Наша газета раскрыла военную тайну американцев
13 июня в Центре транзитных перевозок «Манас» состоится традиционная церемония смены командования. Но если для других СМИ персона нового отца-командира 376-го авиаэкспедиционного крыла ВВС США все еще остается манящей загадкой, то наш корреспондент смог еще неделю назад выяснить, кто именно заменит нынешнего полковника Кори Мартина, участника афганской и иракской кампаний. Согласно нашим источникам, к «инаугурации» готовится опытный полковник Джон Миллард, приписанный к авиабазе в Сан-Франциско, Калифорния.
Через тернии к полковничьим звездам
Джон — профессиональный рубака. В 2003-2004 годах обучался в Air Command & Staff College на базе “Максвелл”, штат Алабама, который готовит военнослужащих. Причем как для Пентагона (сухопутной армии, ВВС, ВМС, морской пехоты), так и для более чем 65 стран-партнеров.
Это позволило Милларду с 2006-го по 2008 год возглавить одно из мобильных подразделений авиабазы МакГуайер в штате Нью-Джерси. Авиаузел известен тем, что его сотрудники участвовали в эвакуации беженцев и личного состава из Косово (экс-Югославия), Ливана (в ходе войны между Израилем и радикальной организацией «Хезболла»), пострадавших от ураганов «Катрина» и «Рита» в Америке, был перевалочным пунктом после терактов 11 сентября 2001-го в Нью-Йорке, использовался в других миссиях.
А в 2008-2009 годах Джон Миллард шлифовал знания в знаменитом Naval War College в городе Ньюпорт, штат Род-Айленд. А знаменит колледж тем, что является одним из старейших заведений в мире по подготовке военно-морских и иных кадров, насчитывая 125-летнюю историю. С 1885 года выпущено более 50 тысяч курсантов, многие из которых стали крупными чинами в сфере национальной обороны и безопасности США. Около 300 магистров сейчас носят погоны генералов и адмиралов.
После этого полковник Миллард стал шефом аэромобильного командования группы действия Военно-воздушных сил на авиабазе «Скотт» в Иллинойсе и главой 618-го центра воздушных операций. А с июля 2011 года является командующим 60-й оперативной группы ВВС.
Теперь вот ему предстоит служить в Кыргызстане в ЦТП, который считается крупнейшей транзитной базой по обеспечению операции «Несокрушимая свобода», перебрасывает людей и грузы в Афганистан и обратно, а также занимается воздушной дозаправкой боевых самолетов с помощью летающих танкеров.
Но остается главный вопрос: станет ли этот Джон Миллард последним в истории базы «Манас» командиром, который и займется летом следующего года намеченным выводом милитаристского контингента из Кыргызстана, или его сменит очередной ставленник Вашингтона и ЦТП спокойно продолжит свою эпопею?
Чемодан — вокзал — Майами?
Как известно, недавно власти нашей республики предприняли практические шаги по окончательному закрытию американского форпоста. И правительство надеется, что депутаты Жогорку Кенеша поддержат это решение.
21 мая кабмин Жанторо Сатыбалдиева принял Постановление от 8 апреля 2013 года №176/1. Оно касается денонсации двух соглашений о сотрудничестве между КР и США относительно базы, подписанных 22 июня 2009 года в Бишкеке еще в бытность Курманбека Бакиева.
По мнению экспертов, этот демарш служит наиболее ярким показателем того, что руководство страны настроено очень решительно. То есть ранее звучавшие предупреждения официального Бишкека о намерении закрыть место дислокации бастиона ВВС США готовы воплотиться в жизнь.
Согласно процедуре, указанный законопроект теперь рассмотрят депутаты ЖК, где его представит вниманию депутатов министр иностранных дел Эрлан Абдылдаев. На главу МИДа также возложена миссия уведомить Уайт хаус о денонсации договоров.
Парламент обязан принять этот законопроект в трех чтениях и затем уже направить на подпись Президенту Алмазбеку Атамбаеву. Надо полагать, что глава государства, постоянно и на всех уровнях уже несколько лет высказывающийся за расторжение контрактов с Пентагоном, подпишет этот документ, после чего его опубликуют. Именно с этого момента соглашение с американской стороной окончательно потеряет свою силу. По прогнозам, все процедуры должны завершиться до 11 января 2014 года.
Однако не исключено, что как раз на этапе рассмотрения этого законопроекта в стенах ЖК и могут возникнуть различные коллизии. США крайне заинтересованы сохранить свою базу как центр влияния в регионе и инструмент противодействия растущему воздействию России в лице ОДКБ и Китая в формате ШОС. При этом будут использоваться традиционные лозунги о необходимости продолжения совместной кыргызско-американской борьбы с международным терроризмом, что эти усилия высоко оцениваются администрацией Белого дома и являются гарантом того, что Вашингтон в качестве ответной благодарности готов и впредь поддерживать Бишкек в сфере внешней политики и внутренних реформ, что ЦТП является сдерживающим фактором для экстремистских сил, базирующихся в афгано-пакистанской зоне, и т.д.
