Main Menu

Джаз — это полет души

 

В  Бишкеке прошел VIII международный фестиваль джаза «Джаз -Бишкек — весна» под девизом «Музыка  без границ», в котором приняли участие 14 групп музыкантов из нескольких  стран мира:  США, Турции, Австрии, Швейцарии, Казахстана, Узбекистана, Таджикистана и Кыргызстана.  Проект СААМ «Центральная Азия арт менеджмент» прошел  при поддержке Фонда Кристенсена, посольств США, Турции, Австрии, Швейцарии.

 Большой бишкекский джаз имеет два времени года —  весну и осень, и в этом прослеживается его родство  с  птицами, которые прилетают с первыми солнечными днями, и улетают, когда с деревьев опадают последние листья. А скорей всего просто что-то, напоминающее полет, есть в джазовых мелодиях, так глубоко проникающих в сердце, что действительно чувствуешь себя парящим над вечерним городом. Но такое состояние души бывает только от хорошей музыки. А именно она звучала апрельскими вечерами со сцены столичного Театра оперы и балета. Так вышло, что джазовые фестивали теперь проходят в храме классической музыки, но и джаз — мы говорили об этом — давно стал классикой и разменял свою вторую сотню лет: в этом году ему исполняется 101 год…
Четырнадцать различных групп со всех концов света радовали бишкекчан саксофоно-фортепиано-трубо-контрабасо-барабанными композициями с вкраплениями звучаний древнего музыкального инструмента жетигена, тромбона, гитары. Надо сказать,  что среди столичных жителей поклонников джаза совсем немало, и  неплохо они в нем разбираются. По крайней мере скажут, чем отличается блюз от регтайма, что такое синкопированные ритмы, би-боп, фри-джаз, кол-джаз,  диксиленд, комбо…
 Во всяком случае, народу пришло  много, некоторые пары, которых действительно зажгла музыка, выходили в проход и танцевали в свете разноцветных прожекторов, что создало удивительную атмосферу, напоминающую времена Луи Армстронга, Чарли Паркера, Дизи Гиллеспи, Билли Холлидей, Эллы Фитцджеральд, о которых мы знаем из американских фильмов.
Среди участников были  как старые знакомые «Авесто» из Таджикистана,  кыргызстанцы — «Соленые Орешки» и  «Джаз-трио Викрама Рузахунова»,  так и дебютанты «Хорнер брасс квинтет (5+1)» (Brass Quintet), например,  тоже бишкекчане. Вообще, наших групп было больше всего:  еще команду кыргызстанцев дополнили «Айо», «Аура» и «Jazz Diez», где трубач — канадец.
«Биг бэнд Алматы (Казахстан),  «Мэри Поппинс» (Австрия),  Frank Salis & Marko Nevano (Швейцария),  «Каганат» (Узбекистан); Goghan Usal & Fatih Erenler (Турция), Сarla Cook & Jazz Trio (США) —  трудно выбрать лучших: у всех богатый репертуар, профессиональное мастерство, все обладают умением преобразовать свои чувства и мысли в интригующие звуки и мелодии,  сочетать искрящиеся креативы импровизаций с этно- или кантри-мотивами и прекрасно понимают, что такое кураж.
«Бишкек становится полноправной столицей джаза не только потому, что два раза в год проводит международные фестивали, — говорит Каныкей Мухтарова, арт-директор фестиваля. —  Наши музыканты вызывают интерес во всем джазовом мире тем, что одними из первых привнесли  в это направление элементы этники. Американцы уже играли с нашими комузистами. Надо сказать, что благодаря СААМ выпущено четыре диска такой экспериментальной музыки. А на этом фестивале прозвучал и жетиген — очень древний инструмент, который, несомненно, привлек внимание».
Кто-то когда-то сказал — говорят, это был не то мифический, не то реальный Джазбо Браун, имя которого и  дало название этому направлению, что  джаз —  только для тех, кто любит свободу и хорошо воспринимает все новое, а иначе никакого полета бы не было. Исполненная  прекрасного настроения,  с сочетанием непредсказуемости и легкости ритмов, пульсирующих в унисон с биением сердца, музыка  радовала  своей мелодичностью и привлекательностью. В состоянии драйва пребывали даже те, кто  не считал себя ярым поклонником джаза, а  случайно попал на вечер. Хотя настоящие ценители, ревностно оберегающие свою музыкальную территорию, могут и поморщиться: не бывает в джазе случайных людей,  вроде как  «чужие здесь не ходят», — это особый образ жизни, особое состояние души. Но вот тут они не правы, просто в эти три вечера их стало на десяток-другой больше.
Со всеми группами и зрителями был  обаятельный ведущий фестиваля —  большой знаток и любитель джазовой музыки россиянин Кирилл Машков,  сочетающий свою любовь с выпуском журнала, посвященного исключительно джазовому направлению. И то, что известный музыковед  приехал в нашу столицу, говорит о Бишкеке как о городе, полном прекрасной  музыки и  замечательных музыкантов.
Галина МИХАЙЛИНА.
Фото Игоря САПОЖНИКОВА.






Добавить комментарий