Не хлебом единым… Но хлеб всему голова
Кыргызстан и в советские годы был преимущественно аграрной республикой. Высокий потенциал сельского хозяйства нашей страны отрицать не станет никто и сейчас. Однако за годы независимости аграрная отрасль растеряла былую славу, и пока мало что сумела создать нового. Неудивительно, что и ведомство, отвечающее за развитие продовольственной сферы Кыргызстана, нередко становится объектом самой жесткой критики. Времена изменились, а методы руководства остались прежними. О проблемах сельского хозяйства пойдет наш разговор с начальником управления земледелия Министерства сельского хозяйства и мелиорации Кыргызстана Жегиталы ЖУМАЛИЕВЫМ.
— Минсельхоз недавно критиковали на самом высоком уровне. В частности, вице-премьер Таирбек Сарпашев отметил, что Министерство сельского хозяйства и мелиорации продолжает работать по-советски, и ведомству явно не хватает квалифицированных кадров. Как вы оцениваете такую критику?
— Если уж и вспоминать советский период, то, между прочим, надо отметить, что работники Минсельхоза тогда получали одну из самых высоких заработных плат. Сейчас ровно наоборот. Оплата труда здесь одна из самых низких среди государственных служащих. Критика вице-премьера абсолютно объективна, однако надо признать, что и отношение к отрасли сейчас совершенно другое, чем было в те годы, о которых мы вспоминаем…
Согласитесь, немаловажен тот факт, что за заработную плату в 4-6 тысяч сомов никто из высококвалифицированных специалистов работать не захочет.
— Ну хорошо, Жегиталы Жумалиевич… А какова, на ваш взгляд, должна быть сегодня роль Министерства сельского хозяйства, чтобы оно шагало в ногу со временем?
— Я могу компетентно говорить только об отрасли земледелия и растениеводства, за которые отвечаю. И, как мне кажется, тут важно осуществлять регулярный и системный мониторинг производственной деятельности и проводить самый тщательный анализ данных по всем компонентам. Необходимо ежегодно корректировать и давать рекомендации фермерам, как оптимально формировать структуру посевных площадей, чтобы они обеспечивали максимальную прибыль и давали самый максимальный эффект. Для этого в министерстве должны владеть актуальными данными как внутреннего, так и внешнего рынка продовольствия.
Ну а самое важное, мы должны наконец вести системное долгосрочное планирование производства растениеводческой отрасли. Я лично вижу незаменимую роль Министерства сельского хозяйства и мелиорации в том, что оно может и должно давать нашим фермерам научно обоснованные, точно выверенные рекомендации не только с учетом природных факторов, запросов рынка, его конъюнктуры, но и, что не менее важно, с учетом региональных особенностей.
— И в чем здесь загвоздка? То есть почему же Министерство не осуществляет этой функции, не выдает заслуживающих всеобщего внимания научно обоснованных рекомендаций?
— Все дело в том, что все сельскохозяйственные научно-исследовательские учреждения нашей республики, которые составляли некогда богатую аграрную исследовательскую базу, в 2010 году решением правительства были почему-то переданы Министерству образования и науки. Как мне кажется, это было ошибкой.
Ведь по сути только аграрное ведомство способно ставить этим научно-исследовательским учреждениям задачи по всем насущным вопросам земледелия и растениеводства. Это касается современных систем земледелия, разработки сберегающих технологий возделывания сельхозкультур, вопросов создания новых сортов высокой урожайности и т. д. Ну а задачей структурных подразделений Минсельхоза было бы внедрение таких разработок в реальное производство.
— А чем сегодня заняты эти научно-исследовательские сельскохозяйственные учреждения растениеводства?
— Ну, например, десять лет тому назад Кыргызский НИИ земледелия проводил научные исследования в области создания высокопродуктивных сортов сельхозкультур для каждого региона республики. Главным образом зерновых. Этот институт разрабатывал научно обоснованные системы земледелия для каждого из регионов Кыргызстана, новых систем севооборота, воспроизводства плодородия почв, предотвращения деградации земли и рационального использования почвы.
Но ведь финансирование науки, в том числе и аграрной, осуществляется, как вы, наверное, знаете, по остаточному принципу. По сути это означает, что сельскохозяйственная наука влачит жалкое существование.
