Main Menu

РОДНИКИ НАРОДНОГО НАСЛЕДИЯ

Республиканский фестиваль традиционной музыки взял старт на площади Ала-Тоо. Его открытие приурочили к 10-летию со дня внесения в список мирового нематериального культурного наследия ЮНЕСКО искусства акынов-сказителей кыргызских эпосов.  

IMG_8880

Как отметил, открывая праздник искусств, министр культуры, информации и туризма С. Раев, подобный смотр народного музыкального и эпического наследия в Кыргызстане проходит впервые. На проведение его затрачено 200 тысяч сомов, и до конца этого года он пройдет во всех регионах страны. Участие в фестивале примут комузисты, сказители эпоса «Манас», дастанчи, акыны-импровизаторы, этнографические и фольклорные ансамбли и другие художественные коллективы. Инициатором стала народная артистка КР, известная комузистка и певица Роза Аманова.

Основная цель смотра, как заявили устроители, это сохранение традиционной музыки Кыргызстана, искусства акынов-сказителей, инструментально-вокальной и инструментально-фольклорной музыки. Без развития и поддержки традиционного искусства всегда есть риск его потерять, поэтому фестивали, которые планируются сделать ежегодными, призваны решать актуальные задачи популяризации народного творческого достояния. Организаторами фестиваля выступили Министерство культуры, информации и туризма,  Национальная комиссия  ЮНЕСКО, Ассамблея народа Кыргызстана, мэрия Бишкека, общественный фонд «Кыргыз салттуу музыкасы», Ассоциация ремесленников КР и другие организации.

Поздравляя с началом фестивального года участников и зрителей первого концерта, народный писатель КР, Герой Кыргызской Республики Б. Жакиев подчеркнул, что благодаря таким смотрам  традиционной музыкальной культуры кыргызское народное искусство должно стать привлекательным и близким народу. Он отметил, что включение эпоса «Манас» в список шедевров мировой культуры несомненно привлечет мировое внимание к кыргызскому народному творчеству и традиционной народной музыке. С приветствием к участникам концерта, который прошел на площадке перед Государственным историческим музеем у памятника Манасу, обратились  также депутаты Жогорку Кенеша Б. Мамырова, К. Самаков, президент общественного фонда «Айтыш» кинорежиссер Садык Шер-Нияз.

Традиционное музыкальное искусство любого народа, в особенности восточного, это не просто исполнение песен под аккомпанемент какого-либо струнного музыкального инструмента, а целое искусство, овладеть которым за один день и даже за один год нельзя. Народные сказители учатся этому вдохновенному ремеслу с самого детства, чтобы потом под мелодию инструмента или в томной тишине перед множеством людей начать свою затяжную песню, чаще всего исполняемую экспромтом. В этом, собственно, и заключается талант народных исполнителей: преподнести слушателям уже знакомые истории, как будто они слышат их впервые.

IMG_8891

У народного кыргызского музыкального искусства есть множество различных направлений, видов песен и манер их исполнения, с которыми и познакомили зрителей, пришедших на площадь Ала-Тоо,  вокалисты, солисты-инструменталисты и музыкальные ансамбли, выступавшие в концертной программе. А участвовали в ней лучшие художественные коллективы Кыргызстана: Государственный оркестр народных инструментов имени К. Орозова, фольклорный ансамбль «Камбаркан», национальный танцевальный ансамбль “Ак-Марал», известные манасчы и акыны-импровизаторы, певцы и солисты-инструменталисты, исполнители на народных инструментах.

Выступления мастеров традиционного народного искусства словно представляли страницы огромной интересной древней книги, в которой навсегда запечатлено богатое историческое прошлое кыргызского народа, его гордый свободолюбивый дух. Музыкальное народное творчество в фестивальной программе также было представлено эпическими жанрами, включающими героическую трилогию «Манас», «Семетей» и «Сейтек», а также малые эпосы, поэмы, дастаны, сказания. Разумеется, самое значительное место в музыкальном  традиционном искусстве Кыргызстана занимает эпос «Манас», являющийся своеобразной энциклопедией песен, слов, мелодий, жестов, мимики, артистического искусства.

Сказители, которые, сменяя друг друга, талантливо рассказывали эпическую «Илиаду» кыргызов,  одновременно были для слушателей мелодистами, исполнителями, артистами и импровизаторами. Манасчы сами по себе являлись режиссерами собственного выступления, поэтому  они и превращались, по сути, в театр одного актера. Мастерство сказителей плавно менялось в зависимости от происходящих в его рассказе событий, они демонстрировали целую гамму человеческих чувств и настроений: торжество, прославление, страдание, веселье, утрату, прощание.

Немалое место в концертной программе было отведено и песням акынов, отражающим повседневный быт и жизнь  народа, его радости и горести, любовь к своей земле, свободе и равенству. Их импровизации  вызывали у слушателей овации и азартные восклицания поддержки. Это была народная благодарность за изумительное владение музыкальным импровизаторским искусством и непревзойденную  игру на национальных инструментах.  Фестиваль традиционной музыки взял в столице замечательный стартовый разбег, и теперь его творческую эстафету достойно подхватят в регионах Кыргызстана.

Александр ШЕПЕЛЕНКО.

Фото Игоря 

САПОЖНИКОВА.


 






Добавить комментарий