«Я поймаю солнце для людей, для всех людей…
Нет, эта книга вовсе не простая, —
В ней мысль и дух в соавторстве ума.
Его «Корона» — книга золотая,
И в ней талант сверкает, как алмаз.
В ней пять рассказов и три драмы вещих,
Про солнце — удивительная повесть!
А кто герои каждой его вещи? —
Суть Человека, кормчий жизни — Совесть…
Пришли ко мне эти строки, когда я, прочитав дважды, закрыл последнюю страницу книги «Корона» Султана Раева. И хочу верить, что они по своей сути верные. По крайней мере, для меня, за жизнь прочитавшего немало книг. Среди них были, конечно, и те, которые дарят и новые открытия духа, поднимая тебя на вершину взыскательной совести, если ты эту драгоценность не растерял, блуждая в туманах и слякоти жестокого века. Были и те, в которых ты видел, как все же беззащитен человек от ему подобных, возомнивших, что они — властители судеб многих и многих двуногих тварей, которые по чьей-то воле заселили нашу Землю. Идут и ползают по ней кто как умеет, к чему приспособится и на что годен… И глядя на все это, твоя непокоренная душа нашептывает строки:
В веках мы, люди, так обожжены
Огнищем войн и ложью в беспределе…
Но перед Богом мы обнажены —
Такие, кто мы есть на самом деле…
И если твоя судьба тебе, как и всем нам, предначертана свыше, то благо для живущего, что он не знает ее конечного итога. Живет и страдает, бьется за каждый счастливый день жизни. А она, простая и порой мучительно трудная жизнь Человека, разная — великое и сладкое бремя его пребывания на необъятной Земле. И на ней он, Человек, всего лишь кроткое и хрупкое создание, готовое на все, чтобы выжить, не брезгуя ничем. Но порой все же встречаются и те, кто, проживая свою жизнь, исповедуют в ней другое, пусть очень тяжелое, способное обречь на смертельные муки, но даже это не остановит их вечного сражения за правду жизни и за вершину ее — Справедливость.
И первых, и вторых населил в свою книгу «Корона» наш современник, скажу даже так, родной по земле, на которой мы живем, и близкий и ясный по мысли всепобеждающего духа, утверждающего, что только созидание, где оно порой даже трудно мыслимое, но все же необходимейшее условие выживания человеческого рода. И если ты писатель, если твое сердце еще не заросло мохом и полынью, если твое перо еще не схватила жажда наживы, когда, не гнушаясь ничем, ты изо дня в день славишь ложь и неправедное, что рядом и вокруг, то ты должен быть с теми, кто созидает. С теми — кто на солнечной стороне жизнеутверждения. И он, автор книги «Корона» Султан Раев, стоит, мыслит и действует именно на такой стороне. И я смело и убежденно говорю, что открыл для себя еще одного большого писателя — соотечественника по земле, на которой живу почти всю жизнь. И для меня — это поистине радостное и долгожданное открытие! Этот свежо и неповторимо мыслящий писатель, драматург, поэт теперь уже зазвучал русским Словом: книга «Корона» Султана Раева вышла в Москве в издательстве «Перо». Он подарил мне своими прекрасными и трогательными рассказами целые часы думающего чтения.
Не претендуя на широкое исследование творчества писателя, все же, как взыскательный и пристальный читатель, скажу, что его рассказы, повесть и драмы звучат и будут звучать и в нашем, и в дальнем времени. И все потому, что он своим глубинным взглядом и по-своему внимательно всматривается в Человека. Открывает в нем такие поступки и грехи земные, вникая в которые, прямо хочется выкрикнуть с полной силой голоса:
Непостижимо слово «человек»,
И смыслы в нем не все, не все открыты…
И соглашаешься, как все-таки жестоко прав великий поэт и первый из русских писателей лауреат Нобелевской премии Иван Бунин, который утверждающе изрек:
Я человек: как Бог, я обречен
Познать тоску всех стран и всех времен…
И книга «Корона» талантливого и самобытного писателя Султана Раева добавляет нашему познанию о неохватном и всежаждущем человеке и свои неповторимые и только его перу присущие неожиданные сведения. И хочу сказать, что и сегодняшние, и будущие читатели всегда будут ждать от этого автора новых откровений и явлений, за которыми — главные герои — Человек и его Совесть.
