Main Menu

Константин Юдахин. Ода любви к Кыргызстану…

Поскольку я давно живу в Кыргызстане, то хорошо помню, как время от времени поднимается языковой вопрос и возникают споры на эту тему. Бывает иногда трудно разобраться, как же на самом деле лучшим образом урегулировать ситуацию с развитием языков в стране — и кыргызского, и русского.  

Так уж сложилось исторически, что русский язык был необходим для межнационального общения, связей с другими странами, знакомства с  мировой культурой, наукой. Русский стал во многом «окном в мир» для народов, населяющих Центральную Азию. 

Но я лично знаю немало кыргызских семей, где родители (не говоря уже об их детях) не знают родного языка, не умеют на нем читать и писать, в лучшем случае сохранили его на уровне бытового общения. И это, конечно, противоестественно! Нельзя не согласиться с тем, что для всех кыргызстанцев одинаково важное значение имеют оба языка —  русский и кыргызский. В таком уж особом положении мы находимся как народ.

Как же тут не вспомнить нашего великого лингвиста-тюрколога, кыргызоведа, профессора, доктора филологических наук Константина Кузьмича Юдахина. Вся его жизнь, научная деятельность — это яркий образец того самого верного, мудрого, полного любви отношения к языковой культуре. Это К. Юдахин вдохнул жизнь в уникальную кыргызскую речь и культуру, своим творческим трудом помог придать высокий статус кыргызскому языку, доказав его ценность как равного среди равных…

Язык, который объединяет…

Человек должен стремиться познать как можно больше языков, потому что все они интересны, самобытны, был убежден Константин Юдахин. Он отдал все свои силы, положил жизнь на алтарь служения и развития науки и культуры кыргызского народа.

Константин Кузьмич родился в российском городе Орске в семье служащих в 1890 году. Здесь он окончил церковно-приходскую школу, а затем и училище. Родные видели его в будущем священнослужителем, потому Костя и поступает в Туркестанскую духовную семинарию. Но уже там среди всех предметов самыми любимыми для него становятся персидский и узбекский языки. Его природный талант, тяга к языкам и способности к преподаванию определяются в очень молодом возрасте.

Он начал свою трудовую деятельность учителем в кишлаках Манкент и Кара-Булак (под Чимкентом), получая одновременно в Туркестанском восточном институте высшее образование. После он приезжает в Ленинград. Здесь преподает в Иституте живых восточных языков им. С.А. Енукидзе и в Ленинградском университете.

Уже в 1927 году молодой исследователь впервые составляет краткий узбекско-русский словарь, который, к слову, до сих пор является  основой всех существующих и ныне узбекско-русских словарей. В этот период К. Юдахин решает, что посвятит себя дальнейшему изучению истории и культуры среднеазиатских народов.

Правительство Киргизии приглашает Константина Юдахина на работу во Фрунзе. Он не мог отказаться от столь блестящей перспективы, тем более что здесь молодой ученый был сразу же назначен на должность заведующего сектором кыргызского языка в Институте языка, литературы и истории киргизского филиала Академии наук Киргизской ССР.

В нашей академии прошли лучшие и самые плодотворные исследовательские годы талантливого ученого. Его кропотливый труд дал поистине уникальные, непревзойденные научные результаты. Константин Кузьмич был просто фанатично предан выбранному делу и в Академии наук Киргизии проработал до самой смерти. К. Юдахин был удостоен за свой неустанный труд государственной премии, едва ли не самым авторитетным знатоком кыргызского, узбекского, уйгурского и других тюркских языков, включая уникальные их диалекты. Но самое главное — народы Центральной Азии и сегодня признают, что Константин Юдахин был и остается лучшим знатоком тюркских языков, самым непререкаемым авторитетом в научных кругах и самым признанным ученым у носителей языков нашего региона.

Его современники отмечали, что при жизни ученый отличался тем, что  словно торопился жить, спешил успеть сделать как можно больше, не отвлекаясь на посторонние дела. У него, занятого глобальными исследованиями в языкознании, были помощники по хозяйству — домработница, садовник, водитель. Он был одним из первых, кому правительство республики подарило автомашину «Волга» и дало персональное разрешение на установку в центре столицы гаража. Но К. Юдахин все-таки тратил самый минимум времени на отдых и сон. Даже во время отдыха он умудрялся работать.

