Main Menu

…И с почтением произносили «молдоке». Строки о первом учителе села Ойбулак Тюпского района Салихе Зыятдиновиче Исмаеве

Да, первым учителем нашего Ойбулака является Исмаев Салих Зыятдинович 1905 года рождения, уроженец Казани, татарин, окончивший Казанский педтехникум в 1926 году по специальности «учитель начальных классов».

1В рамках призыва Коммунистической партии большевиков к всеобучу и ликвидации безграмотности на национальных окраинах в 1927 году Салих Исмаев в составе 3 000 молодых специалистов был командирован в Кара-Киргизскую автономную область учителем начальных классов в село Кок-Добо Сазановского района (ныне Иссык-Кульского). А через два года переведен в село Ойтал Тюпского района, где одновременно начал учить и детей села Ойбулак. И первую школу в Ойбулаке построил собственноручно Салих-агай вместе с местными жителями. Сам  настилал из камыша крышу, стены укреплял глиной, фундамент уложил из камней…

Об этих годах в своей книге «Выполняя священный долг» вспоминает Герой Советского Союза легендарный генерал-лейтенант Усенбеков Калыйнур. В один из вечеров он  стал свидетелем беседы отца с матерью о том, что в айыл прибыл молдоке, который открыл мектеп, где будет учить девочек и мальчиков.

«Услышав слово «молдо», я не удивился, т.к. в айыле в то время было достаточно представителей этой религиозной категории. Тогда и слово «мектеп» для всех было новшеством, видимо, отец сам первый раз услышал, т.к. на вопрос матери, что такое «мектеп», не смог ответить, сказав лишь, что это место, где учат детей.

Встретив отца, молдоке попросил привести сына в мектеп. Я тоже не понимал значения слов «мектеп», «окуу» (учеба) и т.д. Вместе с тем чувствовал что-то новое, наступающее в моей жизни. В тот день не спал всю ночь, беспокоился о завтрашнем дне и учебе. Видимо, небо было чистое, потому что через тюндюк юрты видел яркие звезды, в раздумьях заснул только к рассвету.

Утром отец подсадил меня к себе на лошадь, мы спустились с джайлоо Карагайлуу в айыл. В то время в Ойбулаке был всего десяток глиняных домов, остальное — юрты  вдоль дороги. Увидел большой дом, покрытый свежим камышом. Подобных строений в селе еще не было, видел подобное только в соседнем селе Кутурга, где проживали русские и украинские переселенцы.

Когда сошли с лошади, из большого дома вышел незнакомый человек,  одетый в строгий аккуратный костюм, без головного убора, волосы черные, зачесанные назад. Внешне был похож на кыргыза, однако я никогда не видел кыргыза с прической, потому с удивлением долго его рассматривал. Незнакомцем оказался тот молдоке, о котором вчера отец говорил матери, а камышовый дом — мектеп.

Школа состояла из одного большого помещения с двумя окошечками с южной стороны. На стене висел портрет незнакомого человека. Молдоке начал первый урок именно с портрета и рассказал, что это Владимир Ильич Ленин, основатель Советского государства — страны рабочих и крестьян. Каждую букву писал на доске, называл  и давал разъяснение. Затем по одному вызывал, чтобы мы сами писали. Как только узнали  буквы и их название, он выдал по одной тетради и карандашу каждому. После этого мы писали на бумаге. Молдоке ознакомил нас с буквами без букваря.

На следующий год в школе установили парты. Мы были во втором классе, а вновь набранные — в первом. И только тогда узнали, что наш молдоке не кыргыз, а татарин, приехавший из Казани, что ранее он работал в другом районе и там успешно освоил кыргызский язык. Зовут его Салих Исмаев. Мой первый учитель…

Сегодня мы знаем, что он был глашатаем новой жизни не только для учеников, но и для всех жителей Ойбулака. Молдоке  напоил своим великодушием и знанием молодую поросль села, высыхающую от безграмотности. Каждое его слово и личные качества  вызывали у односельчан величайшее доверие к нему, особенно, когда он рассказывал о ситуации в мире, стране, районе и родном селе. Его присутствие дарило жителям Ойбулака доброту и уверенность в завтрашнем дне.

Молдоке Салих Исмаев жил в Ойбулаке до конца своих дней. Был активным участником борьбы за оседлость, внес серьезный вклад в кооперацию мелких хозяйств. Как и везде, шла классовая борьба. Несогласные с проводимой Советским правительством национальной политикой в наших краях несколько раз пытались уничтожить молдоке. Однако преданность делу нашего учителя позволила ему выстоять в те годы.

Благодаря стойкости и выдержке  Салих Исмаев пользовался у народа доверием и неподдельным уважением, он слился  плотью и кровью с ойбулакцами. Салих Зыятдинович  связал свою судьбу с нашей сестрой Калиман. У них родились сын и две дочери, которые и ныне здравствуют, более шестидесяти внуков и правнуков».

