Main Menu

Служил родной земле в небе

Отгремели сражения с фашистами. Возвращались в родные края демобилизованные воины-победители. Среди них 23-летний лейтенант Салих Шимов. Влюбленный в  небо пилот оставил добрый след в истории гражданской авиации Кыргызстана. 

Для Акчурина

… Родился Салих в 1923 году, ставшим датой образования гражданского воздушного флота СССР. Совпадение, как  оказалось, не случайное.

Началось с того, что мальчуган удивился необычному, льющемуся с небес звуку. Поднял голову. В голубом  просторе, зарываясь в облака, плыло что-то похожее на подарочный кораблик. Взрослые объяснили: самолет. С тех пор он на знакомый звук  спешил на улицу. Провожал глазами сказочного красавца. Однажды объявил изумленным приятелям: «Вырасту и буду летчиком».

30-е годы. Пацаны в маленьком городе Фрунзе прекрасно знают его  достопримечательности. Самая заманчивая для них — аэродром. Так называется поле на окраине, где  приютились три «ушки» — самолеты У-2.

Для школьника-крепыша Салиха  многокилометровый путь к нему не заметен. Почти ежедневно спешит к самолетам. И  это замечают строгие авиатехники. Разрешают заглянуть в кабину, помочь в подготовке машины к полету.

Увлеченный мальчишка узнает об открывшемся в городе аэроклубе. Помчался — вдруг  повезет? Встретили приветливо, но посоветовали подрасти.

Окончена средняя школа. Штурманы жизни — родители — подсказали земной маршрут. Поступил в Киргизский  государственный  педагогический институт. Но душа рвется в авиацию.

На знакомом аэродроме приземлилась учебная эскадрилья гражданской авиации и набирает курсантов. Знак судьбы! Обратился к родителям. Мать вздохнула, а отец  поддержал сына. Война в Европе. Ясно, что летчики стране нужнее учителей. Бывший студент с комсомольской путевкой  шагнул, словно с парашютом в открытый люк, в пьянящую неизвестность будущего.

Радушно встретила новичка эскадрилья. Инструктор — щупленькая блондинка Раиса Чернушевич — не намного старше  курсанта. Но пилот опытный, на самолете, как  птица в небе. Трудные и увлекательные занятия в классе и на аэродроме. Первый  в жизни самостоятельный полет…

Война захватила и небо. Шимов вместе с другими выпускниками учебной эскадрильи направлен в Чкаловское  летное училище штурмовиков.

Салих прошел штурманскую и огневую подготовки, отработал в «зоне»  над аэродромом сложные боевые маневры. Прекрасно сдал экзамены и оставлен в училище  летчиком-инструктором. С завистью провожал на фронт однокашников, среди которых земляк — будущий дважды Герой Советского Союза Талгат Бегельдинов.

Много раз подавал рапорт об отправке в действующую армию. «Штурмовал» командование после получения известий  о гибели на фронте отца и двух пропавших без вести братьях. И получал отказ. Дорожили кадрами подготовки боевых летчиков.

Салих находит «ключик» к курсантам. Ему доверяют и подчиняются,  приобретая необходимые летные и боевые  навыки.  Обретают веру в способность наносить сокрушительные удары врагу, успешно выходить из опасных ситуаций в  воздухе. На фронте становятся асами, добрым  словом поминая юного наставника.

…Долгожданная Победа.  Демобилизация и возвращение домой во Фрунзе. Салиха с распростертыми объятиями встречают в гражданском авиаотряде. Рейсы по расписанию, помощь коллегам-новичкам. В деле проверяются профессиональные и  личные качества летчика.

В конце того же года в южной  Кетмень-Тюбинской котловине  произошло землетрясение. Особенно пострадал поселок Токтогул. Без  крова и самого необходимого остались сотни людей. Из-за бездорожья помощь ждут от  авиации.

Опытный летчик снят с обычных маршрутов. В сильный ветер и при плохой зимней видимости ведет он большегрузный Ли-2. Умело заходит и приземляется у села на наспех подготовленную взлетно-посадочную полосу.

Нелегки и рейсы по расписанию. Маршрут Фрунзе — Москва старенький Ли-2 выполняет с пятью посадками и ночевкой в Уральске или Актюбинске. В воздухе  летчики и пассажиры 15 часов. На этом фоне  время современного авиапутешествия — пустяк.

На всю жизнь запомнился рейс Ташкент — Фрунзе, совпавший с 20-летием открытия этой авиалинии. Пролетели Джамбул и… отказал левый двигатель. Шимов решается на  одномоторный полет. Самолет трясет, он медленно теряет высоту. Пилот определяет оптимальный  режим работы двигателя, изменяет курс. Старается держаться над железной дорогой. Черное полотно ее прогревается солнцем сильнее, чем белые в этой поре года поля.  Машину лучше поддерживают восходящие  теплые потоки воздуха. Плавно покачиваясь, как на легкой морской волне, она дотянула до родного аэродрома. Благополучная посадка, показавшая незаурядное мастерство не  дрогнувшего в беде командира.

