Main Menu

«ВОЗБУЖДЕННЫЕ МАССЫ ВРЯД ЛИ ГОТОВЫ СЕЙЧАС ПРИСЛУШАТЬСЯ К СПОКОЙНОМУ ГОЛОСУ РАЗУМА»

Во все времена наука, несмотря ни на какие потрясения, держалась на фундаменте, который состоял из настоящих ученых, до фанатизма преданных своему делу. Несмотря ни на что, они превыше всего ставили науку. Регалии, звания и прилагаемые к ним слава и почет для них имеют второстепенное значение. К такому типу людей по праву можно отнести и Искендера Жумабаева. Кандидат филологических наук, научный сотрудник НАН КР, он один из литературных авторитетов страны.
Его стихией являются исследование и осмысление истории и литературы. Неординарны его суждения о состоянии нашего общества, развитии страны, нравственных ценностях нынешнего поколения…
Впрочем, лучше послушать нашего героя…

DOS_5663— Хочется начать наш разговор с самой актуально темы для всего общества — что происходит сейчас в Кыргызстане? Будто все общество охватило протестное настроение. Все чем-то недовольны. Все оппозиционные политические  силы видят  в жизни только черное. Как вы считаете, с чем это связано?

— Кыргызстан  находится  в состоянии тяжелейшего  социального и экономического кризиса. Затянувшаяся борьба за власть, свержение двух президентов, жестокая схватка за собственность между представителями так называемой национальной элиты затормозили самые неотложные шаги экономической реформы. Все это  отражается на настроении  людей, которые не видят позитивных тенденций, не находят возможности созидательного приложения своих сил. К тому же наше общество излишне политизировано и возбуждено непрерывными призывами политических партий и их лидеров к митингам, протесту, борьбе за «справедливость». К сожалению, большинство простых людей не может понять, что за этими призывами стоят меркантильные интересы определенных людей и клановых групп.

— В такое непростое время представители интеллигенции одними из первых должны были бить в колокола. Хотя бы выражать обеспокоенность в отношении процессов, происходящих в стране. Но, как мы видим, она бездействует и напоминает глухонемого, который ничего не слышит…

— Обычно в смутные  времена, наподобие того, что мы переживаем сейчас, голос интеллигенции заглушается голосом площадей, митингов, шествий, оружейными выстрелами. Поэтому возбужденные массы вряд ли готовы сейчас прислушаться к спокойному голосу разума. К тому же наша творческая и научная интеллигенция плоть от плоти собственного народа и мыслит в тех же понятиях, что и большинство людей. Среди них трудно найти высоких интеллектуалов, живущих исключительно духовными интересами. Если такие люди и  есть, то они  задвинуты в угол и их голоса мы не слышим. Личностей такого склада, как Ф.Достоевский или Л.Толстой, у нас нет, но фигур такого масштаба сейчас мы не видим и в России. Поэтому не приходится удивляться тому, что интеллигенция наша занята в основном  интересами своего цеха, а то и вовсе собственной персоной. Они тоже люди и тоже хотят жить…

РАДЕТЕЛЯМИ НАЦИОНАЛЬНОГО ЯЗЫКА ВЫСТУПАЮТ ЛЮДИ, НЕ СВЕДУЩИЕ В ЭТОЙ ОБЛАСТИ

— Не могу не задать вопрос о государственном языке. Он  стал коньком у некоторых политиков для  повышения значимости их персон. Я не говорю о  национал-патриотах, которые стремятся постоянно раскачивать эту тему…

— Государственный язык у нас и все прочее стали орудием политической борьбы. Посмотрите на тех, кто наиболее рьяно будирует этот  вопрос с пеной у рта, «борется» за его интересы. Среди них я не вижу глубоких знатоков кыргызского языка, ученых-лингвистов, создавших серьезные научные труды, или писателей, чьи сочинения отмечены особыми достоинствами стиля. Основными радетелями национального языка выступают люди, не сведущие в этой области, которые просто хотят включиться в политические процессы. Для них главное  — ввязаться в «драку», а там видно будет…

ЧТОБЫ ХОРОШО ЖИТЬ, НАДО РАБОТАТЬ, А НЕ ЖДАТЬ ПОМОЩИ У ГОСУДАРСТВА  

— Отдельные политики стремятся доказать, что главная беда Кыргызстана — в отсутствии четкой национальной идеологии.  Предпринимаются попытки  использовать идеи, заложенные в эпосе «Манас». Порою доходит до того, что некоторые упоминания  в произведениях народного творчества  берут за основу   утверждения исторической доктрины, исключительности титульной нации? Чем можно объяснить такие явления?

— Что касаетя национальной идеологии, то  ее у нас «заболтали» — много чего сказано, но с  идеями, указывающими магистральное направление развития государства и народа, так и не определились. Но такая ситуация наблюдается не только у нас — в других постсоветских республиках, в том числе и в России, сетуют на то же самое.