Константин Кузьмич любил бывать на «ханских могилках», что неподалеку от Бишкека. Там он изучал древние петроглифы, исследуя их происхождение и тайное значение. Друзья знали, что Константин Кузьмич был страстным охотником, тем не менее он буквально считанные дни своей жизни уделял даже этой любимой забаве. Зато за время трудовой деятельности он подготовил около 25 кандидатов и докторов наук. Один!

В поисках материалов для словарей и книг ученый объездил самые удаленные айылы и районы Кыргызстана. Часть научного материла — уникальные слова, диалекты, обороты — ему помогли собрать его ученики, аспиранты, ставшие, к слову, впоследствии видными учеными, профессорами: Батманов, Шукуров, Карасаев, Юнусалиев. Его замечательной помощницей, сподвижницей, талантливой последовательницей была первая в нашей стране женщина-доктор  филологических наук Бубийна Орузбаева. Лучшая из учениц К. Юдахина и сегодня остается самым непререкаемым авторитетом и знатоком тюркской кыргызской лингвистики.

Едва услышав новое кыргызское слово во время какой-нибудь беседы, Константин Кузьмич тотчас садился на свою «Волгу» и мчался в самый отдаленный район, айыл, на дальние горные пастбища, на Иссык-Куль, в Нарын, разыскивая корни словесных сокровищ, носителей языковых «бриллиантов». Всё, что только давало повод для новых научных открытий, тут же звало его в дорогу, потому дома он бывал гораздо реже, чем в научных экспедициях. Он не только собирал бытовые обороты, но и разрабатывал медицинские, технические, гуманитарные термины. К. Юдахин отрабатывал буквально каждую языковую находку с учеными разных отраслей науки, проделав поистине титанический изыскательский труд. Лингвист систематизировал свои научные поиски, упорядочивая свою картотеку кыргызского языкознания… К слову, кроме кыргызско-русского и русско-кыргызского, ученый составил также узбекский и уйгурский словари. С именем Юдахина связан и переход кыргызского языка с латиницы на кириллицу.

Его дом всегда был полон сподвижников, учеников, в гостеприимном семействе собирались студенты, друзья, вся видная интеллигенция республики. Жил К. Юдахин, с любовью соблюдая кыргызские обычаи и традиции в еде, одежде, быту, тем самым он как бы вживался в кыргызскую ментальность, бытность, стараясь понять все тонкости  культуры народов Средней Азии.

Но, несмотря на все очевидные заслуги, Константина Кузьмича не обошли стороной жернова сталинских репрессий. Ученый был обвинен  в буржуазном национализме. Посидеть несколько месяцев в застенках К. Юдахину пришлось за его открытый восторг от творчества Молдо Кылыча. Ученый, как прекрасный тюрколог, не смог не выразить свое восхищение уникальным стилем, богатым слогом и высоким талантом этого поэта-импровизатора, первого кыргызского акына-письменника, зачинателя современной кыргызской литературы.

Спасло Юдахина, как ни парадоксально, то, что он не был членом Коммунистической партии, а стало быть, не обязан был придерживаться определенных официальных политических течений. Как вспоминают современники, даже в тот мрачный период Константин Кузьмич просил только об одном — не отрывать его от работы…

К. Юдахин был женат дважды, у него было трое детей, но они рано умерли. И больше у четы Юдахиных детей не родилось. Коллеги и друзья даже по-доброму шутили, мол ученому просто некогда «заводить» детей… Но Константин Кузьмич усыновил и воспитал своих племянников, детей брата Василия, который по ложному доносу обвинен и расстрелян как враг народа. Прах Василия покоится среди жертв репрессий на скорбном Чон-Таше. Только много лет спустя знавшие В. Юдахина люди вспоминали его добрым словом, писали о нём, как «о преданном товарище, отличном секретаре обкома»…

Константин Кузьмич умер, когда ему исполнилось 79. Во время торжеств по поводу Дня науки в ноябре 2012 года Президент Кыргызской Республики Алмазбек Атамбаев отметил, что в Кыргызстане сложились уникальные научные школы, основу которых заложили такие видные деятели, как Константин Скрябин, Михаил Лущихин и Константин Юдахин. Именами этих почитаемых народом Кыргызстана людей названы улицы, школы, научные учреждения как в столице, так и в отдаленных регионах страны. «Само становление кыргызской науки показывает, что научная деятельность по своей сути объединяет людей, укрепляет интернационализм», — особо подчеркнул Президент.

