Main Menu

Поддерживаю Президента

Заслуженный работник транспорта,  экс-министр автотранспорта и шоссейных дорог Кыдырма Орозалиев предлагает  свой вариант строительства альтернативной дороги Бишкек — Ош.

Напомним читателям «СК»: 20 февраля мы опубликовали  материал «Трассу, которая соединит юг и север, построят за 5 лет», в котором глава государства Алмазбек Атамбаев  ставит задачу: построить стратегическую  автотрассу, соединяющую северные  и южные регионы страны, как  можно скорее.
«…Для нашей страны имеет важное значение строительство второй автодороги, — говорит Президент. — Я уже поручил специалистам  подготовить технико-экономическое обоснование», — констатирует Алмазбек Атамбаев свое решение: тоннель Туя-Ашуу был спроектирован для ежедневного  пропуска 446 автомобилей. На самом деле сегодня по нему ежедневно проходит более 3 тысяч машин.  Тоннель уже не справляется с  возросшей в разы нагрузкой.
Кроме того, возведение  новой дороги настоятельно требуют жители Джалал-Абадской и Нарынской   областей.
По подсчетам инженеров, потребуется проложить  около 450 километров новой автотрассы, кто профинансирует  работы, пока не известно.
Кыдырма Абышевич  уверяет, что если воспользоваться предлагаемым им вариантом, то строительство новой дороги Бишкек — Ош обойдется  гораздо дешевле. Длина трассы  составит всего 72 км вместо предполагаемых 450,  если протянуть дорогу  из Кочкора через перевал Шамси.  А с Нарына до Кочкора дорога есть, ее нужно только отремонтировать.
Ветеран-транспортник с 50-летним стажем работы уверяет, что предлагаемая сотрудниками Кыргыздортранспроекта дорога имеет  существенные недостатки. Главная опасность в том, что альтернативная трасса не обходит Орто-Токойское водохранилище и Боомское ущелье. Здесь горный  рельеф, никто не застрахован от схода лавин или оползней.
Дамба, мост могут  не выдержать, и тогда вода из  Орто-Токойского водохранилища хлынет в Чуйскую долину.
К. Орозалиев свой вариант считает более выигрышным. Приводит веские доказательства: по замыслу проектировщиков, строительство новой дороги через Арал, слияние рек Кокомерен — Нарын — Казарман протяженностью более 100 км требуют огромных денег.
К тому же здесь нет никаких населенных пунктов. А такие стратегические магистрали, как автодорога Бишкек — Ош, должны обязательно связывать села, считает ветеран.
В предлагаемом им варианте  новая дорога протяженностью всего 30 км пройдет через населенные пункты Чуйского и Кочкорского районов, главное — в обход водохранилища, что поможет значительно разгрузить, снять напряжение  на трассе Бишкек — Балыкчы по Боомскому ущелью, особенно  в летнее время.
Проектный институт предлагает  направление автодороги, обеспечивающее непрерывное автотранспортное сообщение между севером и югом, по  следующей схеме: Бишкек — Балыкчы — Кочкор-Ата — Казарман — Джалал-Абад, протяженностью 628 км. Участок дороги Казарман — Джалал-Абад будет использован с дополнительной   реконструкцией.
«…Наш Президент говорил, что «…дороги для государства — это как  кровеносные сосуды для человека»,  — продолжает свой рассказ К. Орозалиев, — для нашей горной республики  автомобильные трассы — практически единственный транспортный  путь, соединяющий  предпринимателей, фермеров с центром и внешним миром. От их успешной  деятельности зависит  экономика страны.  Закрытие перевалов ввиду  климатических погодных условий  сопряжено с большими  финансовыми потерями и социальными издержками».
Кто бы спорил! Так оно и есть на самом деле. Предлагаем читателям «СК» продолжить  начатую на страницах нашей газеты беседу. Ждем ваших писем!
Галина  ЛУНЕВА. 





Добавить комментарий