Main Menu

Социальный педагог… Кто вы?

В школах республики завершен учебный год. Скажем прямо: он был не из легких. Но среди  многих проблем был и отрадный факт —  введение в учительские штаты должности социального педагога. Сама  жизнь подсказала эту необходимость.

Вот какие мысли по этому поводу высказывает ветеран учительства Зоя Юрьевна Андреева.

Сижу в 5-м классе 70-й гимназии. Справа на последней парте — мальчик. Он здесь, но он явно где-то в грустном «далеко». Голова опущена, взгляд не по-детский серьезен.

Беседу ведет социальный педагог Юркина Галина Викторовна. Она внимательно смотрит на мальчика, подходит, обнимает его.

— Скучаешь по маме? Она знает, что мама на заработках в другой стране.

— Не скучай, мама заработает денег и приедет. Можно, я сегодня буду твоей мамой?

Мальчик несмело улыбается. Но его глаза уже другие…

Это лишь маленький эпизод из сложной работы социального педагога.

Вот уже два года, как в школах Бишкека введена эта должность. Удовлетворение не скрывается. Учителям чаще всего некогда глубоко вникать в обстоятельства жизни каждого ребенка, обеспечить ему социальную защищенность. В той же 70-й гимназии проверки начались с декабря прошлого года и закончились аж в последних числах мая 1913 года. Комиссия за комиссией. Учителя только и успевали переписывать по требованию комиссий   календарные планы.  Преподавать некогда, не то что обеспечивать социальную защиту ребят.

Сама жизнь заставила органы образования определить отдельного педагога, занимающегося исключительно социальной адаптацией личности ребенка в обществе. Теперь пять человек в школе, и все их внимание  обращено на ребенка, на решение вопросов отношений между личностью ребенка и семьей, школой, службами, правоохранительными и административными органами…

— Как вы понимаете суть вашей работы?

Одна из социальных педагогов мне ответила:

— Я — адвокат ребенка, я ни за кого, только за интересы ребенка.

Может, она и права — свериться не с чем. Министерство образования КР ввело эту должность, но положения о ней уже два года ждут школы и органы образования,  его нет.

— А как же вы планируете свою работу?

— А Интернет на что?

Где уж тут до учета региональных, национальных, конфессиональных особенностей жизни ребенка в нашей стране.

Но работа идет, и немалая. Вот передо мной социальная карта одной из школ города: неблагополучных семей — 4, сирот — 6, полусирот — 25, детей-инвалидов — 8, детей участников боевых действий и ликвидаторов чернобыльской аварии — 19, малоимущих — 5,  многодетных — 2, работающих детей — 1, неполных семей — 8, в группе риска — 5, на учете ВДН — 1, на внутришкольном контроле — 5, родители на заработках в других странах у 26. Да, работать есть с кем и для кого.

Я заглянула в план работы одного из социальных педагогов. Здесь и «координация деятельности всех специалистов школы по социальной адаптации детей и подростков, и профилактика правонарушений, и психолого-педагогическое сопровождение учащихся, нуждающихся в социальной защите, и организация досуга, и    изучение семьи, и просвещение родителей, и. т. д. и.т. п.

Чтобы все это сделать, социальный педагог должен быть многопрофильным специалистом,  с утра и до вечера заниматься только всем этим. Социальный педагог  должен знать Конституцию КР, государственную символику, законы «Об  образовании», «О статусе учителя», Кодекс о детях, Трудовой кодекс, Конвенцию о правах ребенка и многие прочие документы. Ну и, конечно, — основы педагогики, педагогической психологии, социологии, физиологию и гигиену детей, нормы педагогической этики. Главное же — педагог обязан глубоко  сознавать свою личную роль  в судьбе  детей.

Не рекомендуется загружать их дополнительной работой. А между тем Министерством образования определена очень невысокая оплата труда этих специалистов — 5 500 сомов и ни грамма больше. Между тем социальными педагогами сделано уже немало: составлены социальные паспорта (карты) школ; созданы советы. У каждого ученика, требующего социальной защиты, есть сигнальная карточка. Учтены по районам дети этой категории. Так, по Первомайскому району определенно 4 762 социально-незащищенных ребенка. Налаживается связь с другими организациями.

— Как, в какой форме,  за чей счет оказывается  помощь социально-незащищенным детям?

— Выделяются специальные средства. Оказывают помощь общественные фонды школ в виде премий, покупки одежды, канцтоваров, дарят билеты в кинотеатры, на спектакли, оказывают денежную поддержку малоимущим. Например, это практикуют школы  №20,6,69,28, 15,81 и др. Многое делают попечительские советы.

При назначении подбирали опытных людей, любящих детей, с учительским стажем не менее трех лет. Но анализ качественного состава говорит о том, что отличников образования среди них почти нет.

Все, с кем мне пришлось говорить на эту тему, одобряют введение новой должности, но ждут от МО КР, других заинтересованных организаций помощи: организации в вузах подготовки таких специалистов, регулярной методической помощи им, внимания Академии образования, повышения зарплаты и т. д.

Говорят, что в городском Центре образования работу с социальными педагогами поручили энергичному молодому человеку, ставшему в прошлом учебном году победителем конкурса «Учитель года», Данияру Абдуазизову. Будем надеяться, что ряд вопросов он решит. Хотя при нынешней организации работы органов образования особо надеяться  на успех пока не приходится. Так, я три дня потратила, чтобы встретиться с Данияром или хотя бы поговорить по телефону. Но его нет — он на проверке школ.

Но будем надеяться!

 Зоя АНДРЕЕВА,

отличник образования







Добавить комментарий