Нужна кардинальная реформа
В стране уже давно требуется реформировать систему профессионально-технического образования. В связи с этим хотелось бы представить свое видение необходимых преобразований.
Так, в республике функционируют 110 учебных заведений профтехобразования, в которых обучается около 35 тыс. учащихся в возрасте от 18 и выше лет. Для повышения эффективности подготовки такого небольшого количества учащихся необязательно создавать отдельное ведомство, как Агентство ПТО, достаточно его объединить с Министерством народного образования. Преимущества такого слияния следующие: экономия бюджета за счет сокращения чиновничьего аппарата и исключения дублирующих функций, повышение эффективности обучения учащихся по общеобразовательным предметам и профессиональной подготовке с 7-го класса. Это достигается за счет укрепления учебной и производственной базы будущей системы народного и профессионально-технического образования, так как средние школы и профессиональные лицеи окажутся в подчинении одного ведомства.
Прежде чем разобраться и принимать закон «Об образовании», следует провести исследовательскую работу, изучив предложения на местах, а также анкетирование среди учащихся 7-х классов для того, чтобы определить спрос на профессию. Только после этого разрабатывать учебные программы по начальной профессиональной подготовке.
Расписание занятий составлять нужно таким образом, чтобы учащиеся четыре дня занимались в школах, а два — в профессиональных лицеях. В 7-8-х классах проводить подготовительное профессиональное обучение, в 9-11-х каждого ученика обучать выбранной им профессии. По окончании среднего учебного заведения выпускник может получить аттестат зрелости и сертификат по профессиональной подготовке.
При Министерстве народного образования должен функционировать институт повышения квалификации для учителей и преподавателей спецдисциплин, мастеров производственного обучения и других категорий профессиональных лицеев. Кроме этого, институт разрабатывает учебные программы, методические пособия, отслеживает уровень знаний учителей и преподавателей спецдисциплин.
Сегодняшнее время требует кардинальных изменений в системе народного и профессионально-технического образования, чтобы исключить из него «асфальтовое воспитание» будущего поколения кыргызстанцев.
Дамира ЖУМАБАЕВА,
педагог-филолог
с 30-летним стажем.
Related News
Продолжая путь первого учителя
Торага Нурланбек Шакиев принял участие в конференции, посвящённой 140-летию со дня рождения первого просветителя, выдающегосяRead More