Main Menu

В тот день СОРОК ПЯТОГО ГОДА

Среда, 9 мая 1945 года, для каждого из наших земляков началась по-разному. Но было ясно:  в столицу пришел общенародный праздник. Долгожданный, торжественный, бесшабашный, с печалью и радостью,  вином и закуской, поцелуями и слезами… 

Весть весны

Плохой сон у фрунзенского библиотекаря Раисы Львовны Гуревич. Посветлело за окном — она на ногах. Привычно ткнула штепселем в радиорозетку. Из серой «тарелки» на стене  торжественный  голос  диктора. Полоснули  по сердцу слова: «окончание войны… 9 мая… праздник Победы…».

Прижала руку к груди, опустилась на стул. Но поднялась и скорей из пустого дома  на улицу. Звук приближающегося автомобиля. Выскочила на середину дороги. Скрип тормозов.  Надвинулось в окошке кабины злое лицо пожилого шофера. 9may

— Товарищи, дорогие… Объявлено по радио: Победа! Сегодня праздник!

Растерялся человек за рулем. Грузно вылез из авто, посмотрел в глаза вестницы.  Хрипло заорал:

— Ребята, слазь! Победа!

Из кузова полуторки спрыгнули мужчина и женщина. Вновь гордо прокричала Гуревич обжигающую новость. И вот уже вспыхнули окна  домишек вдоль улицы. Сбежались к  машине соседи. Крики «ура», объятия и поцелуи. По кругу идет бутылка.

Обнажились таившиеся в каждом  чувства. Все будто сбросили осточертевшую тяжелую и грязную зимнюю одежду, легко и радостно  отдаваясь первой ласке запоздавшей весны.

Гонцы Победы 

В отдаленных уголках  республики нет  радио. Поэтому в райцентрах в утренних сумерках седлают коней джигиты, мчатся с долгожданной вестью по бездорожью и крутым тропам.

Гонец — в колхозе им. Орджоникидзе Быстровского района. У председателя Боронбаева слезы на глазах.  Победа! Драгоценный подарок землякам от 89 ушедших из села на фронт джигитов.

Труднодоступные сырты колхоза им. 1 Мая Покровского  района. Здесь более  3 тысяч голов общественного скота. Чабаны — старики, женщины, подростки. Для каждого новость — предвестник радостных изменений в жизни. А пока словно  хватили целебного элексира:

— Радость сбросила с плеч груз лет, —  говорит пожилой колхозник Раимбеков. — Чувствую себя молодым и трудиться буду на совесть.

Чудодейственная весть из уст в уста, от юрты к юрте летит по краю. den_pobedi_5

Рапорт 

В шесть утра сел за рабочий стол  привыкший к дисциплине директор Мадынской  машинно-тракторной станции Курочкин. Хотел на свежую голову письменно  рапортовать Ошскому  облземотделу и редакции местной газеты об успехах  коллектива.

План весенних тракторных работ выполнен на 10%. В среднем  одна машина вспахала 134 га. В лучшей бригаде Халвы Азизова  каждый тракторист обработал 225 га.

Телефонный звонок. Сногсшибательная  новость поломала все планы директора. Бросил на чистый лист бумаги ручку с новым пером, вызвал машину и помчался в редакцию.

Газетчики давно в сборе. Вручили Курочкину пахнущую краской листовку с  радостным сообщением. Словно на крыльях вернулся в МТС, выступил перед работниками на бурном митинге. спартак

В тот день директор не вспоминал о рапорте. Праздник! А дела сами за себя  скажут.

Митинг воинов

С быстротой сигнала тревоги облетела весть о Победе воинскую часть, где командирами служили капитан  Маринин и старший  лейтенант Прудченко. Подбрасывали в воздух фронтовиков.

В 7.20 воины в праздничной форме выстроились на плацу. Митинг открыл полковник Сикорский. Взволнованно и радостно выступали несущие службу с честью офицеры и солдаты.

Торжества прошли во Фрунзенском  пехотном училище и других подразделениях гарнизона, всегда готовых к защите родины. Но еще идут бои в Европе, не сломлена милитаристская Япония…

Свои в «плену» у своих

Ночь артиллерист Дюйша  Токтомышев провел на жесткой лавке железнодорожного вокзала, но проснулся бодрым. Позади  тяжелые бои, ранение, госпиталь. Впереди родное иссык-кульское село, где ждут жена и дети. Поскорее бы к ним. Жаль, что нет во Фрунзе знакомых.

И потрясающая весть о Победе! Не усидеть на вокзале. Прихрамывая, шагает к центру. И пропало чувство одиночества. Преградили  путь солдату радостные  люди. Поздравляют, обнимают, приглашают  в гости…

Не выбраться из окружения праздничных горожан гвардии старшему лейтенанту Ниязу Ахметчину. Говорит, смеясь:

— Было время, когда брал в плен гитлеровцев, а теперь самого «пленили»…

Бравый моряк-гвардеец «бросил якорь» в  группе бойких девчат. Утонул в шквале вопросов о сражениях, но за словом в карман не лезет. На груди орден Красной Звезды и медаль «За оборону Сталинграда».