«Юдахинская косточка»

Имя Константина Кузьмича Юдахина известно в Кыргызстане всякому более или менее образованному человеку. Даже если люди ничего не знают о научном вкладе и исследовательских достижениях легендарного ученого-языковеда, о знаменитом словаре Юдахина слышали практически все. Но в роду Юдахиных было немало талантливых людей. Объединяет их то, что своих успехов в жизни Юдахины добивались всегда своим трудолюбием, упорством и убежденным служением людям.

Феликс Николаевич Юдахин — почетный гражданин России, советский и русский ученый, специалист в области геологии, сейсмологии, член-корреспондент РАН. С 1957-го по 1975 год Ф. Юдахин работал в Кыргызской геодезической экспедиции. Начав трудовую деятельность простым геодезистом, он вырос до главного технолога. Впоследствии он   член-корреспондент АН Кыргызстана, директор Института сейсмологии. Он очень много сделал для кыргызской науки, имеет заслуженные награды, в числе которых престижная премия им. М. В. Ломоносова и медаль международного Ломоносовского фонда. Феликс Юдахин создал научную школу по исследованию закономерностей и прогноза земле-    трясений. В период его деятельности была подготовлена целая плеяда высококвалифицированных национальных кадров, установлены связи с научными учреждениями США, Японии, Франции, Италии, Китая, Греции, Турции.

Еще Феликс Юдахин был влюблен в кыргызские горы и во время экспедиций много общался с местным населением, причем исключительно по-кыргызски. Отец Феликса Николай Петрович был первым заместителем министра мелиорации и водного хозяйства Киргизии, а дед Петр Кузьмич организовал в Киргизии интернат для одаренных детей.

В настоящее время Юдахиных в Кыргызстане осталось немного. Я, к примеру, познакомилась с внучками знаменитого ученого — Татьяной и Людмилой.

Татьяна Юдахина окончила политехнический институт и некоторое время работала по специальности, став членом Союза архитекторов КР и СССР. Но, видимо, юдахинская тяга к языкам взяла свое, и она вскоре поступает на высшие курсы английского языка, успешно их оканчивает. Почти 20 лет Татьяна Юдахина преподает, занимается научной работой, становится автором нескольких научных работ и методических пособий. Татьяна Юдахина — один из лучших преподавателей английского языка в Кыргызстане и сегодня.

Людмила Юдахина долгое время работала в Бишкекском финансово-экономическом техникуме. С большой теплотой она вспоминает об этих годах и людях, с которыми проработала 35 лет. Кстати, из них 33 года она была заместителем директора учебного заведения. По ее личному признанию, тогда довелось трудиться в необыкновенно дружном, творческом и интернациональном коллективе.

Людмила Юдахина всегда была талантливым организатором. Еще в союзные времена в техникуме регулярно проводились учебно-практические конференции среди финансовых учебных заведений СССР. Тогда представители сразу нескольких техникумов — участники конференций — признавались Л. Юдахиной: «Нам еще далеко до вашего уровня!». Людмила Юдахина награждена орденом «Знак Почета», она заслуженный работник образования Кыргызской Республики. Сейчас уже более 15 лет она трудится в Кыргызском авиационном колледже им. И. Абдраимова и по-прежнему любит свою работу, ее уважают и коллеги, и студенты.

Кстати, дети и внуки Татьяны и Людмилы Юдахиных тоже выбрали своей жизненной стезей образование и воспитание молодого поколения. Так что семейные традиции живы, как и созидательная, творческая, трудолюбивая «юдахинская косточка» этой легендарной династии Кыргызстана.

Лариса САПЕГО.






Добавить комментарий