Джаз — это полет души
В Бишкеке прошел VIII международный фестиваль джаза «Джаз -Бишкек — весна» под девизом «Музыка без границ», в котором приняли участие 14 групп музыкантов из нескольких стран мира: США, Турции, Австрии, Швейцарии, Казахстана, Узбекистана, Таджикистана и Кыргызстана. Проект СААМ «Центральная Азия арт менеджмент» прошел при поддержке Фонда Кристенсена, посольств США, Турции, Австрии, Швейцарии.
Большой бишкекский джаз имеет два времени года — весну и осень, и в этом прослеживается его родство с птицами, которые прилетают с первыми солнечными днями, и улетают, когда с деревьев опадают последние листья. А скорей всего просто что-то, напоминающее полет, есть в джазовых мелодиях, так глубоко проникающих в сердце, что действительно чувствуешь себя парящим над вечерним городом. Но такое состояние души бывает только от хорошей музыки. А именно она звучала апрельскими вечерами со сцены столичного Театра оперы и балета. Так вышло, что джазовые фестивали теперь проходят в храме классической музыки, но и джаз — мы говорили об этом — давно стал классикой и разменял свою вторую сотню лет: в этом году ему исполняется 101 год…
Четырнадцать различных групп со всех концов света радовали бишкекчан саксофоно-фортепиано-трубо-контрабасо-барабанными композициями с вкраплениями звучаний древнего музыкального инструмента жетигена, тромбона, гитары. Надо сказать, что среди столичных жителей поклонников джаза совсем немало, и неплохо они в нем разбираются. По крайней мере скажут, чем отличается блюз от регтайма, что такое синкопированные ритмы, би-боп, фри-джаз, кол-джаз, диксиленд, комбо…
Во всяком случае, народу пришло много, некоторые пары, которых действительно зажгла музыка, выходили в проход и танцевали в свете разноцветных прожекторов, что создало удивительную атмосферу, напоминающую времена Луи Армстронга, Чарли Паркера, Дизи Гиллеспи, Билли Холлидей, Эллы Фитцджеральд, о которых мы знаем из американских фильмов.
Среди участников были как старые знакомые «Авесто» из Таджикистана, кыргызстанцы — «Соленые Орешки» и «Джаз-трио Викрама Рузахунова», так и дебютанты «Хорнер брасс квинтет (5+1)» (Brass Quintet), например, тоже бишкекчане. Вообще, наших групп было больше всего: еще команду кыргызстанцев дополнили «Айо», «Аура» и «Jazz Diez», где трубач — канадец.
«Биг бэнд Алматы (Казахстан), «Мэри Поппинс» (Австрия), Frank Salis & Marko Nevano (Швейцария), «Каганат» (Узбекистан); Goghan Usal & Fatih Erenler (Турция), Сarla Cook & Jazz Trio (США) — трудно выбрать лучших: у всех богатый репертуар, профессиональное мастерство, все обладают умением преобразовать свои чувства и мысли в интригующие звуки и мелодии, сочетать искрящиеся креативы импровизаций с этно- или кантри-мотивами и прекрасно понимают, что такое кураж.
«Бишкек становится полноправной столицей джаза не только потому, что два раза в год проводит международные фестивали, — говорит Каныкей Мухтарова, арт-директор фестиваля. — Наши музыканты вызывают интерес во всем джазовом мире тем, что одними из первых привнесли в это направление элементы этники. Американцы уже играли с нашими комузистами. Надо сказать, что благодаря СААМ выпущено четыре диска такой экспериментальной музыки. А на этом фестивале прозвучал и жетиген — очень древний инструмент, который, несомненно, привлек внимание».
Кто-то когда-то сказал — говорят, это был не то мифический, не то реальный Джазбо Браун, имя которого и дало название этому направлению, что джаз — только для тех, кто любит свободу и хорошо воспринимает все новое, а иначе никакого полета бы не было. Исполненная прекрасного настроения, с сочетанием непредсказуемости и легкости ритмов, пульсирующих в унисон с биением сердца, музыка радовала своей мелодичностью и привлекательностью. В состоянии драйва пребывали даже те, кто не считал себя ярым поклонником джаза, а случайно попал на вечер. Хотя настоящие ценители, ревностно оберегающие свою музыкальную территорию, могут и поморщиться: не бывает в джазе случайных людей, вроде как «чужие здесь не ходят», — это особый образ жизни, особое состояние души. Но вот тут они не правы, просто в эти три вечера их стало на десяток-другой больше.
Со всеми группами и зрителями был обаятельный ведущий фестиваля — большой знаток и любитель джазовой музыки россиянин Кирилл Машков, сочетающий свою любовь с выпуском журнала, посвященного исключительно джазовому направлению. И то, что известный музыковед приехал в нашу столицу, говорит о Бишкеке как о городе, полном прекрасной музыки и замечательных музыкантов.
Галина МИХАЙЛИНА.
Фото Игоря САПОЖНИКОВА.
« СТРАНА ВЫСОКИХ ВДОХНОВЕНИЙ (Previous News)
(Next News) «Назарбаевская» школа — в этом году »
Related News
В ожидании чуда
С наступлением зимы наверняка многие задумались о том, как будут встречать Новый год. Хозяйки шерстятRead More
И много-много радости детишкам принесли…
В преддверии Нового года Детский фонд совместно с Городским центром творчества школьников «Кыргызстан балдары» приRead More