перешли в кыргызскоязычные, либо в другие общеобразовательные учреждения. А во всех узбекскоязычных школах открылись кыргызскоязычные классы, как сказал мой собеседник, по просьбе родителей детей: чтобы те лучше знали государственный и могли устроить свое будущее. Преподаватели для этого обучились на курсах, взяли и новых учителей. По словам директора Баходиржона Абдусаматова, обеспеченность учебниками — 85%.

Это учебное заведение получило в дар от правительства Японии столько же парт, стульев, учительских столов, досок и книжных полок, как и предыдущее. А вот бюджет строительно-монтажных работ составил $68 338.

И, наконец, последний увиденный нами объект — одноэтажное здание школы №18 им. Р. Халбаева в селе Тажик-Абад. Его построили в 2001 году местные жители, но ашарным методом, поэтому кровля уже нуждалась в замене. Благодаря японскому гранту удалось сделать новую крышу, установить теплые окна, построить туалеты и умывальные комнаты, водонапорную башню и проложить водопровод. На это ушло $ 92 906 020. А стоимость мебели (47 комплектов парт со стульями для средних классов, 13 — для начальных, по 5 учительских столов со стульями, досок и книжных полок) равна $ 6 242.

2

 

В этой одиннадцатилетке учатся 252 ребенка на кыргызском и узбекском языках.

Директор Нуржан Исраилова так же, как и ее коллеги в других учебных заведениях, провела гостей по учебному и столовому корпусам, показала новый туалет. Стоит отметить, что возведением занималось ОсОО «Ошское инженерное строительство», обеспечив работой 20 человек и закупая местные стройматериалы, это  еще одна польза от проекта.

Во всех трех школах в умывальных комнатах теперь сияющие раковины, в кранах — вода, будет где ребятам мыть руки, чтобы не подцепить заразу. А нужники, выкрашенные в голубой и белый цвета, не чета прежним: ветхим, без дверей, с перегородками в одной комнате. Теперь все конфиденциально — отдельные кабины с дверями, бетонный пол с небольшим отверстием. Это показалось мне безопасным, ведь буквально недавно в Кочкоре в Нарынской области первоклассник погиб, провалившись в выгребную яму школьного туалета.

1

И что очень важно — сделаны кабины для лиц с ограниченными возможностями здоровья — с пандусами и перилами снаружи, с унитазом внутри. Надеюсь, это станет хорошим уроком для директоров образовательных учреждений и руководителей сферы образования и они установят пандусы (достаточно ведь даже двух крепких досок) и на ступеньках крылечек главных корпусов: дети-то приезжать на колясках будут за знаниями! Хотя очень хочется, чтобы все ребятишки в районе были здоровы и пандусы никогда не понадобились.

Правительство Японии выделило Детскому фонду ООН (ЮНИСЕФ) грант в $ 4 678 570 для поддержки нашего Министерства образования и науки в целях улучшения обучающей среды в рамках Соглашения о сотрудничестве между этой структурой и правительством КР. План помощи включает ремонт отопительных систем, классов, постройку туалетов и умывальных комнат, обеспечение мебелью и учебно-методическими материалами. Предусматривается активное участие детей, учителей, родителей и сельчан в восстановлении и поддержании дружелюбной к ребенку школьной среды и внесение таким образом вклада в сохранение мира и толерантности среди детей.

Стоит отметить, что преподаватели обучились пропаганде гигиены и получили Руководство для учителей по обеспечению долгосрочного устойчивого развития. Информационно-обучающие мероприятия по гигиене прошли в школах по случаю празднования Всемирного дня воды. А работы по повышению осведомленности ребятни о безопасном поведении, мерах по сокращению рисков, а также развитию потенциала учителей и местных властей начались в мае прошлого года. Предусмотрена раздача соответствующих учебно-методических материалов. Работники администраций и школьники улучшат свои познания и навыки Основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) и правил безопасного поведения в случае ЧС. В рамках проекта будет организован и школьный лагерь в июне, а в сентябре отпразднуют Всемирный день мира.

7

… Во дворе школы № 103 в Кызыл-Мехнате обращаюсь к стайке малышей с вопросами, моют ли они руки перед едой и после туалета и почему необходимо это делать? «Чтобы не было микробов», — робко отвечают они.

Уборные — это не просто отхожие места, не нечто постыдное, второстепенное, а необходимость. Не стоит стесняться говорить об этом снова и снова: ведь от их состояния зависят здоровье и даже жизни наших маленьких граждан. Теперь благодаря зарубежным донорам в клозетах учебных заведений на юге чистота и красота. Но дело за администрациями и самими учениками. И если прежде они бы и рады были блюсти санитарию и гигиену на должном уровне, да перебои с водой не позволяли (по словам Джонатана Вейтча, только 60% сельских школ имеют доступ к воде), теперь, надеемся, такие проблемы остались в прошлом.

Алия МОЛДАЛИЕВА.

Фото автора.

 

 







Добавить комментарий