Main Menu

Минэнерго уполномочено заявить…

Министерство энергетики и промышленности Кыргызстана выступило с заявлением по поводу мнений и доводов официальных представителей центральноазиатских государств и экспертов о целесообразности строительства гидроэнергетических сооружений в регионе, в том числе в нашей стране. В нем говорится, что официальный Бишкек был и остается сторонником равноправного диалога всех стран региона как по вопросу строительства новых гидротехнических сооружений в верховьях бассейна реки Сырдарья, так и по эффективному использованию воды странами низовья.


Относительно строительства Камбар-Ати неких ГЭС отмечается, что экспертиза данного проекта, по результатам которой принято решение о ее строительстве, проведена еще в восьмидесятых годах прошлого века Ташкентским отделением проектноизыскательского и научно-исследовательского института "Гидропроект" и является инициативой не только руководства Кыргызстана.

В настоящее время в республике принимаются меры по завершению строительства с учетом изменившихся условий, новых требований к проектированию и безопасности, оценки воздействия на окружающую среду, в том числе к сейсмической безопасности.

Упоминая Конвенцию ЕЭК ООН по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер и Конвенцию о праве несудоходных видов использования международных водотоков, узбекская сторона умолчала о важном принципе справедливого и разумного использования. Отсутствие информации об использовании воды в Узбекистане с указанием объемов потребления, о возведении водохранилищ без проведения экологической экспертизы вызывает неоднозначную реакцию.

Поэтому в соответствии с нормами международного права схема взаимных уведомлений и экологической экспертизы должна осуществляться только по принципу взаимности, без использования двойных стандартов и выборочного подхода в вопросе использования водноэнергетических ресурсов, а также применяться ко всем странам Центральной Азии без исключения.

Упомянутые конвенции ООН, участником которых Кыргызстан не является, имеют общий характер и не учитывают особенности и проблемы каждого региона мира, в том числе Центральной Азии. Отмечая необходимость соблюдения международного права, в первую очередь страны Центральной Азии должны выполнять региональные соглашения, которые и являются нормами международного права.

Экспертное сообщество отмечает уникальность ситуации в Центральной Азии — взаимозависимость стран региона от поставок водноэнергетических ресурсов. Необходимо сбалансированное использование водных ресурсов не только для нужд ирригации, но и в целях выработки электроэнергии для нужд населения.

Таким образом, не соответствует действительности утверждение о стремлении Кыргызстана к гидроэнергетической линии диктата. Кыргызская Республика всегда проявляла инициативу, призывала и призывает к развитию сотрудничества и заключению многосторонних соглашений в водноэнергетической сфере. Однако эти предложения остаются без ответа.

Так, например, Соглашение между правительствами Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана об использовании водноэнергетических ресурсов бассейна реки Сырдарьи от 17 марта 1998 года предусматривает возможность ежегодного заключения многосторонних, а на их основе двусторонних договоров по взаимопоставкам воды и электроэнергии в обмен на уголь, газ и мазут. Это условие соглашения фактически не работает из-за отказа Узбекистана заключать многосторонние договоры. С 2008 года заключаются только двусторонние договоры между участниками соглашения, однако выполнять обязательства по ним становится все труднее из-за отсутствия многосторонних договоров.

После подписания в 2012 году Соглашения между правительствами Кыргызстана и России о строительстве и об эксплуатации Камбар-Атинской ГЭС-1 в очередной раз озвучено приглашение для третьих стран принять участие в данном проекте, в первую очередь для Казахстана и Узбекистана.

При посредничестве казахстанской стороны 5 октября 2012 года в г. Алматы состоялась встреча на уровне вице-премьер-министров Казахстана, Кыргызстана, России и Узбекистана по вопросу участия в проекте строительства Камбар-Атинской ГЭС-1. От Республики Узбекистан в обсуждении принял участие первый заместитель премьер-министра Узбекистана Р. Азимов. На встрече принято решение об образовании четырехсторонней рабочей группы по данному вопросу, однако в дальнейшем узбекская сторона отказалась участвовать в этих встречах.

Кыргызстан сожалеет, что отказ официального Узбекистана от конструктивного диалога и взаимовыгодного сотрудничества, непрекращающиеся публикации сомнительных доводов и предвзятые заявления приводят к осложнению взаимоотношений между нашими народами, которые исторически были и будут добрыми соседями.






Добавить комментарий