На мой взгляд, в нашем общественном сознании идет поиск не практически действенных, реалистических идей, а нового  мифа вместо утраченного советского о самом справедливом государстве, о      непрерывном улучшении жизни людей, о светлом будущем… Правда, в советское время люди на самом деле имели твердые социальные гарантии и могли не беспокоиться о своем будущем, но идеологических мифов, направленных на обеспечение душевной эйфории людей, было немало. Была создана особая советская картина, состоящая из сложного переплетения элементов действительности и мифа. Советская идеологическая система работала на очень высоком уровне, который не сравнить с уровнем наших нынешних идеологов. Эти мифы сейчас утрачены, а новых сказок, успокаивающих души, не придумано. Чувствуются пустота, разобщенность людей… Вот и ищут сказку повсюду, в том числе и в эпосе «Манас».  Людям трудно примириться с  суровой реальностью. Для этого требуется много мужества и здравомыслия.

Что касается идей, вокруг которых должны объединиться наши люди, чтобы сохранить и развивать наше государство, то их постоянно диктует сама жизнь. Это, во-первых, идея стабильности. Без нее наше хрупкое государство распадется под воздействием внутренних разрушительных сил без всякого воздействия извне. Во-вторых, это социальная активность, прежде всего экономическая, хозяйственная. Люди должны понять, для того чтобы хорошо жить, надо действовать, а не ждать помощи от государства. И, наконец, надо преодолевать наследие социализма, недостаток частной инициативы и опыта предпринимательства. Надо активно приспосабливаться к условиям рыночной экономики, перенимать опыт развитых стран именно в сфере частного предпринимательства. Проще говоря, надо учиться у них открывать  и развивать собственное дело.

Если наш народ и наше государство сумеют реализовать эти три идеи: стабильность, действия и освоение опыта предпринимательства, то этого, на мой взгляд, достоточно для выхода из нынешнего критического состояния.

БОЛЬШОЕ ВИДИТСЯ НА РАССТОЯНИИ

—  «Литература уходящая» — так вы  назвали свою новую книгу. Почему?

— Книга названа так потому, что посвящена литературе советского периода, от которой нас отделяет все большая временная дистанция. Эта дистанция позволяет посмотреть на нее по-новому, переосмыслить и переоценить многие факты и явления. С течением времени многие частные детали отходят на задний план, отчетливее вырисовываются основные контуры. Как говорится, большое видится на расстоянии…

— Развитие  информационных технологий оттесняет литературу. Каково нынешнее положение литературы в новом обществе?

— Да, место литературы в жизни общества меняется, к сожалению, не в лучшую сторону. Сейчас еще трудно сказать, какое место она занимает в духовной жизни людей в новых условиях. Видимо, она уже никогда не будет играть такой важной роли, как при советском строе. Но она обязательно сохранится, в этом можно не сомневаться.

— Не секрет, что общество сильно деградирует под влиянием масс-культуры. Духовные ценности прежнего общества  изменились. Наша так называемая  элита  — деятели культуры и искусства — молча наблюдает за происходящим и не может ничего противопоставить. В чем причина?

— На этот вопрос я уже  частично ответил.  Переход к новой исторической формации проходит у нее очень болезненно. Когда отмирает любой организм, в том числе общественный, процессы разложения неизбежны… Будем надеяться на новые ростки. После осени и зимы должна наступить весна. Что касается массовой культуры, то  противостоять ей бессильны не только у нас, но даже в процветающих  странах. По-моему, это практически невозможно. Просто культура  теперь сама будет расслаиваться на массовую  и элитарную в зависимости от потребления.

— Как вы думаете, какова роль литературы в современном обществе?

— Литература еще не нашла определенного места в условиях переходного периода, но она его ищет, пытается приспособиться, обратить на себя внимание. Об этом свидетельствуют попытки  пересадить на нашу почву новые жанры, которых у нас раньше не было. Например, такие как триллер, авантюрная, приключенческая, эротическая литература… Но в целом о месте литературы можно судить по такому простому  показателю, как количество книжных магазинов в нашем городе. По-моему, тут все ясно…

— Каково нынешнее состоянии кыргызской литературы, чем дышит писательская братия? Есть серьезные  молодые писатели, подающие надежды?

— Состояние кыргызской литературы, конечно же, нелегкое.  Давно известно, что  в условиях рынка литературе и всей духовной культуре небольших народов, таких как мы, выжить  очень трудно. Поэтому требуются специальные программы для ее поддержания со стороны государства, общественных организаций, а также меценатов, состоятельных людей, неравнодушных  к духовным ценностям. Что касается самой литературы, то охарактеризовать общую картину ее состояния одним словом очень трудно. Она находится в процессе адаптации, поиска. А молодые талантливые писатели будут появляться обязательно! В этом можно не сомневаться.

Беседовал 

Олжобай Шакир,

24кg.






Добавить комментарий