Спешат мимо цирка две девушки в военной форме. Их останавливают молодые люди, торжественно вручают цветы, просят остаться с ними. Но старшина Ульянова и красноармеец Матвеева на службе. Смеясь и  обещая встречу в другой раз,  убегают.

чу-исанова

Праздник «гвардейцев тыла»

Раннее утро 9 мая 1945 года на выпускающих  военную продукцию фрунзенских предприятиях.

…Инструментальный завод. В цех, смеясь, врывается с гармошкой  паренек. Бросают станки усталые и уже знающие о Победе люди, окружают весельчака. Кто-то выкрикнул задорную частушку, девчата пустились  в пляс. Все перекрыл торжествующий  заводской гудок.

Начинается митинг. О капитуляции фашистской  Германии сообщил  председатель завкома профсоюза Резниковский. Выступили секретарь  парткома Сюндюков, бригадир слесарей Константин Васильевич Фирсов, стахановец  Чотуров, жена фронтовика-танкиста Горячих.

Под звуки  гимна принимают правительственную телеграмму Верховному главнокомандующему Сталину и всем бойцам Красной Армии и флота.

… Затемно забурлил рабочий  городок завода им. Фрунзе. Из бараков и домишек спешат на предприятие радостно возбужденные люди.

В 7 утра в переполненном дворе на  трибуну-грузовик поднимаются  руководители. Митинг открыл замсекретаря  по промышленности ЦК КП(б) Киргизской ССР Попков. Поздравил собравшихся с Победой директор завода Сосин. О работе  по майской программе рапортует  начальник цеха Голобоков. Ежедневно  выполнять план на 300% обязуется стахановец Исмаилов. Заверяет, что не отстанет от  него, передовик Василенко. Благодарит коллектив за выпуск доброкачественной  продукции для Военно-морского флота  подполковник  Самохвалов.

Митинги пронизаны официальностью, как газетные передовицы тех лет. Такова  эпоха. Одно бесспорно: в сельскохозяйственном крае — Киргизии — вырос рабочий класс. В годы войны «гвардейцы тыла» сумели в тяжелейших условиях наладить производство необходимой фронту продукции, внести реальный вклад в разгром врага.

 

Торжество победителей 

На сером здании Дома правительства  портреты вождей, красные флаги.  Непривычно пуста и блестит брусчаткой оцепленная милицией площадь. Но тротуары вдоль нее — словно пестрый цветник: колышутся массой празднично одетых и радостных людей.

На балконе Дома правительства появляются  руководители республики. Торжественные  звуки оркестра открывают парад войск Фрунзенского  гарнизона. Чеканит шаг строй вооруженных, подтянутых воинов. В небе в рокоте моторов звено краснозвездных самолетов.

На параде, конечно, не цвет армии и ее могучей техники. Они еще на далеких фронтах. Но  это своя, близкая и  причастная к Победе, готовая всегда  встать на защиту сила.

На площади — мотоцикл. В его коляске застыла стройная, в спортивном костюме девушка. В руках красное знамя.  Она живое воплощение золотом сверкающего на полотнище слова «Победа».

Под оркестровые марши открывается  демонстрация трудящихся. Веселые  колонны предприятий и организаций. На грузовиках показывают спортивное  мастерство физкультурники. Горожане — с портретами Сталина и его соратников, транспарантами с праздничными лозунгами, цветами. Многие, не замедляя движения, танцуют, поют.

Но вот смешались, заполнив площадь, демонстранты и зрители.  Торжественный  митинг открыл секретарь Фрунзенского горкома партии Булла. Звучат под звуки Гимна  Советского Союза здравницы  великому Сталину. Выступают секретарь Фрунзенского обкома Мамбетов, стахановец завода им. Фрунзе Короткин, представитель интеллигенции Шукуров, полковник Кузнецов.

Митинг окончен, но народ не расходится. Под ликующие звуки оркестров  фрунзенцы сбиваются в группы, обнимаются, танцуют, поют. Малыш, ухватившись за шею матери, спрашивает:

— А завтра опять будет музыка?

— Будет, сынок, обязательно будет!

orig_d6158db730932bcfa213ea35e1739990Боль войны 

Аллея напротив кинотеатра «Ала-Тоо», у параллельного ей большого, как ручей, арыка — голубые фанерные ларьки, ряды выездной праздничной торговли. Стоит запах жаренных на хлопковом масле боорсоков, пирожков. Редкие в войну лакомства бойко раскупаются  горожанами. Всюду пронырливые стайки детей.

В многоголосый шум врезается похожий на плач крик.  На аллее тележка, на которой туловище безногого человека.  Грязная гимнастерка  с погонами младшего лейтенанта-танкиста. На груди медаль «За отвагу». Обезображенное шрамами багрово-сизое лицо. Это известный многим фрунзенцам  инвалид войны Руслан. Успел отметить Победу.

Внезапно останавливается и, подняв к небу пьяные глаза, кричит:

— Радуетесь! У-у-у-у! Сталин! Сколько людей погубил! У-у-у!

