Main Menu

Память сильнее прожитых лет

 

Великая Отечественная война глубокими ранами исполосовала души советских людей. Каждую семью затронула она, забрав жизни миллионов. Раны выживших в той войне не зажили до сих пор. И даже спустя десятилетия открываются  новые страницы опаленной огнем сражений нашей истории. Сегодня я хочу  рассказать об одном таком человеке, который участвовал в той кровопролитной войне, —  Масютенко Николае Григорьевиче.

Он  родился в 1926 году в семье колхозника в Чуйской области Кыргызстана — селе Беловодском. Уже  ребенком помогал родителям по хозяйству, а чуть повзрослев, пошел работать в колхозную кузницу молотобойцем, благо физические данные позволяли ему  заниматься столь нелегким  делом.

4 февраля 1944 года, не достигнув совершеннолетия,  Масютенко был призван в передовую армию и отправлен на фронт защищать страну от фашистских захватчиков. Хотя война и близилась к завершению, но свежие солдатские силы все еще были нужны Советской армии.

Первым делом молодое пополнение, отправили в пригород Ташкента — Чирчик —  пройти школу молодого бойца. Там  базировался 63-й артиллерийский учебный военный полк.  Николай попал во взвод связи.  После месячной обкатки новобранцев с полигона близ Каттакургана  отправили военным эшелоном  в сторону линии фронта. Всего было сформировано 3 артиллерийских полка, в одном из которых находился  Николай Григорьевич.

В Днепропетровске эшелон расформировали, отделив от    32-го  вагона, который направился в сторону Варшавы. Оставшихся солдат, в числе которых был Николай, отправили в Харьков на тракторный завод. На нем в годы войны выпускали Т-34 — знаменитые танки, пронесшие на своей броне знамя Победы от стен Москвы до Берлина.

После месячных тренировок Николай Григорьевич  попал в танковый экипаж заряжающим.

В городе Чугуеве, в 28 километрах от Харькова, формировались 3 танковых полка. Уже была приготовлена техника для них. После боевой подготовки бойцов отправили на фронт. На станции Гродно полк Николая Григорьевича был направлен в 25-ю танковую бригаду. И уже в составе   5-й танковой армии Николай Григорьевич Масютенко шел, освобождая от фашистской оккупации города Советского Союза и страны Восточной Европы.  Форсировав Вислу,  25-я танковая бригада заняла два польских города — Гдыню  и Гданьск. Захватив их, советские части перекрыли возможность немецким оккупантам возвратиться в Померанию. Уже в Гдыне и Гданьске   25-я танковая бригада снова получила пополнение и двинулась далее на Запад к последнему, победному рубежу.

— Видно, есть Бог, — утверждает  Николай Григорьевич. — За все время моего участия в воинских сражениях лишь раз снаряд рикошетом задел  башню танка, не причинив никакого вреда.

Когда войска пошли на Берлин, 5-я танковая армия, в которой служил Николай Григорьевич, была направлена на перехват вражеской группировки, которая пыталась сорвать победный марш Советской армии. 32-й и 31-й танковые полки , 93-й тяжелый танковый и 93-й полк самоходных орудий должны были противостоять немецкой группировке, движущейся из Померании на перехват советских войск.

День Победы Николай Григорьевич Масютенко встретил в городе Бад-Фрайенвальде, где         7 мая 1945 года он услышал приказ о прекращении огня и капитуляции фашистской Германии.

Однако военная жизнь его на этом не закончилась: он продолжал служить в регулярных войсках до октября 1950 года. После демобилизации был завербован на Минский танковый завод, где проработал до 1954 года.

Вернувшись в Кыргызстан, Николай Григорьевич Масютенко посвятил свою жизнь работе в гидромелиоративной системе нашей страны.

Игорь КАФАНОВ.






Добавить комментарий