По заслугам — продвижение по службе. Свое тридцатилетие умелый летчик встретил в должности командира эскадрильи Киргизской  отдельной авиагруппы.

На пороге 1956 год. Растут в республике масштабы  авиаперевозок. Меняются поколения воздушных судов, управление которыми требует инженерной подготовки. Салих Шимов первым в летном коллективе направлен на учебу в Академию гражданской авиации в Ленинграде.

Рвется к новым высотам молодой  аэрофлот республики. Все усложняющиеся задачи успешно решает начальник Киргизского управления гражданской авиации (КУГА) знаменитый летчик Ишенбай Абдраимов. Его правая рука — заместитель по летной работе пилот-инженер Салих Шимов.

Верный ориентир деловых успехов — квалифицированные кадры. Вновь  созданный учебно-тренировочный центр КУГА доверен С. Шимову. Оборудованные классы, сложные тренажеры проводят летчиков через  всевозможные неполадки в самолетах и ЧП. Создают навыки их недопущения, а в особых случаях и преодоления в воздухе.

В конце 60-х наш земляк руководит  группой специалистов аэрофлота в Африке. Владея английским и французским, помогает местным летчикам осваивать советские  гражданские самолеты. Как шеф-пилот совершает рейсы в Хартум и Джиду, Браззавиль и Дакар, Анкару и Конакри, Абиджан, Касабланку и Париж. Ввел в строй несколько африканских экипажей, получив благодарность  главы республики Мали.

Вскоре после завершения зарубежной  командировки инженеру — пилоту первого класса вручили орден  Дружбы народов.

Возвращение в дружный коллектив  учебно-тренировочного подразделения КУГА, роль которого постоянно растет. Здесь повышает  квалификацию летный состав, проходят  первоначальную подготовку инженеры и техники, бортпроводники, работники  наземных служб.

…В середине 70-х одна из важнейших  задач аэрофлота — введение в строй реактивного пассажирского лайнера ТУ-154. Наше авиапредприятие для освоения этой сложной машины направило в Ульяновскую школу высшего пилотажа С. Шимова.

Окончив обучение в числе лучших, он вернулся в республику. И сразу предложение из Западно-Сибирского управления гражданской авиации об участии в переподготовке их пилотов.  Так как новые машины в республику еще не поступили, Шимов согласился. Но с условием, что вместе с сибиряками обучит и группу своих земляков-авиаторов.

Двойная нагрузка легла на инструктора, как и всех летчиков,  кыргызстанцев вводили в строй по специальной  программе в производственных условиях: с каждым по 8-10 рейсов в месяц и по 7-8 напряженных летных часов. Кроме того, наземная тренировка, занятия на тренажерах и аэродроме.

Итог — новая страница в истории гражданской авиации Кыргызстана. В весенний  день 1976 г. во Фрунзенском аэропорту  приземлился красавец лайнер ТУ-154. Радостно встретила общественность экипаж, возглавляемый Салихом Сулеймановичем Шимовым.

Год спустя ему в числе небольшой группы лучших авиаторов страны присвоено  почетное звание “Заслуженный пилот СССР”.

С 1978 г. С. С. Шимов командует учебно-тренировочным отрядом Киргизского управления гражданской  авиации. В полной мере раскрылось его призвание. Увлеченно  передает молодежи богатый  личный опыт (в общей сложности два года в  воздухе) и знания о советской  и зарубежной авиации.

Судьба заслуженного работника  транспорта переплелась с важными событиями развития гражданской авиации  Кыргызстана. Подтверждение этому — экспозиции музея в столичном аэропорту «Манас».

…Живет Салих Сулейманович в своем  доме в пристоличном Чон-Арыке. Приближается девяностолетие. Село окружают горы, чудо которых почувствовал впервые,  поднявшись в воздух 72 года назад.  Вспоминает: «Просто полет по кругу, время — шесть  минут, высота — четыреста метров. Заснеженные вершины гор приближаются, зеленые поля уплывают вниз. О технике пилотирования думал меньше всего: смотрел во все глаза, голова кружилась от восторга…».

В небе он служил родной земле. И многое делал, чтобы жизнь на ней становилась лучше и счастливей.

Юрий ЗАЙЦЕВ. 

На архивном снимке 

1942 г.: пилот-

инструктор Чкаловского

военного авиационного 

училища Салих Шимов. 






Добавить комментарий