Сыплет кыргызскими ругательствами…

Инвалиды… Постоянное напоминание  о реках крови на фронтах и военных просчетах. Демонстрация неприкаянности пострадавших бойцов.

Замерла толпа. Не хочет, не может  видеть и слышать калеку. Вот-вот появится милиция. Пьянчужку не защитить. Заберут, чтобы не портил праздник. А они слушают скверные слова. На них вина соучастия, за которое положено отвечать.

У тележки однорукий старшина-фронтовик. Что-то тихо говорит Руслану,  сует в карман его гимнастерки смятые рубли. Схватив за плечи, быстро увозит плачущего лейтенанта. Расступаются люди. Мужчины, женщины склоняют  головы… Ложатся на тележку деньги, конфеты, звучат ободряющие слова…

 

Праздник продолжается 

…Пожилые люди спешат в мечети и церкви, возносят благодарственные молитвы  дома, веря, что Великая Победа дарована Богом.

Небывалый наплыв посетителей на Центральном телеграфе. Вместо двух  работают двенадцать касс, а очереди к ним не уменьшаются, ведь каждый отправляет несколько телеграмм.

У домохозяйки Медведевой в руках дюжина заполненных бланков — поздравляет с Победой родственников и знакомых в разных уголках Союза.

— На полевую почту принимаете? Нет? Жаль, а то у меня сын в Германии. Вот бы обрадовался материнскому  приветствию. Ну ничего, скоро, даст Бог, увидимся.

— А мой сын,  — горько говорит Александра Матвеевна Латыпова, — мечтал о битве  за Берлин. Не довелось, пал смертью храбрых. Поздравляю его однополчан, отомстивших за друга…

Фрунзенский телеграф к вечеру  9 мая 1945 года отправил 2,5 тысячи и принял 650 поздравлений с завершением войны.

… В колхозе Кызыл-Аскер Кагановичского района за дастарханом поздравляют с Победой лучшую звеньевую Керимбюбю Шопокову. Ратный подвиг сына Дуйшенкула она продолжила личным рекордным трудом. Стала примером для  колхозниц, укрепляя неразрывную связь фронта и тыла — главную силу в разгроме фашистской Германии.

…Свет Победы лег на тех, кто безвозмездно отдал свои сбережения и ценности в фонд разгрома захватчиков на строительство самолетов и танков. Сотни тысяч жителей Киргизии обменяли часть заработков на облигации военных займов. 0_b6d47_9ef001c1_XXL

В селе Сталинском в доме инвалида  Великой Отечественной Семененко гости. Хозяйка рассказывает, как в самое трудное время подписывалась на займы. И вот, проверяя таблицу, не поверила глазам: выигрыш в 50 тыс. рублей.

Повезло и другим. По    12 тысяч  получили по облигациям колхозница из  Сталинского района М. и жительница с. Калининского Б., вещь стоимостью 10 тысяч рублей выиграла в лотерею член сельхозартели им.      П. Ярославского.

…Сумерки опустились на столицу, но праздник  продолжается. Горожане штурмуют кассы кинотеатров. В зрительном зале «Ала-Тоо» гаснет свет. На экране титры как на заказ: «В шесть часов вечера после войны». Это название  фильма, созданного в разгар боев с  фашизмом, но фантазия авторов созвучна духу этого дня.  Она будоражит, усиливает радостное ожидание  чего-то чудесного в жизни.

Не только в кинотеатре такое  настроение. Оно повсеместно в  потеплевшем общении людей, меньше  безразличия и злости, больше заботы и доброты. Особенно заметно это среди беззаботно веселящейся молодежи. Переполнены танцплощадки, звучит задорная  музыка всех народов-победителей. Под  радостные возгласы вспыхивают разноцветные фейерверки.

По-мирному шумит ночной город.  Завтра рабочий день, но грядут изменения в режиме обязательного труда.  Первая примета — решение Совнаркома республики о переносе начала  занятий в учреждениях и организациях на 8 утра с окончанием в 16.30.

 

Застолье горькое и радостное 

Колхоз-«миллионер» им. Фрунзе  Кантского района. В помещениях и под сенью деревьев накрыты праздничные столы. В  6 вечера щедрый председатель Вомеза приглашает сельчан. Как положено,  первый тост за Сталина. Потом  поднимают стаканы за погибших и живых воинов, за собравшихся, благодаря  которым шли из республики на фронт, приближая гибель  врага, эшелоны с продовольствием.

…Светятся окна дома на тихой  фрунзенской улице. Большой накрытый стол семьи Прилепкиных. Хозяйка — мать-героиня Матрена Савельевна,  муж Яков Федорович, их дочери Мария, Анна, Наталья и Зоя.  Пять стульев свободны.  Это места сыновей — сержанта Андрея,  лейтенантов Геннадия и Николая, красноармейцев Ивана и Петра. Один стул прислонен спинкой к столу — старший лейтенант Федор  Прилепкин погиб за  родину. Скорбь о нем жива. Но сегодня  она потонула в ожидании скорого возвращения самых дорогих и близких — гордых, молодых и сильных победителей.

Юрий ЗАЙЦЕВ. 






Добавить комментарий