Итак, о книге. Поглощенный сопереживаниями судеб ее героев, слушал сельского жителя Пусу — отличного рассказчика о жизни городской, в которой он лишь однажды побывал и глотнул ее воздуха и гари, с неосуществленной мечтой родной кровинки — дочери Перигуль, желавшей стать непременно и только лишь судьей. Но все ее старания закончились тем, что родился сын — внук Пусу. Ох, как немило приняла такое известие поначалу жена Пусу. А муж,приехав из города с этой главной вестью, все не подходя к такому событию, о городе и о жизни, в нем увиденной, говорил:
— Город — это что-то огромное, пай-пай… Спасибо государству, построившему столько домов. Дома такие высокие: посмотришь — калпак падает. Много удивительного там.
— О дочке лучше расскажи. От кого внук-то?
— Что? Да ничего толком не объяснила. Ошиблась, видать, по молодости…
С неба на него глядела круглая, как подсолнух, луна.
«Видел луну, видел здоровье», — вспомнил он древнюю скороговорку. Пусу посмотрел на лицо внука при лунном свете.
«Нос на мой похож, — чувствуя нежность к ребенку, подумал он.
— Сынок, да ты весь в деда. Я тебя никому в обиду не дам…». Он поцеловал внуку руку.
Молчаливая луна ободрительно кивнула круглой головой.»
Меня и мои чувства не оставляет равнодушным городская история дочери Пусу. И через его горькие переживания — о незаконнорожденном внуке. Какой же это умник с косматым сердцем может так сказать и назвать так новую рожденную жизнь. Человека? Да и есть ли у этого «мудреца» вообще-то сердце? — возмущенно думается мне.
Но уже захватывает и берет в свою власть другой рассказ Султана Раева «Пыльная дорога». И по ней, вырядившись в новый заграничный костюм, в чешских туфлях идет в город сельский трудяга Жусубали, который и знаменит тем, что будто бы на все вопросы знает и находит свои ответы. Даже и на такой непонятный: почему пыль, которую только тронь, взлетает вверх? Но одного не понимает, почему, кажется
ему, родная жена Батмакан, недооценивает его, Жусубали. И вот он ей пригрозил, что пойдет в город и найдет там городскую подругу и приведет ее в село.
На пыльной дороге ему встретился еще один селянин Акматали. И они с ним толково обсудили все проблемы и села, и мира. Пропустили за разговором уже и первый автобус, идущий в город. Жусубали только и сказал:
— Бог с ним, не поднимай руки, пусть проезжает. Не решусь я никак что-то. Ты подумай, кого я привезу из города?.. Какой черт меня дернул за язык?.. Кто там на меня посмотрит? Пусть даже я не импортный костюм одену, а наряжусь в чистое золото, все одно останусь тем же пахнущим потом поливальщиком?.. Что мне теперь делать?..
А между тем пыльная дорога кончилась, они вышли на шоссе, повернули к остановке автобуса. И вдруг увидели стоявшую там жену Жусубали. Жусубали даже часто-часто заморгал, не веря своим глазам. Он побледнел.
Батмакан медленно пошла к нему навстречу.
— Пойдем домой, Жусубали, — сказала она. Голос Батмакан был сейчас необычен, приятен на слух…
Пыльная дорога. Шагают по ней рядышком Жусубали и Батмакан. Вздымает каждый их шаг дорожную пыль.
Пересказывать рассказы и драмы, я в этом убежден, прочитав книгу «Корона» поистине мудрого своей человеколюбивой зрелостью писателя Султана Раева, — дело второстепенное. А вот первостепенное -книгу надо читать и перечитывать. И размышлять над прочитанным, обогащая свои мысли, укрепляя те благородные чувства, которые проповедует, защищает своими живыми и колоритными героями наш современник. Может, скажу даже и так — талантливый знаток души своего народа и просто земного Человека Султан Раев. Он бесстрашно ведет своих героев по дорогам жизни в нашем богатом на искусы и грехи веке, веря в их обновление и возрождение здоровых сил. Ведь даже закоренелый вор из рассказа «Пятый день недели», пробравшийся в дом для того, чтобы ограбить, видя одинокую умирающую старуху, затаившись в углу, наблюдает безобразное равнодушие ближних к ней, подает жаждущей и уходящей в мир иной стакан воды, не думая, что его обнаружат и схватят. И уходящая из жизни старуха, сжимая крепко его руку, успевает сказать:
— Омойте мое тело!.. Хочу чистой предстать пред Богом.