Для иллюстрации достаточно сказать, что селекционеры этого НИИ земледелия получают зарплату не более двух тысяч сомов в месяц. Это меньше прожиточного минимума. Понятно, что остались работать в институте только энтузиасты пенсионного возраста. Молодым, талантливым, подающим надежды исследователям просто не выжить на такое «довольствие»… О каком научном прогрессе здесь может идти речь?!
Я уже не говорю о том, что у института нет никаких средств, чтобы доводить научные рекомендации до своих потенциальных клиентов. К примеру, нет средств и ресурсов, чтобы выпустить какие-то важные современные научные рекомендации для фермеров, земледельцев в виде буклетов, брошюр, организовать курсы, семинары, выездные сессии, тренинги для фермеров и земледельцев страны. А без общения с потребителями нет и мотивации, согласитесь. Нет коммуникации, нет и развития науки…
К слову, наше Министерство совместно с учеными КыргНИИЗа инициировало проект Госпрограммы по поддержке отрасли селекции и семеноводства института и его опытно-семеноводческих хозяйств, где предусмотрело повышение заработной платы селекционерам, укрепление селекционно-семеноводческой материально-технической базы института. Программа требовала выделения 56 млн. сомов на протяжении пяти лет, это примерно 11,2 млн. сомов в год. Но даже этих средств Министерство финансов для нас не нашло. Проект был отклонен.
Вообще, приходится признать, что селекционная наука буквально умирает на глазах. Но мы руки не опускаем и пробуем, в том числе и с помощью средств массовой информации, найти поддержку у правительства страны на осуществление этой программы.
— Жегиталы Жумалиевич, вы сказали о необходимости долгосрочного планирования, которое было особенно развито в советские годы. А для чего восстанавливать такую стратегию в растениеводстве, можете пояснить?
— На самом деле планирование производства сельскохозяйственной продукции существует во всех развитых странах мира с рыночной экономикой. А в самых успешных экономических странах тем более! И это вовсе не «пережиток прошлого», как могут думать некоторые.
Я убежден, что именно Министерство сельского хозяйства страны, его структурные подразделения на местах и должны быть главными экспертами и партнерами, которые своими аналитическими данными, системным мониторингом могут гарантировать фермерам страны, что произведенная ими сельхозпродукция найдет достойный и своевременный спрос.
Вот вам пример: производство сахарной свеклы в Кыргызстане. У нас есть переработчик — ОАО «Кайында-Кант», который планирует необходимый объём производства и заключает с производителями (свекловодами) договоры на приемку и переработку свекловичного сырья. Он же и обеспечивает фермеров необходимыми материально-техническими ресурсами для выращивания — семенами, удобрениями, оборудованием для обработки посевов, сеялками и т. д. Такое взаимовыгодное партнерство вполне способно создать стабильное и качественное производство.
Как известно, в 2008 году было создано акционерное общество «Агропродкорпорация». Оно получило бюджетную поддержку (в виде беспроцентного кредита) и должно было направить эти средства на поддержание отечественных фермеров, обеспечивая закупку у них продовольственного зерна, овощебахчевой продукции, хлопчатника и другого растениеводческого урожая. Идея состояла в том, чтобы избавить крестьян от лишней (не свойственной им) задачи по реализации урожая, насытить внутренний рынок качественным местным продовольствием, создать резервы продуктов питания в стране, ну и экспортировать излишки. Увы, достичь запланированного эффекта не удалось из-за целого ряда ошибок, злоупотреблений, которые нынешнее руководство страны пытается сейчас исправить. Но идея была здравой, абсолютно резонной и оправданной для сельскохозяйственной отрасли Кыргызстана.