В годы Великой Отечественной войны молдоке принимал непосредственное участие в боевых действиях на фронтах западного направления. За мужество и героизм награжден орденом Красной Звезды и боевыми медалями.

Вот еще фрагмент воспоминаний Калыйнура Усенбекова  о своем первом учителе.

«Я сожалею, что в свое время не расспросил своего легендарного учителя о его детстве, юности, учебе в Казанском педтехникуме, добровольной командировке в 20-е годы в наши края для ликвидации безграмотности среди кыргызстанцев. И о фронтовике Исмаеве можно было бы узнать побольше.

Из отдельных воспоминаний Салиха-агая известно, что в годы Великой Отечественной войны его направили на краткосрочные курсы связистов как грамотного специалиста и знающего русский язык солдата. Воевал на передовой, в действующих фронтовых подразделениях шифровальщиком, дошел от Сталинграда до Одера. В одном из последних боев на территории Польши во время бомбежки немецкой авиацией остался под завалом в блиндаже. Из четверых связистов остался в живых только он, но получил тяжелую контузию.

Отец и мать Салиха-агая были  учителями в Казани. Салиху еще не исполнилось и года, а старшей сестре шести лет, когда царские солдаты ворвались в дом и расстреляли родителей. Мать успела закутать сына и передать пятилетней дочери, закрыв их в чулане. Соратники по борьбе с царским самодержавием оформили  их затем в детский дом».

Сегодня ученики С. Исмаева — затем известные в нашей республике люди. Я уже говорил о Герое Советского Союза генерал-лейтенанте К. Усенбекове. Другие земляки достойно трудились первыми секретарями райкомов, председателями областных исполнительных комитетов, министрами, руководителями крупных хозяйств, служили и служат в органах внутренних дел, прокуратуры, судебной системе,  Вооруженных силах СССР и независимого Кыргызстана. Уже их внуки и правнуки   чтут традиции обязательности приобретения знаний, учатся  не только в Кыргызстане и странах СНГ, но и в дальнем зарубежье — США, Японии, Китае, европейских странах.

Видимо, зерно, посеянное Салихом-агаем в нашем айыле, попало в благодатную почву, породив у молодого поколения ответственность перед будущим, великодушие, терпение, доброту и человеколюбие.

Салих Зыятдинович учил детей около 30 лет, за что ему присвоили  высокое звание «Отличник просвещения СССР».

Ушел он из жизни в феврале 1979 года. Не стало молдоке после тяжелой сердечной болезни.

За годы жизни и работы в Кыргызстане Салих Зыятдинович никогда не прерывал связи с родственниками, проживающими в Татарстане. Почти каждый год выезжал в Казань к старшей сестре. Салих-агай любил и свою историческую родину — Татарстан, но был и верным кыргызстанцем.

Жители Ойбулака через Салиха-агая хорошо знали о его родине, уважительно относились к татарам. В разные годы в селе появились первые смешанные браки между кыргызами и татарами. Насколько нам известно, немало кыргызов из Тюпского района ныне проживают в Казани и в целом по всей приволжской республике.

Теперь вот о чем. В  1955 году, со дня увольнения нашего первого учителя  Салиха Зыятдиновича Исмаева, в Ойбулаке закрыли начальную школу на кыргызском языке в связи с объединением ее с Кутургинской 7-летней школой Тюпского района. Более сорока лет в Ойбулаке не было школы,  стали забывать и имя первого учителя и ее основателя Салиха-агая. Но в 1998 году здесь построили две  новые. Желающих присвоить имена своих близких родственников  новостройкам было достаточно. Однако благодарные односельчане Ойбулака единогласно приняли решение о присвоении Ойбулакской средней школе имени Исмаева Салиха Зыятдиновича.

Как автор этих строк, считаю, что это решение абсолютно правильное.  Салих Исмаев  внес неоценимый вклад в просвещение сельчан,  воспитание у них благородства и великодушия, патриотизма и самопожертвования ради простых людей.

Как один из инициаторов строительства Ойбулакской средней школы имени Салиха  Исмаева, полагаю, что увековечение памяти о нашем первом учителе должно быть увязано с укреплением братских связей между Кыргызстаном и Татарстаном. В этом деле неоценимы вклад татаро-башкирского культурного центра «Туган тел» в Кыргызстане под руководством Ульмаскуловой Гульсины Хайдаровны,  его благородная миссия в развитии межнациональных и родственных отношений между двумя народами.

Джумалы КУБАТОВ, 

полковник запаса Вооруженных сил Кыргызстана, участник войны в Афганистане и других военных

 конфликтов.






Добавить комментарий