Да, этими словами рассказ заканчивается. Но хочу думать, что этими словами писатель искрой божьей своего таланта, горя им, освещает путь другим людям, чтобы быть чистыми и не длить грехи . И он в этой книге предстает неожиданно, но и абсолютно прозорливым и правдивым творцом -художником Слова. Будто бы из ничего — из обыденнейшего кусочка нашей многограннейшей жизни — он создает зримую, большую и значимую картину, где есть и короткое счастье, и вмиг повзрослевшая гордая душа героини Карлы-гач, и совершенно солнечный мальчик из его удивительной повести «Мальчик, державший в руках солнце».
Уже даже само название притягивает тебя к этой повести, в которой судьбами своих героев он затрагивает самые вечные и злободневные вопросы. Я бы их определил так: «Кто ты, человек, на самом деле здесь, в этом мире, и куда влачишь свой путь? Ты ходячая двуногая тварь или мыслящий разумный житель Земли? Ты созидатель или разрушитель? Сердце у тебе какое? Отзывчивое, болевое и чувствительное на все несправедливое, что еще творится вокруг? Или оно у тебя непробиваемо твердое, как булыжник, равнодушное, без отзвука, без боли и сострадания к себе подобным божьим тварям — людям?».
Читать книгу Раева надо внимательно и вдумчиво, чтобы постичь всю глубину его Слова и Мысли. И только тогда, и в этом случае писатель и его герои становятся твоими мудрыми собеседниками, открываются в том объеме, на который способны к восприятию и твой ум, и твое сердце. Скажу откровенно, меня, как человека, владеющего поэтическим слогом, именно он, писатель Раев, так задел за живое, зацепил за самое сокровенное, что подвигнул написать немало стихотворных строк. Вот хотя бы такое стихотворение:
Шагающего по Земле из века в век,
Его всю суть ты мудрой мыслью взвесь,
Спроси: «Ты — тварь Земли, обличьем Человек!
Куда идешь? Ты кто? Зачем ты здесь?
К чему издревле ты свой путь кровавишь? —
В твоей крови века, эпохи, дни…
И коль в грехах, во зле ты миром правишь,
Кровавый путь свой к Богу отмени!
Не можешь… Сделать это ты не в силе,
В веках не смог… Не сможешь и теперь…
Тогда сведешь свой род людской к могиле,
Ты — мыслящая тварь, двуногий зверь.
Вползешь, клыками злобными ощерясь,
Ты — бывший человек и падший супермен —
Опять в свои дремучие пещеры.
… Так Бог закончит над тобой эксперимент.
Ты, мнящий о себе, что ты всех выше,
Земли хозяин, своей мерзкой воли…
Тогда иди туда, откуда вышел,
Не избежав бесславия юдоли…
Так я думал, к таким мыслям подвигла меня более всего судьба и жизнь мальчика, короткая, как отблеск молнии из повести «Мальчик, державший в руках солнце», которого, да, да правдивый своей беспощадной правдой писатель Раев неумолимо, повинуясь безжалостной сути бытия, бросает под колеса насильников. И когда же. Именно в тот миг, когда однажды этот мальчик, мечтавший для всех поймать великое светило, чтобы, как говорил он: » Я поймаю солнце для людей, для всех людей.», в погоне за солнцем, которое уходило от него и спряталось за холмами. И он опять не осуществил свою мечту, «плакал в огне отчаяния необычным плачем». И вдруг внезапно мальчик становится свидетелем убийства девушки двумя двуногими чудовищами. И такие звери не щадят и его. Но. к умирающему мальчику слетает с небес «как большая медная тарелка. Солнце, и оно, о великое святое Солнце» наконец-то в его руках. Но безжалостна к нему жизнь, которая идет на земле, когда в ней еще властвуют и нередко побеждают темные силы мерзости, насилия, зла.