— Специалисты немало в последние годы говорили о том, что крестьяне Кыргызстана производят пшеницу низкого качества, которая не может удовлетворять наше хлебопекарное производство. Республика вынуждена приобретать сырье из Казахстана и России. Расходы эти только в 2012 году составили свыше 3,5 млрд. сомов. Как изменить ситуацию, чтобы сэкономить такие огромные средства на продукт первой необходимости? Не говоря уже о том, что эти затраты напрямую сказываются на цене хлеба…
— Минсельхоз, зная эту огромную проблему, намеревается в корне изменить ситуацию. Прежде всего действующую практику приемки у фермеров продовольственной пшеницы. Принцип должен быть таким: чем выше качество, тем выше цена. Практика да и многолетние лабораторные исследования показали, что сейчас совершенно не учитывается такой важный показатель качества зерна, как ИДК (индекс деформации клейковины). Во внимание берется только количество содержания клейковины в злаке. А учитывать при приемке зерна надо весь комплекс качеств товара. И в зависимости от этого устанавливать надбавки к закупочной цене. Это поможет реально стимулировать производство высококачественной пшеницы внутри республики и полностью отказаться от дорогостоящего импорта.
— Но, как известно каждому агроному, для повышения качества зерна пшеницы необходимо вносить весь комплекс минеральных удобрений — азотных, фосфорных и калийных — в течение всего вегетационного периода. Каждый из этих питательных элементов и формирует в конечном итоге его хлебопекарные качества. У нас вносят только треть необходимой нормы азотных, почти нет фосфорных и калийных удобрений, как свидетельствуют эксперты. Как решить эту задачу?
— Спору нет, комплексные водорастворимые минеральные и органо-минеральные удобрения, в которых содержится сбалансированное количество макро- и микроэлементов — одно из важнейших условий для формирования качественного и богатого урожая. Научные исследования и производственная практика на протяжении десятилетий доказали эффективность и экономическую целесообразность этого условия земледелия. Известно, что даже небольшая доза в 2-3 литра на гектар обеспечивает повышение урожайности до 30 % и явное улучшение хлебопекарных качеств пшеницы.
В Кыргызстане сейчас строится мини-завод по производству органо-минеральных удобрений. Наши инвесторы из Южной Кореи планируют завершить строительство в течение ближайших четырех-шести месяцев. Проектная стоимость производства оценивается в $2 млн. Нашей стране предстоит только выделить землю и создать самые благоприятные условия для инвестиций. Тогда проблема качественных и доступных удобрений будет решена.
Надо заметить, что в сельхозпроизводстве особую роль играют органические удобрения. Они являются источником комплексного питания и при правильном накоплении, хранении и применении дают весомую прибавку к урожаю, при этом повышая плодородие почвы.
К слову, в Кыргызстане ежегодно увеличивается в пашне удельный вес посевов многолетних бобовых трав, таких как люцерна, эспарцет. В начале 2000-х площади их не превышали 15 %, сейчас составляют почти 25. Эти пашни создают естественные предпосылки для накопления в пахотном горизонте почвы подвижных форм азота. В ближайшие годы удельный вес посевов многолетних бобовых трав достигнет оптимального уровня — 30 %.
— По свидетельству специалистов, за последние 20 лет содержание гумуса в плодородном слое почвы в Кыргызстане сильно снизилось. Каковы пути решения этой проблемы?
— Действительно, за последние два десятилетия содержание гумуса почвы в стране снизилось с 2,5 % до 1,5 и кое-где даже до 1 %. Чтобы восстановить его, необходимо принимать самые экстренные меры. В противном случае это грозит снижением урожайности растениеводческой продукции.
Министерство разрабатывает комплексный проект Госпрограммы по сохранению и улучшению почвенного плодородия до 2017 года, но он потребует бюджетной поддержки. Кстати, сейчас объявлен конкурс, на котором будут рассмотрены альтернативные проекты такой программы. Лучшая из них будет принята для реализации.
— Невозможно не затронуть столь важную отрасль, как семеноводство в Кыргызстане. Тем более что здесь накопилось немало проблем. Фермеры страны говорят о необходимости государственной поддержки их деятельности качественными семенами пшеницы и ячменя. Речь идет о том, что выделяемые государством товарные кредиты в виде семян большинству крестьян попросту недоступны. В первую очередь потому, что такие кредиты не выдаются фермерам, имеющим хоть какую-то непогашенную задолженность по государственным заемным средствам. Как помочь им?
— В Кыргызстане реализуется проект ЮСАИД по развитию семенной индустрии, в которых участвует 14 семеноводческих хозяйств, расположенных во всех областях республики. Они, кстати, недавно получили по проекту высококачественную сельскохозяйственную технику, такую как семяочистительные машины, например. Эти семхозы смогут уже в ближайшее время значительно увеличить производство семян основных сельхозкультур, особенно пшеницы.
