Main Menu

Наша газета раскрыла военную тайну американцев

13 июня в Центре транзитных перевозок «Манас» состоится традиционная церемония смены командования. Но если для других СМИ персона нового отца-командира 376-го авиаэкспедиционного крыла ВВС США все еще остается манящей загадкой, то наш корреспондент смог еще неделю назад выяснить, кто именно заменит нынешнего полковника Кори Мартина, участника афганской и иракской кампаний. Согласно нашим источникам, к «инаугурации» готовится опытный полковник Джон Миллард, приписанный к авиабазе в Сан-Франциско, Калифорния.

Через тернии к полковничьим звездам

ФОТО 1Джон — профессиональный рубака. В 2003-2004 годах обучался в Air Command & Staff College на базе “Максвелл”, штат Алабама, который готовит военнослужащих. Причем как для Пентагона (сухопутной армии, ВВС, ВМС, морской пехоты), так и для более чем 65 стран-партнеров.

Это позволило Милларду с 2006-го по 2008 год возглавить одно из мобильных подразделений авиабазы МакГуайер в штате Нью-Джерси. Авиаузел известен тем, что его сотрудники участвовали в эвакуации беженцев и личного состава из Косово (экс-Югославия), Ливана (в ходе войны между Израилем и радикальной организацией «Хезболла»), пострадавших от ураганов «Катрина» и «Рита» в Америке, был перевалочным пунктом  после терактов 11 сентября 2001-го в Нью-Йорке, использовался в других миссиях.

А в 2008-2009 годах Джон Миллард шлифовал знания в знаменитом Naval War College в городе Ньюпорт, штат Род-Айленд. А знаменит колледж тем, что является одним из старейших заведений в мире по подготовке военно-морских и иных кадров, насчитывая 125-летнюю историю. С 1885 года выпущено более 50 тысяч курсантов, многие из которых стали  крупными чинами в сфере национальной обороны и безопасности США. Около 300 магистров сейчас носят погоны генералов и адмиралов. ФОТО 2

После этого полковник Миллард стал шефом аэромобильного командования группы действия Военно-воздушных сил на авиабазе «Скотт» в Иллинойсе и главой 618-го центра воздушных операций.  А с июля 2011 года является командующим 60-й оперативной группы ВВС.

Теперь вот ему предстоит служить в Кыргызстане в ЦТП, который считается крупнейшей транзитной базой по обеспечению операции «Несокрушимая свобода», перебрасывает людей и грузы в Афганистан и обратно, а также занимается воздушной дозаправкой боевых самолетов с помощью летающих танкеров.

Но остается главный вопрос: станет ли этот Джон Миллард последним в истории базы «Манас» командиром, который и займется летом следующего года намеченным выводом милитаристского контингента из Кыргызстана, или его сменит очередной ставленник Вашингтона и ЦТП спокойно продолжит свою эпопею?

Чемодан — вокзал — Майами?

Как известно, недавно власти нашей республики предприняли практические шаги по окончательному закрытию американского форпоста.  И правительство надеется, что депутаты Жогорку Кенеша поддержат это решение.

21 мая кабмин Жанторо Сатыбалдиева принял Постановление от 8 апреля 2013 года №176/1. Оно касается денонсации двух соглашений о сотрудничестве между КР и США относительно базы, подписанных 22 июня 2009 года в Бишкеке еще в бытность Курманбека Бакиева.

По мнению экспертов, этот демарш служит наиболее ярким показателем того, что руководство страны настроено очень решительно. То есть ранее звучавшие предупреждения официального Бишкека о намерении закрыть место дислокации бастиона ВВС США готовы воплотиться в жизнь.100803-F-4338B-069

Согласно процедуре, указанный законопроект теперь рассмотрят депутаты ЖК, где его представит вниманию депутатов министр иностранных дел Эрлан Абдылдаев.  На главу МИДа также возложена миссия уведомить Уайт хаус о денонсации договоров.

Парламент обязан принять этот законопроект в  трех чтениях и затем уже направить на подпись Президенту Алмазбеку Атамбаеву. Надо полагать, что глава государства, постоянно и на всех уровнях уже несколько лет высказывающийся за расторжение контрактов с Пентагоном, подпишет этот документ, после чего его  опубликуют. Именно с этого момента соглашение с американской стороной окончательно потеряет свою силу. По прогнозам, все процедуры должны завершиться до 11 января 2014 года.

Однако не исключено, что как раз на этапе рассмотрения этого законопроекта в стенах ЖК и могут возникнуть различные коллизии. США крайне заинтересованы сохранить свою базу как центр влияния в регионе и инструмент противодействия растущему воздействию России в лице ОДКБ и Китая в формате ШОС. При этом будут использоваться традиционные лозунги о необходимости продолжения совместной кыргызско-американской борьбы с международным терроризмом, что эти усилия высоко оцениваются администрацией Белого дома и являются гарантом того, что Вашингтон в качестве ответной благодарности готов и впредь поддерживать Бишкек в сфере внешней политики и внутренних реформ, что ЦТП является сдерживающим фактором для экстремистских сил, базирующихся в афгано-пакистанской зоне, и т.д.