Деньги, тем более доллары, не пахнут!
Немаловажный аргумент — реальный вклад авиабазы в экономику Кыргызстана, составляющий суммарно около 150 миллионов долларов ежегодно. Он формируется за счет оплаты в счет аренды территории аэровокзала и перронов, закупки авиакеросина, ряда продуктов и услуг у местных поставщиков, трудоустройства порядка 700 рабочих кыргызстанцев и т.д.
Для Кыргызстана, испытывающего острый дефицит ресурсов, это очень серьезное обстоятельство. Только лишь аэропорту «Манас» деятельность базы обеспечивает 60 процентов получаемых им доходов, не говоря о других организациях. В настоящий момент в связи с сокращением активности базы выплаты уже сократились на 41 процент, что серьезно повлияло на показатели прибылей гражданского аэропорта.
Поэтому не исключено, что американская сторона попытается, как это уже срабатывало в предыдущие годы, использовать при новых раундах переговоров экономические рычаги с целью убедить парламентариев не поддерживать вышеописанный законопроект. Также не исключено, что для этого могут быть задействовать не просто рядовых законодателей, а влиятельных политиков и лидеров фракций, своеобразное лобби, которое можно мотивировать для решения этих задач различными способами.
Напомним, что по соглашениям от 22 июня 2009 года авиабаза имени Питера Ганси формально переименована в Центр транзитных перевозок «Манас», а размер выплаты кыргызской стороне увеличился с $17 миллионов до $ 60 млн. в год. Также выделено 36 млн. долларов на строительство дополнительной стоянки для самолетов, складских помещений и 30 млн. долларов — на модернизацию системы аэронавигации. Плюс $20 миллионов предусматривалось на создание кыргызско-американского фонда экономического развития и еще суммарно $30 млн. (по 20 и 10 млн. соответственно) на борьбу с наркотрафиком и международным терроризмом. Кроме того, иностранному обслуживающему персоналу присвоен административно-технический статус вместо прежнего дипломатического. Ограничили и самостоятельный выезд военнослужащих в Бишкек во избежание инцидентов с гражданским населением, так как ряд эксцессов уже отмечался.
Однако ряд инициатив кыргызской стороны так и не отразился в соглашениях. В частности, персонал и воинский контингент по-прежнему освобождены от досмотра, а также от уплаты таможенных пошлин, налогов, любых иных платежей. Сохранился запрет на досмотр всей техники, оборудования и транспортируемых грузов.
При этом на решение американской стороны выделить дополнительные средства на функционирование своего военного объекта во многом повлияло то, что 3 февраля описываемого 2009 года официальный Бишкек после консультаций в Москве с союзниками по ОДКБ жестко потребовал вывода базы из аэропорта «Манас» в шестимесячный срок. Однако выделение солидных траншей властям КР позволило Вашингтону оставить базу, просто переименовав ее в ЦТП, но не меняя принципиальных стратегических задач и осуществляемых целей.
Теперь вопрос о том, удержит ли свои позиции ЦТП «Манас», будет решать Жогорку Кенеш. Но то, что в целом военное сотрудничество с НАТО продолжится столь же активно — это бесспорно. К примеру, решение о сухопутном транзите грузов международных сил содействия безопасности (ISAF), вывозимых из Афганистана через территорию Таджикистана и Кыргызстана и далее — в Казахстан и Россию, подписано нами и американцами еще 22 мая 2012 года в Чикаго на саммите NATO. А одобрена ратификация двустороннего документа была в апреле 2013 года Комитетом по международным делам Жогорку Кенеша. И перевозки уже осуществляются.
Сам документ достаточно любопытен, так как впервые дает право на полный досмотр грузов ISAF, включая возможные дополнительные инспекции. Согласно ему, инспекция и досмотр могут быть произведены, чтобы удостовериться в отсутствии нарушений. В списке запрещенных к транзиту грузов — порох, взрывчатка, детонирующие и огнепроводные шнуры, детонаторы, капсюли, запалы, пиротехника, радиолокационное оборудование, аппаратура дистанционного управления войсками и техникой.
Запрещен транзит танков и прочей бронетехники, самолетов и вертолетов, спутников, ракет-носителей, военных кораблей, оптических и лазерных прицелов, перископов и других оптических приборов для оружия, стрелкового оружия, кроме пистолетов и револьверов, бомб, гранат, торпед, мин, ракет и прочих боеприпасов.
…В свете вышеизложенного становится понятно, в сколь непростой политический момент принимает бразды правления в ЦТП «Манас» полковник Джон Миллард и какую важную историческую миссию ему предстоит выполнить за отпущенный год командования.
Канат ИБРАЕВ.
Related News
Под занавес уходящего года
Традиция подводить итоги в конце декабря, наверное, будет жить вечно. Сегодня вопреки вашим ожиданиям яRead More
Молодёжь и книги: откровения профессора
Пушкин, Лермонтов, Тургенев — не наше всё? В век цифровизации и современных гаджетов молодые людиRead More