Main Menu

НЕ ЗАГОНЯЙТЕ В ТЕНЬ

В гражданском обществе продолжается активное обсуждение законопроекта лидера фракции «Ата Мекен» депутата ЖК Омурбека Текебаева «Об ограничении ростовщической деятельности в КР».

Слово независимому эксперту Буажар Абдыкадыровой:

— Я внимательно изучила законопроект, нашла в нем много противоречий. Это сырой документ, который идет вразрез с Конституцией, Гражданским кодексом, рядом нормативно-правовых документов надзорного органа — Национального банка нашей страны.

Но главное не это. Я вижу проблему в том, что текебаевский законопроект дает «зеленый свет» настоящим ростовщикам, которые всегда действуют подпольно и зачастую связаны с криминалом. Вспомните, сколько раз Национальный банк предупреждал кыргызстанцев: в республике занимаются незаконной преступной деятельностью различные МММ — финансовые пирамиды. Будьте внимательны, не попадайтесь на их удочку. Напомню: аферисты сулили доверчивым землякам быстрое обогащение, если те отправят энную сумму по указанному адресу.

Прежде чем расставаться со своими деньгами, проявите бдительность, узнайте, есть ли у сулящих высокие дивиденды лицензия Национального банка. Не секрет, что финансовой грамотностью населения занялись крупные микрофинансовые компании, и следует сказать им за это огромное спасибо. МФО работают открыто и прозрачно.

Кроме того, опыт передовых западных стран красноречиво свидетельствует: люди, пользующиеся услугами микрокредитных организаций, богатеют, выбираются из нищеты благодаря небольшим периодическим займам. Так зачем ломать сложившуюся и хорошо работающую систему? Чего на самом деле добивается автор законопроекта о ростовщической деятельности?

Не стоит уподобляться африканским странам, где постоянно снижается процентная ставка по микрокредитам. Там это делает государство из своего кармана, а также из финансовых источников различных донорских организаций и отвечает по своим обязательствам.

В Кыргызстане иная ситуация. Нас нельзя сравнивать с африканскими государствами (у них речь идет о ликвидации безграмотности местного населения, приобщении людей к малому бизнесу, позволяющему развить самозанятость, создать рабочие места).

У нас микрофинансированием с самого начала суверенитета занимаются частные структуры, а не государство, и относиться к ним следует адекватно, учитывая рыночные реалии. К слову, наше государство пальцем не пошевелило, чтобы создать приемлемые условия для развития столь необходимого республике микрокредитования. Свою нишу на отечественном финансовом рынке МФО буквально выстрадали. Зачем же губить хорошее дело?

Работающие на свету микрокредитные организации обязаны выполнять требования Национального банка: предоставлять полную стоимость заемных денег, раскрывать, из чего складываются комиссионные, сообщать НБ эффективную процентную ставку (она у нас плавающая, зависит от спроса и предложения). Это рыночный механизм, и он работает.

Беда в том, что многие заемщики, особенно в сельской местности, невнимательно читают условия договора, то, что написано мелким шрифтом. В результате сами подписываются под кабальными условиями кредитования, страдают от финансовых пирамид.

Считаю, что о них надо постоянно рассказывать по национальному телевидению и радио, писать в газетах. Это функция государства — защищать свое население от финансовых мошенников, штрафовать остапов бендеров.

Мне часто звонят знакомые, родственники, просят «пробить» по своим каналам, действительно ли существует та или иная микрокредитная организация, привлекающая депозиты и в очередной раз сулящая баснословные прибыли. Навожу справки, это несложно. Выясняется: названная компания нигде не зарегистрирована. Выводы делайте сами.

Президент Ассоциации кредитных союзов и кооперативов Орозалы Мамаев:

— У нас сравнительно небольшой объем на отечественном финансовом рынке. Члены кредитных союзов сами определяют процентную ставку по займам, каждый год она меняется. И это справедливо, ведь кредиторы распоряжаются собственным капиталом и вольны действовать в пределах установленных уставом КС правил. А дополнительный капитал мы приобретаем у оптовых кредитных организаций.

Сегодня процентная ставка кредитных союзов колеблется от 24 до 33%. Есть члены КС, которые регулярно берут займы под 30% и выше. Это их личное дело, зачем вводить ограничения? Зачем возводить препоны перед кредитными союзами, за десятилетия доказавшими свою жизнеспособность?

Законопроект о ростовщической деятельности принесет скорее вред, чем пользу народу Кыргызстана. А самое главное -значительно ухудшит инвестиционную привлекательность республики. Обострится дефицит кредитных ресурсов, что неизменно повлечет за собой повышение процентной ставки по займам. Микрофинансовые учреждения в Кыргызстане частные, нельзя с ними так поступать: дескать, работайте как знаете, выдавайте кредиты, а регулировать будет государство. Где же логика?

Президент Союза банков КР Анвар Абдраев:

— Административное вмешательство в рынок никогда не приносит положительных результатов. Нельзя быть наполовину беременной: мы или в рынке, или вне его, другого не дано. А раз приняли рыночное направление, то обязаны соблюдать законы рынка, аксиомы, которые никто не отменял.