Планируется, что эти 14 лучших семхозов республики будут благодаря проекту преобразованы в крупные компании по принципу кооперирования крестьянских и фермерских хозяйств, то есть укрупнены. И они смогут решать вопросы обеспечения сертифицированными семенами лучших высокоурожайных сортов без процедур оформления через ГФРЭ.
Сейчас решается вопрос о первоочередном предоставлении им в аренду орошаемых пахотных угодий из государственного фонда сельскохозяйственных земель. Разработан проект закона Кыргызской Республики об управлении землями этого фонда. Он уже получил положительную оценку специалистов и экспертов. Согласно этому закону, 3/4 орошаемых пахотных земель будет использовано для семеноводческих и племенных хозяйств страны. Это важно потому, что за последние 15 лет с подачи органов местного самоуправления у семхозов была изъята орошаемая пашня площадью порядка 30 тысяч гектар. А это ни много ни мало почти половина ранее имевшейся в их распоряжении земли. Надеемся, что в 2014 году такой закон будет принят Жогорку Кенешем.
Наконец, необходимо в законодательном порядке разрешить сельским товаропроизводителям использовать в качестве залогового имущества при получении товарных кредитов имеющиеся в их использовании земельные наделы, как это практикуется во всех цивилизованных странах. Это решило бы многие проблемы крестьян, в том числе и закупку качественных семян.
— Новости, конечно, обнадеживающие, но ведь один проект ЮСАИД не решит проблему всего семеноводства в Кыргызстане. Нужны и какие-то другие пути решения…
— Да, Министерством сельского хозяйства и мелиорации разработан проект Государственной комплексной программы развития селекции и семеноводства сельскохозяйственных культур. Она рассчитана на пять лет и предусматривает как бюджетное, так и донорское финансирование.
Надо сказать, что наше Министерство уже трижды пыталось заручиться поддержкой проекта этой Госпрограммы, но Минфин пока не готов выделить средства на цели программы. В последний раз бюджетные расходы в ней были сокращены до 288 млн. сомов (это на все пять лет). То есть в год потребуется чуть более 50 млн. сомов. Несколько большую сумму составит в программе донорская поддержка. Мы надеемся, что правительство поддержит ее, тогда мы сможем дополнительные усилия приложить для решения проблемы улучшения продукции семеноводства в Кыргызстане.
— Вы отметили, что фермеры смогут получать доступ к высококачественным семенам без оформления товарных кредитов в ГФРЭ. А подробнее можно об этом?
— Да, это возможно при дотационной поддержке государства. К примеру, в Российской Федерации и Республике Казахстан существует практика выплаты до 40 % стоимости семян, отпущенных семхозами фермерам. В этих странах сейчас нет проблем с качественными, сертифицированными семенами. Соответственно и качество продовольственного зерна пшеницы высокое. В Кыргызстане из общего объема семян пшеницы только 70 % сертифицированы.
Мы уверены, что если дотация в стране составит хотя бы 30 % от стоимости семян, отпущенных семхозами фермерам, то уже в течение ближайших пяти лет средняя урожайность пшеницы в Кыргызстане увеличится как минимум на 5 центнеров с гектара. А это позволит получить дополнительно продовольственного зерна с хорошими хлебопекарными качествами на сумму пяти млрд. сомов. Это простой экономический расчет. Нам надо вложиться, чтобы перестать совершать огромные и нерациональные траты на закупку хлеба за границей. Тогда мы не только тратиться на импорт пшеницы не будем, но и сами экспортировать качественную пшеницу сможем!
— Благодарю вас, Жегиталы Жумалиевич, за подробную и весьма компетентную беседу.
Интервью взял
Руслан ИСАЕВ.
Related News
Голод не страшен
В Кыргызстане запасы продовольственных товаров первой необходимости имеются в достаточном количестве. Об этом сообщил заместительRead More

Совместили приятное с полезным
Завершился рабочий визит Президента Садыра Жапарова в Санкт-Петербург, где он принял участие в неформальной встречеRead More