ФОТО 5Деньги, тем более доллары, не пахнут!

Немаловажный аргумент — реальный вклад авиабазы в экономику Кыргызстана, составляющий суммарно около 150 миллионов долларов ежегодно. Он формируется за счет оплаты в счет аренды территории аэровокзала и перронов, закупки авиакеросина, ряда продуктов и услуг у местных поставщиков, трудоустройства порядка 700 рабочих кыргызстанцев и т.д.

Для Кыргызстана, испытывающего острый дефицит ресурсов, это очень серьезное обстоятельство. Только лишь аэропорту «Манас» деятельность базы обеспечивает 60 процентов получаемых им доходов, не говоря о других организациях. В настоящий момент в связи с сокращением активности базы выплаты уже сократились на 41 процент, что серьезно повлияло на показатели прибылей гражданского аэропорта.

Поэтому не исключено, что американская сторона попытается, как это уже срабатывало в предыдущие годы, использовать при новых раундах переговоров экономические рычаги с целью убедить парламентариев не поддерживать вышеописанный законопроект. Также не исключено, что для этого могут быть задействовать не просто рядовых законодателей, а влиятельных политиков и лидеров фракций, своеобразное лобби, которое можно мотивировать для решения этих задач различными способами.

Напомним, что по соглашениям от 22 июня 2009 года авиабаза имени Питера Ганси формально переименована в Центр транзитных перевозок «Манас», а размер выплаты кыргызской стороне увеличился с $17 миллионов до $ 60 млн. в год. Также выделено 36 млн. долларов на строительство дополнительной стоянки для самолетов, складских помещений и 30 млн. долларов — на модернизацию системы аэронавигации. Плюс $20 миллионов предусматривалось на создание кыргызско-американского фонда экономического развития и еще суммарно $30  млн. (по 20 и 10 млн. соответственно) на борьбу с наркотрафиком и международным терроризмом. Кроме того, иностранному обслуживающему  персоналу присвоен административно-технический статус вместо прежнего дипломатического. Ограничили и самостоятельный выезд военнослужащих в Бишкек во избежание инцидентов с гражданским населением, так как ряд эксцессов уже отмечался.

Однако ряд инициатив кыргызской стороны так и не отразился в соглашениях. В частности, персонал и воинский контингент по-прежнему освобождены от досмотра, а также от уплаты таможенных пошлин, налогов, любых иных платежей. Сохранился запрет на досмотр всей техники, оборудования и транспортируемых грузов.

При этом на решение американской стороны выделить дополнительные средства на функционирование своего военного объекта во многом повлияло то, что 3 февраля описываемого 2009 года официальный Бишкек после консультаций в Москве с союзниками по ОДКБ жестко потребовал вывода базы из аэропорта «Манас» в шестимесячный срок. Однако выделение солидных траншей властям КР позволило Вашингтону оставить базу, просто переименовав ее в ЦТП, но не меняя принципиальных стратегических задач и осуществляемых целей.

070820-A-9307C-014 U.S. Army Spc. Chris Avila (right) and other soldiers engage Taliban forces during a halt to repair a disabled vehicle near the village of Allah Say, Afghanistan, on Aug. 20, 2007. Avila is assigned to Foxtrot Company, 2nd Battalion, 82nd Aviation Brigade. DoD photo by Staff Sgt. Michael L. Casteel, U.S. Army. (Released)По земле, аки по воздуху

Теперь вопрос о том, удержит ли свои позиции ЦТП «Манас», будет решать Жогорку Кенеш. Но то, что в целом военное сотрудничество с НАТО продолжится столь же активно — это бесспорно. К примеру, решение о сухопутном транзите грузов международных сил содействия безопасности (ISAF), вывозимых из Афганистана через территорию Таджикистана и Кыргызстана и далее — в Казахстан и Россию,  подписано нами и американцами еще 22 мая 2012 года в Чикаго на саммите NATO. А одобрена ратификация двустороннего документа была в апреле 2013 года Комитетом по международным делам Жогорку Кенеша. И перевозки уже осуществляются.

Сам документ достаточно любопытен, так как впервые дает право на полный досмотр грузов ISAF, включая возможные дополнительные инспекции. Согласно ему, инспекция и досмотр могут быть произведены, чтобы удостовериться в отсутствии нарушений. В списке запрещенных к транзиту грузов — порох, взрывчатка, детонирующие и огнепроводные шнуры, детонаторы, капсюли, запалы, пиротехника, радиолокационное оборудование, аппаратура дистанционного управления войсками и техникой.

Запрещен транзит танков и прочей бронетехники, самолетов и вертолетов,  спутников, ракет-носителей, военных кораблей, оптических и лазерных прицелов, перископов и других оптических приборов для оружия, стрелкового оружия, кроме пистолетов и револьверов, бомб, гранат, торпед, мин, ракет и прочих боеприпасов.

…В свете вышеизложенного становится понятно, в сколь непростой политический момент принимает бразды правления в ЦТП «Манас» полковник Джон Миллард и какую важную историческую миссию ему предстоит выполнить за отпущенный  год командования.

Канат ИБРАЕВ.


 

 



« (Previous News)



Добавить комментарий