Проблема всех постсоветских республик в том, что мы одной ногой стоим в капитализме, а другой застряли в своем социалистическом прошлом. Так нельзя. При мировом финансовом кризисе 2008 года, когда рушились банки-гиганты из-за повсеместных невыплат заемных средств, многие развитые государства пришли им на помощь. Но это, заметьте, была лишь временная финансовая поддержка. Банки, когда встали на ноги, выплатили государствам все взятые у них кредиты.

Союз банков Кыргызстана приложит все усилия к повышению финансовой грамотности населения, научит людей считать свои деньги. А то ведь как у нас часто бывает: берут кредит, не зная, на что будут тратить заемные деньги: на покупку коровы? Учебу сына или дочери? А может, на проведение тоя? Так нельзя.

Председатель совета директоров Ассоциации МФО Эркинбек Жумабаев:

— За два года комиссионные микрокредитных учреждений снизились на 5% без всякого вмешательства государства, сработал рынок, вот вам наглядный пример. Далее, наши компании и агентства регулярно приносят в бюджет 0,5 млдр. сомов в виде налогов и отчислений в Соцфонд.

Вспомните, в 2010 году, во время революции, пострадали многие заемщики в южных областях страны. Мы пошли им навстречу, с каждым клиентом работали индивидуально, оказали помощь, пролонгировали сроки выплаты кредитов, 150 млн. сомов списали. Сегодня наши заемщики нормально работают, развивают свой бизнес.

Если депутаты Жогорку Кенеша примут законопроект О. Текебаева, снизится рейтинг Кыргызстана на международной арене, что повлечет удорожание ресурсов для МФО, имеющих доступ к международным источникам и возможность привлечения инвестиций из-за рубежа. В результате резко сократится количество привлекаемых средств из международных финансовых источников.

К тому же занокопроект никак не поможет пострадавшим во время беспорядков на юге. Оспаривать свои позиции заемщикам придется в судах, для этого нужны документы, а у большинства, воспользовавшегося услугами уличных кредиторов, на руках нет никаких договоров.

Нельзя забывать: в Национальном банке работает целое управление внебанковского надзора, которое успешно справляется со своими обязанностями. И у наших парламентариев есть множество рыночных механизмов, применив которые, можно остановить рост комиссионных.

Исполнительный директор Ассоциации МФО в КР Наргиза Жолдошева:

— Надо бороться с мошенниками, а не набирать себе политические очки посредством инициирования подобных законопроектов.
Мы единственные, кто поддерживают малый бизнес на периферии. В Кыргызстане бедные люди составляют едва ли не 40%, сравните, к примеру, с Франциией, там 13% живут за чертой бедности, в этой развитой капиталистической стране бедным быть даже выгодно: социальные пособия, субсидии государство выплачивает довольно значительные, что позволяет неимущим французам жить припеваючи.

В Кыргызстане совсем иная обстановка, как можно сравнивать? В нашем обществе столько накопилось проблем, решать нужно их, а законопроект О. Текебаева тянет нас назад, подрывает доверие, в случае его принятия депутатами ЖК он не принесет стране пользу, а, наоборот, окажет медвежью услугу. Парламентарии, очень просим вас, услышьте нас! Пусть восторжествует разум!

Опыт России, Америки, ряда европейских стран доказал: АДМИНИСТРАТИВНЫЕ МЕРЫ НЕЭФФЕКТИВНЫ. Нам нужны стимулы для привлечения в республику новых инвестиций. С расширением рынка микрокредитования у кыргызстанцев появился реальный выбор, куда обратиться за финансами. Не лишайте их свободы выбора.

От народных избранников хотелось бы получить экономические расчеты о прогнозах заемных ресурсов на будущее в трех вариантах, как принято у нас в республике: представьте пессимистический вариант, оптимистический и обычный. Тогда о кажутся очевидны дол го-временные негативные воздействия законопроекта на экономику Кыргызстана.

Увеличится дефицит кредитных ресурсов, что повлечет за собой обязательное повышение процентных ставок по займам. Вырастет теневой сегмент рынка кредитов, в результате незащищенность населения только вырастет ввиду того, что официально зарегистрированные МФО вынуждены будут сворачивать свою деятельность.

Непременно даст о себе знать криминализация малого бизнеса из-за роста ростовщического и теневого финансирования начинающих предпринимателей. Для них сократится доступ к рабочему оборотному капиталу, усилится безработица.

Из-за сокращения выдачи кредитов и свертывания деятельности некоторых МФО упадут (на 500 млн. сомов ежегодно) налоговые отчисления в бюджет. В результате основная масса клиентов, проживающих в сельской местности, останется без заемных средств, люди будут вынуждены обращаться к ростовщикам и в ломбарды.

Повышение себестоимости кредитов приведет к свертыванию ряда социальных проектов, начатых м икрофинансовыми учреждениями, сокращению благотворительности, реструктуризации и списанию долгов проблемным клиентам. Оно нам надо?

Существует Закон «О конкуренции», он запрещает государственным органам вмешиваться в дела бизнеса, ограничивать их самостоятельность, дискриминировать их.

Выходит, уважаемым депутатам Жогорку Кенеша закон неписан?

Галина ЛУНЕВА.

Фото предоставлено Нацбанком КР.






Добавить комментарий