Давайте вслушаемся в слова автора над умирающим мальчиком. Они — сердце рвущий реквием небесной душе мальчика, верящего в победу добра над злом: «Господи, руки мальчика, державшего солнце, так сильно нагрелись! Прямо как к печке их прижал! Или это тепло самого солнца? О каком тепле говорит мальчик, о каком?.. О, удивительные руки мальчика, только что державшие солнце, они теперь холодные, как лед. Это почему? Что за чудо все это?.. О солнце! Не гасни! Не гасни! Мальчик просит тебя! Не гасни!.. О солнце! Ты не забыло последние слова мальчика? Он сказал: «Я поймал солнце». Теперь он, может быть, принесет его в каждый дом. В каждый дом, в каждый.».
… У Чигиза Айтматова в повести «Белый пароход», которая вышла из-под пера писателя в прошлом веке — более чем 40 лет назад, тоже главный герой мальчик без имени, как и в повести Султана Раева. В чем их сходство? Герой нашего великого классика, ставшего достоянием мировой литературы, Чингиза Трекуло-вича мальчик, не выдержав лжи, подлости и безысходности окружающей жизни уплывает в море рыбой за своей мечтой -белым пароходом. И когда эта повесть вышла в свет и была прочитана и воспринята многими миллионами почитателей, то Айтматову приходилось отвечать и на такой вопрос на многочисленных тогда и широко проходивших читательских конференциях. Мол, а почему мальчик поступил именно так, а не иначе. И Чингиз Торекулович отвечал, опираясь на образы мировой литературы: «Что такое гибель Джульетты с точки зрения житейской? Это отчаяние и безысходность, это самоубийство слабого духом. Что такое гибель Джульетты в искусстве? Казалось бы, почти то же самое, но под пером Шекспира эта «безысходность» обретает мощную силу обратного воздействия — это сила духа, это непреклонность, это убежденность и бескомпромиссность. Это одновременно любовь и ненависть, вызов и верность, это, наконец, утверждение личности ценой собственной жизни. Да, мальчик погибает, но духовное превосходство остается за ним. Важно, чтобы читатель был преисполнен решимости сразиться за правду жизни, которую в силу разного рода причин литературным героям, быть может, не удалось утвердить физически.».
Погибает и герой писателя Султана Раева в повести «Мальчик, державший в руках солнце». Но он передает свою способность мечтать другому мальчику, полному решимости тоже держать солнце в руках, чтобы оно светило для всех и всех людей на земле. И пусть оно, это солнце, привиделось другому мальчику во сне, когда он держал светило в руках и приговаривал: «О Солнце!.. Величайшее драгоценное солнце! Это ты?..».
И слышится мне в этом страстный призыв к нашему не в меру жестокому миру, ко всем нам, взрослым и мудрым, хмурым и злым: не отнимайте у идущих за нами дерзновенную мечту, иначе без нее не устоять земному человечеству.
Была бы моя воля, всю многомерную в охвате нашей прошлой и ныне идущей жизни повесть Султана Раева «Мальчик, державший в руках солнце» включил бы в школьную программу как еще один страстный и убедительный зов к утверждению добрых начал жизни над злыми силами. Ведь без этого нельзя и невозможно устоять неискалеченным всему человечеству в будущем, страшно монетарном, безумно техническом ядерном веке, теряющем свой живой и божественный дух.
И еще: будь моя воля, уже состоявшемуся писателю Султану Раеву дал бы государственный большой грант и отправил бы его к творческому столу. И пусть он пишет свою большую и главную «нетленку» о нашем непростом и запутанном времени, о всем сущем в Человеке. Для этого созрела сила мысли и слова у Творца, создавшего книгу «Корона» Султана Раева.
Леонид КАЛАШНИКОВ, публицист, кавалер духовных наград России — медалей А.С. Пушкина, М.А. Шолохова, лауреат премии Президента КР «Золотое перо».
Related News

В ожидании чуда
С наступлением зимы наверняка многие задумались о том, как будут встречать Новый год. Хозяйки шерстятRead More
И много-много радости детишкам принесли…
В преддверии Нового года Детский фонд совместно с Городским центром творчества школьников «Кыргызстан балдары» приRead More